Содержание
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подп. |
| Дата |
| Лист |
| 1 |
| КП 00. 00. ПЗ |
| Разраб. |
| Николаенко |
| Пров. |
| Жарская |
| Н. контр. |
| Жарская |
| Утв. |
| Жарская |
| Содержание |
| Лит. |
| Листов |
| 1 |
| БГТУ 42213012,14 |
| Введение 1 Аналитический обзор. Нормативное правовое регулирование организации и проведения ОВОС | 5 6 |
| 2 Общая характеристика промышленного объекта | 13 |
| 2.1 Ситуационная карта-схема, физико-географические и климатические условия размещения площадки 2.2 Структура, генеральный план предприятия. 2.3 Схема материальных потоков, инженерные сети и транспорт | 13 15 17 |
| 2.4 Технико-экономические показатели работы предприятия, затраты на природоохранную деятельность | 18 |
| 3 Воздействие на окружающую среду в условиях нормального функционирования объекта | 20 |
| 3.1 Воздействие на атмосферный воздух 3.2 Воздействие на поверхностные и подземные воды 3.3 Обращение с отходами, воздействие на почвенный покров | 20 26 30 |
| 4 Воздействие объекта на окружающую среду при чрезвычайных ситуациях 5 Аналитический контроль источников выбросов, сточных вод, локальный мониторинг | 34 |
| 36 | |
| 6 Оценка величины и значимости воздействия | 38 |
| Заключение Список использованных источников Приложение А | 40 41 |
Реферат
Пояснительная записка содержит 43 страницы, 1 рисунок, 10 таблиц и 10 источников литературы.
ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ, ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА, СИТУАЦИОННЫЙ ПЛАН, ИСТОЧНИК ВОЗДЕЙСТВИЯ, АТМОСФЕРА, ГИДРОСФЕРА, ЛИТОСФЕРА.
Целью курсового проекта является оценка воздействия на окружающую среду ОАО «Белшина».
В проекте рассмотрены вопросы по оценке воздействия ОАО «Белшина» на окружающую среду, представлены основные загрязняющие вещества, негативно влияющие на атмосферу, приведены характеристики сточных вод, сбрасываемых в канализацию и поверхностный водоток, а также дана характеристика отходов, которые образуются на предприятии. Оформлен графический материал, включающий ситуационную карту-схему с источниками воздействия на окружающую среду, а также схема материальных потоков с показателями, характеризующими воздействие на окружающую среду.
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подп. |
| Дата |
| Лист |
| 1 |
| КП 00. 00. ПЗ |
| Разраб. |
| Николаенко |
| Пров. |
| Жарская |
| Н. контр. |
| Жарская |
| Утв. |
| Жарская |
| Реферат |
| Лит. |
| Листов |
| 1 |
| БГТУ 42213012,14 |
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подп. |
| Дата |
| Лист |
| 1 |
| КП 01. 00. ПЗ |
| Разраб. |
| Николаенко |
| Пров. |
| Жарская |
| Н. контр. |
| Жарская |
| Утв. |
| Жарская |
| Аналитический обзор. Нормативное правовое регулирование организации и проведения ОВОС |
| Лит. |
| Листов |
| 7 |
| БГТУ 42213012,14 |
Проведение оценки воздействия на окружающую среду, которая сопровождает разработку проектной документации, производится в соответствии с требованиями и рекомендациями, которые регламентируется Законом Республики Беларусь от 9 ноября 2009 года «О государственной экологической экспертизе» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 276, 2/1606), Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, подписанной в городе Эспо 25 февраля 1991 года, Конвенцией о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, подписанной в городе Орхус 25 июня 1998 года [3].
Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке проектной документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности в отношении объектов, перечень которых приведен в Статье 13 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе».
Порядок и основные этапы проведения ОВОС, требования к содержанию отчета об ОВОС и проведению его общественного обсуждения установлены Положением о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду [1].
Оценка воздействия проводится при разработке проектной документации на первой стадии проектирования для объектов, указанных в части первой статьи 13 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе», и включает в себя следующие этапы:
- разработка и утверждение программы проведения оценки воздействия на окружающую среду (далее – программа проведения ОВОС);
- проведение международных процедур в случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности;
- разработка отчета об оценке воздействия на окружающую среду (далее – отчет об ОВОС);
- проведение обсуждений отчета об ОВОС с общественностью, чьи права и законные интересы могут быть затронуты при реализации проектных решений, на территории Республики Беларусь (далее – общественные обсуждения) и в случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности – на территории затрагиваемых сторон (далее – общественные обсуждения на территории затрагиваемых сторон);
- проведение консультаций в случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности с затрагиваемыми сторонами по полученным от них замечаниям и предложениям по отчету об ОВОС;
- доработка отчета об ОВОС по замечаниям и предложениям общественности и затрагиваемых сторон;
- представление доработанной проектной документации по планируемой деятельности, включая отчет об ОВОС, на государственную экологическую экспертизу;
- проведение государственной экологической экспертизы проектной документации, включая отчет об ОВОС, по планируемой деятельности;
- утверждение проектной документации по планируемой деятельности, в том числе отчета об ОВОС, в установленном законодательством порядке;
- представление в случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности утвержденного отчета об ОВОС и принятого в отношении планируемой деятельности решения в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее – Минприроды) для информирования затрагиваемых сторон.
Программа проведения ОВОС разрабатывается проектной организацией по договору с заказчиком.
В программе проведения ОВОС определяются структура отчета об ОВОС, график, объем и степень детализации работ по оценке воздействия исходя из особенностей планируемой деятельности и сложности природных, социальных и техногенных условий. Степень детализации и объем работ по оценке воздействия должны быть достаточными для предварительного определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий реализации планируемой деятельности.
Проектная организация при разработке программы проведения ОВОС с учетом критериев, установленных в Добавлении I и Добавлении III к Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, определяет, может ли воздействие планируемой деятельности иметь трансграничный характер.
Программа проведения ОВОС должна содержать:
- план-график работ по проведению оценки воздействия;
- сведения о планируемой деятельности и альтернативных вариантах ее реализации;
- картосхему альтернативных вариантов размещения планируемой деятельности;
- сведения о предполагаемых методах и методиках прогнозирования и оценки, которые будут использованы для оценки воздействия;
- разделы:«Существующее состояние окружающей среды, социально-экономические и иные условия»; «Предварительная оценка возможного воздействия альтернативных вариантов размещения и (или) реализации планируемой деятельности на компоненты окружающей среды, социально-экономические и иные условия» (указываются виды и масштабы воздействия); «Предполагаемые меры по предотвращению, минимизации или компенсации вредного воздействия на окружающую среду и улучшению социально-экономических условий» (в том числе указывается информация о возможности естественного восстановления компонентов окружающей среды и воспроизводства возобновляемых природных ресурсов); «Вероятные чрезвычайные и запроектные аварийные ситуации. Предполагаемые меры по их предупреждению, реагированию на них, ликвидации их последствий»; «Предложения по программе локального мониторинга окружающей среды и необходимости проведения послепроектного анализа»; «Оценка возможного трансграничного воздействия» (в виде отдельных разделов для каждой из затрагиваемых сторон в случае, если планируемая деятельность может оказывать трансграничное воздействие; для каждой из затрагиваемых сторон приводится информация, указанная в абзацах втором–четвертом настоящего подпункта).
В случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности:
- проектной организацией по договору с заказчиком готовится:
а) уведомление о планируемой деятельности по форме согласно приложению;
б) запрос информации о затрагиваемой стороне, необходимой для разработки отчета об ОВОС, одновременно с уведомлением о планируемой деятельности либо после получения письменного ответа затрагиваемой стороны с подтверждением участия в процедуре оценки воздействия в трансграничном контексте;
- заказчиком либо по договору с ним проектной организацией обеспечивается перевод программы проведения ОВОС и материалов, на английский язык;
- заказчиком обеспечивается представление в Минприроды программы проведения ОВОС, уведомления о планируемой деятельности, запроса информации о затрагиваемой стороне, необходимой для разработки отчета об ОВОС, на русском и английском языках на бумажном и электронном носителях.
Минприроды в течение 3 рабочих дней по дипломатическим каналам направляет материалы, затрагиваемым сторонам.
При получении от затрагиваемых сторон письменного ответа с подтверждением участия в процедуре оценки воздействия в трансграничном контексте Минприроды в течение 3 рабочих дней направляет копию ответа с перечнем замечаний и предложений затрагиваемых сторон по программе проведения ОВОС (при их наличии) заказчику и проектной организации.
Программа проведения ОВОС подлежит доработке по замечаниям и предложениям затрагиваемых сторон и утверждению заказчиком.
По инициативе затрагиваемых сторон на их территории либо по договоренности сторон на территории Республики Беларусь проводятся консультации по полученным от них замечаниям и предложениям по программе проведения ОВОС. В указанных консультациях от Республики Беларусь принимают участие представители заказчика и проектной организации, а также при необходимости – представители Минприроды.
По результатам проведения оценки воздействия готовится отчет об ОВОС.
В случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности заказчиком либо по договору с ним проектной организацией обеспечивается перевод отчета об ОВОС на английский язык, а также при необходимости – на государственный язык каждой из затрагиваемых сторон и представление указанных материалов на бумажном и электронном носителях в Минприроды.
Минприроды в течение 3 рабочих дней по дипломатическим каналам направляет полученные от заказчика либо проектной организации материалы, затрагиваемым сторонам.
Местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами административно-территориальных единиц, на территории которых предполагается реализация планируемой деятельности, или затрагиваемых в результате ее реализации (далее – соответствующие местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы), совместно с заказчиком с участием проектной организации проводятся общественные обсуждения и собрание по обсуждению отчета об ОВОС.
В случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности затрагиваемыми сторонами проводятся общественные обсуждения на их территории отчета об ОВОС. По инициативе затрагиваемых сторон в общественных обсуждениях на территории затрагиваемых сторон от Республики Беларусь принимают участие представители заказчика и проектной организации, а также при необходимости – представители Минприроды.
Минприроды в течение 3 рабочих дней направляет копию замечаний и предложений по отчету об ОВОС (при их наличии), полученных от затрагиваемых сторон, заказчику и проектной организации.
По инициативе каждой из затрагиваемых сторон на их территории либо по договоренности сторон на территории Республики Беларусь проводятся консультации по полученным от них замечаниям и предложениям по отчету об ОВОС. В указанных консультациях от Республики Беларусь принимают участие представители Минприроды, заказчика и проектной организации.
Отчет об ОВОС, доработанный по результатам общественных обсуждений на территории Республики Беларусь, общественных обсуждений и консультаций на территории затрагиваемых сторон, на бумажном и электронном носителях представляется на государственную экологическую экспертизу в составе проектной документации.
К отчету об ОВОС прилагаются: документация в соответствии с частью пятой статьи 12 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе»; результаты общественных обсуждений, в том числе: уведомление об общественных обсуждениях и объявление о проведении собрания по обсуждению отчета об ОВОС (публикация в средствах массовой информации, размещение в глобальной компьютерной сети Интернет); протокол общественных обсуждений с указанием количества участников общественных обсуждений в разрезе административно-территориальных единиц (районов); протокол собрания по обсуждению отчета об ОВОС с указанием количества участников собрания (в случае проведения собрания по обсуждению отчета об ОВОС).
Дополнительно к отчету об ОВОС могут прилагаться иные материалы, иллюстрирующие полноту проведенной оценки воздействия.
Информация о принятом в отношении планируемой деятельности решении в течение 10 рабочих дней со дня его принятия подлежит опубликованию в средствах массовой информации, в которых были опубликованы уведомление об общественных обсуждениях и объявление о собрании по обсуждению отчета об ОВОС данной планируемой деятельности.
Утвержденный отчет об ОВОС при наличии возможности подлежит размещению на сайтах заказчика, соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов в течение 3 рабочих дней со дня опубликования информации, указанной в части первой настоящего пункта, в средствах массовой информации.
В случае, если оценка воздействия проводилась в трансграничном контексте, утвержденный отчет об ОВОС и информация о принятом в отношении планируемой деятельности решении на русском и английском языках в течение 10 рабочих дней со дня его принятия представляются заказчиком на бумажном и электронном носителях в Минприроды.
Минприроды в течение 3 рабочих дней по дипломатическим каналам направляет полученные от заказчика материалы затрагиваемым сторонам и размещает их на своем сайте в глобальной компьютерной сети Интернет.
В случае, если проектная документация содержит информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, заказчик готовит отчет об ОВОС в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь, регулирующего вопросы доступа к такой информации.
По проектной документации на реконструкцию объектов, а также на последующих стадиях проектирования объектов, указанных в части первой статьи 13 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе», оценка воздействия на окружающую среду не проводится, а разрабатывается раздел «Охрана окружающей среды» с необходимыми сведениями и расчетами в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также строительства, архитектуры и градостроительства.
В случае, если не проводилась оценка воздействия с учетом возможного трансграничного воздействия на территорию какого-либо иностранного государства, Минприроды при получении от такого государства запроса о предоставлении информации о планируемой деятельности и ее трансграничном воздействии в течение 3 рабочих дней направляет копию запроса заказчику для подготовки запрашиваемой информации в целях консультаций с иностранным государством по вопросу о вероятности возникновения значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности.
Если стороны пришли к согласию о вероятности возникновения значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности, заказчиком обеспечивается проведение оценки воздействия в трансграничном.
В случае, если Республика Беларусь является затрагиваемой стороной в результате возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой на территории иностранного государства деятельности:
- Минприроды в течение 30 календарных дней со дня получения от иностранного государства уведомления о планируемой на его территории деятельности принимает решение об участии (неучастии) Республики Беларусь в процедуре оценки воздействия в трансграничном контексте и по дипломатическим каналам направляет ответ иностранному государству;
- Минприроды в течение 3 рабочих дней со дня получения от иностранного государства запроса информации, необходимой для разработки отчета об ОВОС, направляет его копию в соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы для подготовки и представления в Минприроды указанной информации в срок не более 60 календарных дней.
В течение 3 рабочих дней со дня получения от соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов запрашиваемой информации Минприроды направляет ее по дипломатическим каналам иностранному государству;
- Минприроды в течение 3 рабочих дней со дня получения отчета об ОВОС от иностранного государства размещает его на своем сайте в глобальной компьютерной сети Интернет и передает его заинтересованным республиканским органам государственного управления и научным организациям, соответствующим местным исполнительным и распорядительным органам;
- органы государственного управления и научные организации, получившие отчет об ОВОС, рассматривают его и в течение 30 календарных дней со дня его получения направляют в Минприроды свои замечания и предложения.
Соответствующие местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы:
в течение 3 рабочих дней со дня получения отчета об ОВОС организуют и проводят общественные обсуждения отчета об ОВОС;
в течение 10 рабочих дней со дня завершения общественных обсуждений отчета об ОВОС направляют замечания и предложения общественности по отчету об ОВОС в Минприроды;
- Минприроды в течение 10 рабочих дней со дня получения замечаний и предложений по отчету об ОВОС, обобщает их и по дипломатическим каналам направляет иностранному государству;
- Минприроды в течение 3 рабочих дней со дня получения от иностранного государства ответов на направленные ранее замечания и предложения по отчету об ОВОС передает их органам государственного и местного управления и самоуправления, а также научным организациям, представившим замечания и предложения;
- органы государственного и местного управления и самоуправления и научные организации, получившие ответы на замечания и предложения по отчету об ОВОС, рассматривают их и в течение 10 рабочих дней со дня их получения направляют в Минприроды предложение о необходимости проведения консультаций с иностранным государством;
- Минприроды совместно с органами государственного и местного управления и самоуправления и научными организациями, представившими предложения о необходимости проведения консультаций, согласовывает с иностранным государством место и дату проведения указанных консультаций и принимает участие в них;
- Минприроды в течение 3 рабочих дней со дня получения от иностранного государства доработанного отчета об ОВОС и информации о принятом решении в отношении планируемой на его территории деятельности размещает полученную информацию на своем сайте в глобальной компьютерной сети Интернет.
В случае, если Республика Беларусь не была уведомлена о планируемой на территории иностранного государства деятельности, но считает, что ее территория может быть затронута в результате значительного вредного трансграничного воздействия такой деятельности, Минприроды по дипломатическим каналам направляет иностранному государству запрос о предоставлении информации о планируемой на его территории деятельности в соответствии с положениями Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.
Оценка воздействия на окружающую среду, в том числе с учетом возможного трансграничного воздействия, организуется и финансируется заказчиком, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.
Содержание работ по ОВОС в части выявления воздействий, оценки их величины и значимости достаточно подробно рассмотрены в ТКП 17.02-08-2012 [2].
ОВОС проводится при разработке проектной документации на первой стадии проектирования, как правило, при разработке обоснований инвестирования (при трехстадийном проектировании). При друх- и одностадийном проектировании ОВОС должна проводиться до завершения выполнения проектных работ.
Для оценки возможного воздействия на окружающую среду, предполагаемых изменений окружающей среды, а также прогнозирование ее состояния необходимо располагать информацией о существующем состоянии окружающей среды. Такая информация может содержаться в материалах топографической съемки участка для размещения объекта, материалах изысканий и исследований, выполненных при проектировании объекта, данных Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, системы социально-гигиенического мониторинга, системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, данных государственных кадастров природных ресурсов и государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и воздействиях на нее, картографических и аэрокосмических материалах, результатах полевых исследований, испытаний проб компонентов природной среды и т.п.
Для предполагаемых изменений окружающей среды и прогнозирования ее состояния в будущем необходимо располагать полной информацией о проектируемом объекте как источнике воздействия на окружающую среду (выбросы в атмосферу, сточные воды, образование отходов, шум, электромагнитное излучение и др.). Для детального описания источников воздействия используются НПА и ТНПА, которые устанавливают методики оценки количественных и качественных показателей, характеризующих проектируемый объект. Перечень таких документов приведен в приложении А к ТКП 17.02-08-2012.
В программе проведения ОВОС определяются структура отчета об ОВОС, график, объем и степень детализации работ по оценке воздействия исходя из особенностей планируемой деятельности и сложности природных, социальных и техногенных условий. Степень детализации и объем работ по оценке воздействия должны быть достаточными для предварительного определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий реализации планируемой деятельности. Объем работ увеличивается в случае, если воздействие может иметь трансграничный характер.
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подп. |
| Дата |
| Лист |
| 1 |
| КП 02. 00. ПЗ |
| Разраб. |
| Николаенко |
| Пров. |
| Жарская |
| Н. контр. |
| Жарская |
| Утв. |
| Жарская |
| Общая характеристика промышленного объекта |
| Лит. |
| Листов |
| 7 |
| БГТУ 42213012,14 |
Ситуационная карта-схема, физико-географические и климатические условия размещения площадки
ОАО “Белшина” расположено в северной части города Бобруйска (в северном промышленном узле) на ровной площадке. В состав общества входят централизованные подразделения и четыре завода: завод массовых шин (ЗМШ), завод крупногабаритных шин (КГШ), завод сверхкрупногабаритных шин (СКГШ), механический завод.
К северо-западу от границы промплощадки расположен лесной массив, к северо-востоку – железнодорожная станция Шинная и ТЭЦ-2. К югу от промплощадки находятся троллейбусное депо и кожкомбинат. Жилые районы находятся на расстоянии 500 метров к юго-западу от предприятия.
Размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для предприятия установлен 300 метров от границы площадки предприятия, в соответствии с санитарными нормами, как для химического предприятия второго класса. Так как повторяемость направлений ветров одного румба при круговой розе ветров превышает 12,5 % при южном, юго-западном и северо-западном ветре, то полученный по расчету размер санитарно-защитной зоны корректируется поправкой на розу ветров.
Для этого используется формула:
,
| (2.1) |
где L0 – нормативный размер СЗЗ, м; Р – повторяемость преобладающего направления ветра в году, %.
Расчет размера СЗЗ для западного направления ветра:
м
|
Для западного направления ветра размер СЗЗ равен 374 м.
Повторяемость северного, северо-восточного, восточного и южного направления ветра не превышает 12,5 %, поэтому для этих направлений принимаем нормативный размер СЗЗ – 300 м.
Так как повторяемость северо-западного, юго-западного, юго-восточного направления ветра одинакова – 15 %. Значение размера СЗЗ по этим направлениям будет одинаково.
Значение размера СЗЗ равно:
м
|
В СЗЗ ОАО «Белшина» попадает район Механико-технологического техникума, проезжая часть по улице Минская. Территория жилых районов в СЗЗ не входит.
Метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе города Бобруйска:
- коэффициент, зависящий от стратификации атмосферы 160,
- коэффициент рельефа местности 1,
- средняя температура наиболее холодного месяца –5,6 оС,
- средняя температура наиболее жаркого месяца +21,8 оС,
- среднегодовая скорость ветра 8 м/c,
- среднегодовая роза ветров, % (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 – Среднегодовая роза ветров
Город Бобруйск расположен на южной возвышенности Центрально Березинской равнины, на правом высоком берегу р. Березина. Рельеф в границах Бобруйска плоский, понижается от реки Бобруйска, которая отделяет южную часть города.
Климат умеренно-континентальный с мягкой зимой и теплым умеренно-влажным летом. Средняя температура воздуха +5,9 °С с абсолютным минимум – 37 °С и абсолютным максимумом +36 °С. Средняя максимальная температура наиболее жаркого месяца + 33,2 °С. Продолжительность периода со средней температурой выше 0 °С – 237 суток, вегетационный период 193 суток, безморозненно 154 суток. Осадков выпадает 586 мм за год. В засушливые годы выпадает 450 мм осадков в год. Средняя суммарная продолжительность выпадения осадков за год 1296 часов. Влажных дней за год (влажность > 80 %) – 121, сухих (<30 %) –11. Средняя суммарная высота снега зимой 21 см, иногда до 40 см, солнечно более 1200 часов. Средняя скорость ветра в январе 4,4 м/с, в июле 3,0 м/с. Преобладающее направление ветра в январе – юго-западное, в июле – северо-западное.
В Бобруйском районе преобладают дерново-подзолистые заболоченные почвы – 26,4 %, дерново-подзолистые почвы –16,1%, торфянисто - глеевые почвы 15,6 %, также распространены дерновые и дерново-карбонатные заболоченные почвы, глеевые. Известно 65 месторождений торфа, 5 месторождений строительных и силикатных песков, 4 месторождения глин.
В лесах Бобруйского района водятся: лось, кабан, косуля, бобер, заяц-беляк, заяц-русак, тетерев, глухарь, рябчик. Растительность Бобруйского района принадлежит к Березинско-предполесской геоботанической округе. Преобладают хвойные леса, произрастает береза, ель, черная ольха, осина, дуб, ясень.
В геологическом отношении до глубины 10 метров и более в Могилёвской области развиты в основном плейстоценовые и голоценовые (современные) отложения четвертичного периода, которые представлены широким спектром пород различного генезиса. В Могилёвской области можно выделить три зоны, где на поверхности преобладает тот или иной комплекс пород: юго-западная, центральная и юго-восточная. Бобруйск относится к юго-западной зоне. В юго-западной зоне широким распространением с поверхности пользуются флювиогляциальные и надморенные отложения днепровско-сожского и поозёрского горизонтов (пески, песчано-гравийные породы, реже супеси). Глубина залегания грунтовых вод 1–5 метров. Изолированность эксплуатируемых водоносных комплексов от грунтовых вод весьма слабая.
,
м
м






