Историческая динамика народно-певческих исполнительских стилей

Народно-певческое исполнительство, в своё время, являвшееся бытовым, прошло длительный путь развития, в результате которого выросло до сценических форм и стало частью русской песенной культуры. В настоящее время русское народно-певческое исполнительство включает в себя сложные процессы взаимодействия народных и профессиональных образцов музыкального творчества.

 «С XVIII по XX века, А раньше? Начни с ранних певческих проявлений в ритуале. в периоды феодализма, капитализма, социализма, в период бурных изменений условий общественной жизни, развивается устное народное творчество.  Развивается общинный строй жизни, появляются понятие музыкально-городской культуры и крестьянской музыки. После революции 1917 г. появляются  песни гражданской войны, нового быта, ВОВ и послевоенного времени. Стилевые черты становятся ведущими и влияют на традиционную крестьянскую песню» [15].

Общинный строй жизни, стал прародителем коллективной формы песенного исполнительства. Соборность общественного сознания и мировоззрения, разнообразие форм коллективного труда, все это привело к зарождению обрядовых традиций и сопровождающего фольклора. В зависимости от условий, обстоятельств и общепринятого стиля жизни, формировались соответствующие приемы вокализации. Вырабатывалась индивидуальная, специфическая данной местности и семье манера пения.

Так, становлению жанров трудовых, артельных песен способствовали  массовые работы: сельско-полевые, в тяжелый «артельный» труд: бурлацкий, лямочный. Песни сопровождали посиделки и работу по дому. Уезжая на заработки в другие регионы России, рабочие привозили с собой новые песни, новые исполнительские формы обрядового фольклора.

Путь, пройденный русской музыкой в течении длительного исторического периода – от древнейших времен до середины XIX века - это процесс формирования развития и роста богатейшей музыкальной культуры народа. Родоначальником народного хорового пения на профессиональной сцене и организатором первого в России народного хора стал Митрофан Ефимович Пятницкий (1864 – 1927), знаток певческого искусства, знаменитый «собиратель» русских песен. Он ездил по деревням и селам центральной России, слушал народных певцов. Более 400 песен, записанных на старинном валиковом фонографе, сохранились в архивах Митрофана Пятницкого. Пятницкий был настолько покорен народными исполнителями, что у него появилась мечта показать на концертной эстраде русскую песню в ее подлинном виде, так, как она звучала веками.
Первый концерт коллектива состоялся 2 марта 1911 года в Москве на сцене Благородного собрания. Перед публикой предстали поющие крестьяне – прямо от земли, от сохи с завалинки.

В настоящее время традиционное бытование фольклора в коллективной форме практически утрачено. Чаще всего он встречается в  реконструкциях и сценическом воплощении семейно - бытовых и календарных обрядов. Этим  занимаются фольклорные, этнографические и аутентичные ансамбли. Реконструкция, в данном случае, это восстановление обрядов по сохранившимся воспоминаниям исполнителей и описаниям этнографов. Хранителями этих знаний являются традиционные исполнители сохранившие в своей памяти песни и эпизоды своей жизни и жизни близких им людей. Главной задачей каждого из этих коллективов является перенимание традиций, для их дальнейшего сохранения.

Степень точности воспроизведения фольклора на сцене связана с творческой позицией интерпретаторов, что вносит изменения в облик первоисточника. Именно этот момент является особо значимым при сценическом воплощении фольклора. В связи с этим вопрос сценического воплощение фольклора является дискуссионным. Для одних сохранить первозданное репродуктивное звучание — обязательное требование, а для других — это принципиально немыслимо. Фольклор в современной сценической практике способствует пропаганде народного искусства и воспитанию интереса к традиционной музыке у широких слоев населения. Поэтому, каждый народно – певческий коллектив в первую очередь должен стремиться к достоверному исполнению традиционного фольклора на сцене. Позиция народно – певческого коллектива по отношению к концертной деятельности, прежде всего, должна быть основана на точной передачи песенной традиции.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: