Локальные формы народных певческих традиций

Неоспоримо влияние локальной певческой культуры, отражающей традиции импровизационного интонирования в рамках региональных вокальных норм. Обобщение семантики интонационно-выразительных средств музыкального языка, структуры, формы и содержания в художественной интерпретации песен можно рассматривать как проявление новаторства исполнительского стиля.

    Западнорусская песенная традиция считается наиболее древней,  раннего формирования. Территория распространения западнорусской традиции: Брянская, Смоленская области, западные районы Калужской, Курской областей, южные районы Псковской, Тверской областей, русские поселения Белоруссии, Украины (Гомельская, Витебская обл.) и Украины. На западнорусской территории первоначально складывалась восточнославянская архаическая культура, сохранившая наибольшие связи с западнорусской культурой. Им свойственна сохранность дохристианской картины мира и архаических форм народной духовной культуры.

Показателем древности и архаичности западнорусской традиции является функционирование календаря в качестве «ядра» традиции. Сохранение полного годового корпуса календарных обрядовых песен и выдвигает календарь в число доминанты в системе песенных жанров западнорусской традиции. С обрядовыми напевами календарного цикла сохраняют генетическую связь свадебные обрядовые и ранние лирические песни.

Второй крупный региональный пласт в русском песенном фольклоре об­разует традиция русского Севера, которая наиболее полно проявляется в фольклоре Новгородской, Архангельской, Санкт-Петербургской и Вологодской областей, а также в на­родном музыкальном творчестве русского населения Коми, Карелии, Кольского полуострова. К этой обширной террито­рии по характеру народного искусства примыкают северные районы Костромской и Кировской областей.

Существенной особенностью северной традиции является преобладание эпических песенных жанров в сольной сказительской форме. Былины, баллады, духовные стихи, небыли­цы, скоморошины в развитых полных вариантах были запи­саны в Заонежье, на Пинеге, Мезени, Печоре. Эпическое на­чало в той или иной степени проявляется во многих жанрах северного фольклора. Близко связана с эпосом манера север­ных плачей и причитаний. На Севере распространены весьма разнообразные и сложные по хореографическому рисунку хороводы.

Среднерусская музыкальная традиция географически сконцентрирована вокруг Москвы и прилегающих областей, то есть распространена в Московской, Владимирской, Нижегородской и других центральных областях. Ее возникновение приходится на период укрепления Московского государства в ХVI–ХVII вв. Позже к этой песенной традиции стали относить и музыкальный фольклор Ивановской, Ярославской и Тверской областей. Черты и центральной, и южнорусской культуры несет в себе фольклор Калужской, Тульской и Рязанской областей.

Среднерусская вокальная манера приближается к академической, сохраняя некоторые характерные народные особые черты, к которым относятся артикуляция, близкое к разговорному произнесение слова. Среднерусские песни звучат преимущественно в среднем и высоком регистрах, очень мягко и собранно.

Самобытную песенную традицию в русском нацио­нальном фольклоре образует южнорусская народная музы­кальная культура. Ареал ее распространения — к югу от Оки до встречи с украинскими селениями. В наиболее характерных формах она проявляется в искусстве населения Белгородской, Курской, Воронежской, Липецкой областей, а также в музыкальном фольклоре русских на северо-востоке Украины — в Харьков­ской, Полтавской и Сумской областях.

По условиям быто­вания фольклора южнорусская традиция отличается, прежде всего, опорой на хореографию плясового характера с приуро­ченностью хороводов к различным периодам и датам кресть­янского календаря. Плясовые «карагоды» и «танки» распостранены в южных районах повсеместно. Песни с движением, распространенные в данном регионе, как правило, имеют ха­рактерный припев со словами «лели, лели». Этим объясняет­ся их местное название: «лелюшки» или «алелешные» песни Плясовые «лелюшки» преобладают и в местном свадебном репертуаре. Медленные, чинные ритуальные песни, которых немного, исполняются обычно лишь в самые драматические моменты обряда бракосочетания, когда невеста уезжает из родительского дома или когда ей расплетают косу. Свадеб­ные причитания либо вовсе отсутствуют, либо занимают весьма скромное место в обряде.

«Самостоятельная оригинальная традиция сложилась в песенном творчестве донских казаков. В широком плане ее можно рассматривать как характерное ответвление южнорус­ской культуры. Общими с остальными региональными оча­гами южнорусского искусства у донских казаков являются основные формы бытования фольклора (плясовой хоровод, свадебная игра праздничного характера с обилием плясовых напевов, лирическая песня мужественного, воинского скла­да), стилевые признаки (многоголосие с противопоставлени­ем нижнему голосу верхнего подголоска в условиях напряженной голосовой тесситуры), исполнительские приемы (от­крыто-эмоциональная, активная форма вокализации)» [16].

Что касается отличительных признаков, то наиболее существенной отличительной особенностью казачьего пения можно считать присутствие виртуозного орнаментального подголоска — «дишканта».

Как особенный компонент системы русского фольклора можно выделить народную музыкальную традицию среднего Поволжья. К ней относится фольклор Ульяновской, Самарской, Саратовской и Пензенской областей. Частично они проявляются в пении русского населения Татарии, Башкирии, Мордовии, Чувашии и Марий Эл. Эта песенная традиция сформировалась в XVI – начале XVIII столетиях. Ее появление обусловлено процессами заселения южных и юго-восточных окраин России. Песенная традиция Поволжья сильно отличается от традиций других регионов, поскольку на ней сказалось влияние соседних финно-угорских и тюркских народов.

Песни Поволжья имеют развитую многоголосную фактуру с преобладанием гармонических средств. Характер же звучания песен очень своеобразен. Для него характерно широкое расположение голосов с использованием мягкого среднего и легкого головного регистров. Преобладающим является пение "тонкими голосами", благодаря которому достигается особая прозрачность, "воздушность" хоровой звучности. Относительную самостоятельность приобретает высокий верхний подголосок, который часто дублируется в октаву одним из нижних голосов. Подобная манера предопределяет ассоциации с северным многоголосием. Таким образом, в песнях проявляются многие общенациональные черты русского музыкального фольклора. Важной особенностью является развитая, широкая по диапазону мелодия, которая становится важнейшим средством выразительности.

Рус­ский музыкальный фольклор, бытующий на обширной терри­тории, расположенной за Уральским хребтом (Сибирь и Дальний Восток), представляет собой довольно пеструю картину. Наиболее показательна для данного об­ширного региона традиция старожилов. Ее можно считать определяющей в местном фольклоре. Все остальные, более поздние традиции сложились под заметным ее влиянием. Может показаться удивительным, но пение старожилов, рас­селенных по громадной территории, отдельные районы кото­рой удаленны один от другого на расстояние до нескольких тысяч километров, имеет много общих черт. Старожильче­ская манера легко угадывается в звукозаписях, сделанных на Алтае и в Томской области, на Илиме и на Нижней Тунгуске. Основное ее качество — большая собранность, строгость, даже суровость. Песни старожилов часто звучат в предельно низком, «угрюмом» регистре; большей частью они выдержа­ны в медленном или достаточно умеренном темпе.

«Совсем иной представляется песенная традиция «семейских», потомков старообрядцев Забайкалья. Несмотря на строгость нравов, диктовавшихся в прошлом аскетическими религиозными догмами, художественный облик песен, сло­женных в их среде, очень яркий и броский. Вероятно, это объясняется южным происхождением родоначальников семейской общины. Песни семейских имеют бодрый, волевой характер. Стилевая особенность этих песен связана с густой, насыщенной по звучанию многоголосной фактурой. Ее кар­кас составляют два ведущих певца — «начинщик» (бас) и «тенор» (верхний подголосок), остальные участники ансамб­ля заполняют звуковое пространство между этими крайними голосами. Тесное расположение голосов и их взаимодействие по принципу контрастной полифонии приводит к тому, что в хоровой фактуре по вертикали постоянно возникают терпкие, жесткие созвучия. Поэтому, несмотря на «спокойный» сред­ний регистр, песни звучат весьма напряженно и насыщенно. Особый интерес данная культура вызывает в связи с тем обстоя­тельством, что семейские жили длительное время замкнуто в окружении бурят, что способствовало «консервации» некоторых средневековых элементов в их песенном искусстве» [17].

 

Заключение.

За время исторического и культурного развития нашей страны, в традиционном песенном фольклоре сложились основные региональные закономерности исполнительских стилей. По мере развития общества из общего синкретизма фольклора стали выделяться жанры и виды, как следствие этого, появилась сложная жанровая система.

 Следует особо отметить, что в то время, как по сово­купности целого ряда признаков каждая региональная тради­ция цельна и относительно замкнута в себе, отдельные достаточно характерные местные явления имеют более широкую территорию распространения, образуя более крупные зоны, объединяющие по данному особому свойству несколько обо­собленных по иным признакам традиций.

 В каждую историческую эпоху существуют произведения древние, трансформированные, а так же вновь создаваемые на основе традиции. В совокупности они образуют традиционный фольклор, создаваемый и передаваемый каждой этнической средой из поколения в поколение устным путем, что образует в целом культуру этноса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: