Раздел I. Закономерности исполнительских стилей в свете жанровой проблематики народно-певческого исполнительства

Исполнительство — самостоятельная и неотъемлемая часть структуры фольклорно-этнографического текста.

  По мнению Чернышевского «пение первоначально и существенно, подобно разговору, – произведение человеческой природы, а не произведение искусства». На самом же деле пение может быть и тем и другим. Обращенное к слушателю, оно становится преимущественно произведением искусства, хотя еще неотделимым полностью от быта, но уже впрямую отражающим органическую потребность в эмоциональном общении. При этом выделяется, прежде всего, коммуникативная функция пения, а, следовательно, так или иначе, учитываются сложившиеся нормы его восприятия.

Для осознания образного содержания народной музыки необходимо учитывать целый комплекс взаимосвязанных и взаимозависящих факторов. Нужно учитывать жанровую природу рассматриваемого произведения. Сведения о естественном жизненном контексте, в котором обычно звучит произведение народной музыки, совершенно необходимы для правильного понимания его художественного смысла, образной семантики.

Рассматривая образное согласование слова напева в той или иной конкретной песне в определенном исполнении, мы обычно наблюдаем прямое их образное соответствие, т.е. если напев лиричен, то и словесное содержание песни невеселое. И наоборот, когда напев по характеру игрив, задорен, то и повествуется в песне о радостных сторонах жизни. Но так же встречаются образное несоответствие, когда песня о расставании девушки с милым другом, которого берут в солдаты, поется на плясовой напев. Очевидно, смысл песни нужно понимать так: ничто, никакие беды и несчастья не смогут помешать русской женщине веселиться. На людях, в хороводе, среди большой пляски она может забыться, отвлечься от своего горя.

Пение всегда остается самым непосредственным образом, связанным с первичной и органически присущей человеку во все времена потребностью в эмоциональном самовыражении. И этой исконной человеческой потребностью в не меньшей мере, чем непосредственной социальной необходимостью, обусловлено исключительное место, занимаемое одиночным пением в ранней культуре.

Отображение аутентичной природы песенного исполнительства занимает одно из приоритетных положений в творчестве певицы, главными чертами которого являются непосредственность и естественность звучания русских песен, волевое начало и духовная направленность к позитивным моментам. Стремление сохранить подлинность звучания крестьянского и городского фольклора приводит к исполнению песен в открытой разговорной манере с применением разнообразных вокальных приёмов, характерных для музыкального диалекта регионального певческого стиля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: