Ситуационная карта-схема, физико-географические и климатические условия размещения площадки

Содержание

Изм.
Лист  
№ докум.
Подп.
Дата
Лист  
1
КП 00. 00. ПЗ
 Разраб.
Николаенко
 Пров.
Жарская  
 
 
 Н. контр.
Жарская  
 Утв.
Жарская  
Содержание  
Лит.
Листов  
1
БГТУ 42213012,14


Введение 1 Аналитический обзор. Нормативное правовое регулирование организации и проведения ОВОС 5   6
2 Общая характеристика промышленного объекта 13
2.1 Ситуационная карта-схема, физико-географические и климатические условия размещения площадки 2.2 Структура, генеральный план предприятия. 2.3 Схема материальных потоков, инженерные сети и транспорт 13   15 17
2.4 Технико-экономические показатели работы предприятия, затраты на природоохранную деятельность   18
3 Воздействие на окружающую среду в условиях нормального функционирования объекта 20
3.1 Воздействие на атмосферный воздух 3.2 Воздействие на поверхностные и подземные воды 3.3 Обращение с отходами, воздействие на почвенный покров 20 26 30

4 Воздействие объекта на окружающую среду при чрезвычайных ситуациях

5 Аналитический контроль источников выбросов, сточных вод, локальный мониторинг

34
  36
6 Оценка величины и значимости воздействия 38
Заключение Список использованных источников Приложение А 40 41  

 

Реферат

Пояснительная записка содержит 43 страницы, 1 рисунок, 10 таблиц и 10 источников литературы.

ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ, ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА, СИТУАЦИОННЫЙ ПЛАН, ИСТОЧНИК ВОЗДЕЙСТВИЯ, АТМОСФЕРА, ГИДРОСФЕРА, ЛИТОСФЕРА.

Целью курсового проекта является оценка воздействия на окружающую среду ОАО «Белшина».

В проекте рассмотрены вопросы по оценке воздействия ОАО «Белшина» на окружающую среду, представлены основные загрязняющие вещества, негативно влияющие на атмосферу, приведены характеристики сточных вод, сбрасываемых в канализацию и поверхностный водоток, а также дана характеристика отходов, которые образуются на предприятии. Оформлен графический материал, включающий ситуационную карту-схему с источниками воздействия на окружающую среду, а также схема материальных потоков с показателями, характеризующими воздействие на окружающую среду.

 

Изм.
Лист  
№ докум.
Подп.
Дата
Лист  
1
КП 00. 00. ПЗ  
 Разраб.
Николаенко
 Пров.
Жарская  
 
 
 Н. контр.
Жарская  
 Утв.
Жарская  
Реферат  
Лит.
Листов  
1
БГТУ 42213012,14

 

 


Изм.
Лист  
№ докум.
Подп.
Дата
Лист  
1
КП 01. 00. ПЗ  
 Разраб.
Николаенко
 Пров.
Жарская  
 
 
 Н. контр.
Жарская  
 Утв.
Жарская  
Аналитический обзор. Нормативное правовое регулирование организации и проведения ОВОС    
Лит.
Листов  
7
БГТУ 42213012,14
1 Аналитический обзор. Нормативное правовое регулирование организации и проведения ОВОС

Проведение оценки воздействия на окружающую среду, которая сопровождает разработку проектной документации, производится в соответствии с требованиями и рекомендациями, которые регламентируется Законом Республики Беларусь от 9 ноября 2009 года «О государственной экологической экспертизе» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 276, 2/1606), Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, подписанной в городе Эспо 25 февраля 1991 года, Конвенцией о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, подписанной в городе Орхус 25 июня 1998 года [3].

Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке проектной документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности в отношении объектов, перечень которых приведен в Статье 13 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе».

Порядок и основные этапы проведения ОВОС, требования к содержанию отчета об ОВОС и проведению его общественного обсуждения установлены Положением о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду [1].

Оценка воздействия проводится при разработке проектной документации на первой стадии проектирования для объектов, указанных в части первой статьи 13 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе», и включает в себя следующие этапы:

- разработка и утверждение программы проведения оценки воздействия на окружающую среду (далее – программа проведения ОВОС);

- проведение международных процедур в случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности;

- разработка отчета об оценке воздействия на окружающую среду (далее – отчет об ОВОС);

- проведение обсуждений отчета об ОВОС с общественностью, чьи права и законные интересы могут быть затронуты при реализации проектных решений, на территории Республики Беларусь (далее – общественные обсуждения) и в случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности – на территории затрагиваемых сторон (далее – общественные обсуждения на территории затрагиваемых сторон);

- проведение консультаций в случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности с затрагиваемыми сторонами по полученным от них замечаниям и предложениям по отчету об ОВОС;

 

 

- доработка отчета об ОВОС по замечаниям и предложениям общественности и затрагиваемых сторон;

- представление доработанной проектной документации по планируемой деятельности, включая отчет об ОВОС, на государственную экологическую экспертизу;

- проведение государственной экологической экспертизы проектной документации, включая отчет об ОВОС, по планируемой деятельности;

- утверждение проектной документации по планируемой деятельности, в том числе отчета об ОВОС, в установленном законодательством порядке;

- представление в случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности утвержденного отчета об ОВОС и принятого в отношении планируемой деятельности решения в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее – Минприроды) для информирования затрагиваемых сторон.

Программа проведения ОВОС разрабатывается проектной организацией по договору с заказчиком.

В программе проведения ОВОС определяются структура отчета об ОВОС, график, объем и степень детализации работ по оценке воздействия исходя из особенностей планируемой деятельности и сложности природных, социальных и техногенных условий. Степень детализации и объем работ по оценке воздействия должны быть достаточными для предварительного определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий реализации планируемой деятельности.

Проектная организация при разработке программы проведения ОВОС с учетом критериев, установленных в Добавлении I и Добавлении III к Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, определяет, может ли воздействие планируемой деятельности иметь трансграничный характер.

Программа проведения ОВОС должна содержать:

- план-график работ по проведению оценки воздействия;

- сведения о планируемой деятельности и альтернативных вариантах ее реализации;

- картосхему альтернативных вариантов размещения планируемой деятельности;

- сведения о предполагаемых методах и методиках прогнозирования и оценки, которые будут использованы для оценки воздействия;

- разделы:«Существующее состояние окружающей среды, социально-экономические и иные условия»; «Предварительная оценка возможного воздействия альтернативных вариантов размещения и (или) реализации планируемой деятельности на компоненты окружающей среды, социально-экономические и иные условия» (указываются виды и масштабы воздействия); «Предполагаемые меры по предотвращению, минимизации или компенсации вредного воздействия на окружающую среду и улучшению социально-экономических условий» (в том числе указывается информация о возможности естественного восстановления компонентов окружающей среды и воспроизводства возобновляемых природных ресурсов); «Вероятные чрезвычайные и запроектные аварийные ситуации. Предполагаемые меры по их предупреждению, реагированию на них, ликвидации их последствий»; «Предложения по программе локального мониторинга окружающей среды и необходимости проведения послепроектного анализа»; «Оценка возможного трансграничного воздействия» (в виде отдельных разделов для каждой из затрагиваемых сторон в случае, если планируемая деятельность может оказывать трансграничное воздействие; для каждой из затрагиваемых сторон приводится информация, указанная в абзацах втором–четвертом настоящего подпункта).

В случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности:

- проектной организацией по договору с заказчиком готовится:

а) уведомление о планируемой деятельности по форме согласно приложению;

б) запрос информации о затрагиваемой стороне, необходимой для разработки отчета об ОВОС, одновременно с уведомлением о планируемой деятельности либо после получения письменного ответа затрагиваемой стороны с подтверждением участия в процедуре оценки воздействия в трансграничном контексте;

- заказчиком либо по договору с ним проектной организацией обеспечивается перевод программы проведения ОВОС и материалов, на английский язык;

- заказчиком обеспечивается представление в Минприроды программы проведения ОВОС, уведомления о планируемой деятельности, запроса информации о затрагиваемой стороне, необходимой для разработки отчета об ОВОС, на русском и английском языках на бумажном и электронном носителях.

Минприроды в течение 3 рабочих дней по дипломатическим каналам направляет материалы, затрагиваемым сторонам.

При получении от затрагиваемых сторон письменного ответа с подтверждением участия в процедуре оценки воздействия в трансграничном контексте Минприроды в течение 3 рабочих дней направляет копию ответа с перечнем замечаний и предложений затрагиваемых сторон по программе проведения ОВОС (при их наличии) заказчику и проектной организации.

Программа проведения ОВОС подлежит доработке по замечаниям и предложениям затрагиваемых сторон и утверждению заказчиком.

По инициативе затрагиваемых сторон на их территории либо по договоренности сторон на территории Республики Беларусь проводятся консультации по полученным от них замечаниям и предложениям по программе проведения ОВОС. В указанных консультациях от Республики Беларусь принимают участие представители заказчика и проектной организации, а также при необходимости – представители Минприроды.

По результатам проведения оценки воздействия готовится отчет об ОВОС.

В случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности заказчиком либо по договору с ним проектной организацией обеспечивается перевод отчета об ОВОС на английский язык, а также при необходимости – на государственный язык каждой из затрагиваемых сторон и представление указанных материалов на бумажном и электронном носителях в Минприроды.

Минприроды в течение 3 рабочих дней по дипломатическим каналам направляет полученные от заказчика либо проектной организации материалы, затрагиваемым сторонам.

Местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами административно-территориальных единиц, на территории которых предполагается реализация планируемой деятельности, или затрагиваемых в результате ее реализации (далее – соответствующие местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы), совместно с заказчиком с участием проектной организации проводятся общественные обсуждения и собрание по обсуждению отчета об ОВОС.

В случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности затрагиваемыми сторонами проводятся общественные обсуждения на их территории отчета об ОВОС. По инициативе затрагиваемых сторон в общественных обсуждениях на территории затрагиваемых сторон от Республики Беларусь принимают участие представители заказчика и проектной организации, а также при необходимости – представители Минприроды.

Минприроды в течение 3 рабочих дней направляет копию замечаний и предложений по отчету об ОВОС (при их наличии), полученных от затрагиваемых сторон, заказчику и проектной организации.

По инициативе каждой из затрагиваемых сторон на их территории либо по договоренности сторон на территории Республики Беларусь проводятся консультации по полученным от них замечаниям и предложениям по отчету об ОВОС. В указанных консультациях от Республики Беларусь принимают участие представители Минприроды, заказчика и проектной организации.

Отчет об ОВОС, доработанный по результатам общественных обсуждений на территории Республики Беларусь, общественных обсуждений и консультаций на территории затрагиваемых сторон, на бумажном и электронном носителях представляется на государственную экологическую экспертизу в составе проектной документации.

К отчету об ОВОС прилагаются: документация в соответствии с частью пятой статьи 12 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе»; результаты общественных обсуждений, в том числе: уведомление об общественных обсуждениях и объявление о проведении собрания по обсуждению отчета об ОВОС (публикация в средствах массовой информации, размещение в глобальной компьютерной сети Интернет); протокол общественных обсуждений с указанием количества участников общественных обсуждений в разрезе административно-территориальных единиц (районов); протокол собрания по обсуждению отчета об ОВОС с указанием количества участников собрания (в случае проведения собрания по обсуждению отчета об ОВОС).

Дополнительно к отчету об ОВОС могут прилагаться иные материалы, иллюстрирующие полноту проведенной оценки воздействия.

Информация о принятом в отношении планируемой деятельности решении в течение 10 рабочих дней со дня его принятия подлежит опубликованию в средствах массовой информации, в которых были опубликованы уведомление об общественных обсуждениях и объявление о собрании по обсуждению отчета об ОВОС данной планируемой деятельности.

Утвержденный отчет об ОВОС при наличии возможности подлежит размещению на сайтах заказчика, соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов в течение 3 рабочих дней со дня опубликования информации, указанной в части первой настоящего пункта, в средствах массовой информации.

В случае, если оценка воздействия проводилась в трансграничном контексте, утвержденный отчет об ОВОС и информация о принятом в отношении планируемой деятельности решении на русском и английском языках в течение 10 рабочих дней со дня его принятия представляются заказчиком на бумажном и электронном носителях в Минприроды.

Минприроды в течение 3 рабочих дней по дипломатическим каналам направляет полученные от заказчика материалы затрагиваемым сторонам и размещает их на своем сайте в глобальной компьютерной сети Интернет.

В случае, если проектная документация содержит информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, заказчик готовит отчет об ОВОС в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь, регулирующего вопросы доступа к такой информации.

По проектной документации на реконструкцию объектов, а также на последующих стадиях проектирования объектов, указанных в части первой статьи 13 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе», оценка воздействия на окружающую среду не проводится, а разрабатывается раздел «Охрана окружающей среды» с необходимыми сведениями и расчетами в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также строительства, архитектуры и градостроительства.

В случае, если не проводилась оценка воздействия с учетом возможного трансграничного воздействия на территорию какого-либо иностранного государства, Минприроды при получении от такого государства запроса о предоставлении информации о планируемой деятельности и ее трансграничном воздействии в течение 3 рабочих дней направляет копию запроса заказчику для подготовки запрашиваемой информации в целях консультаций с иностранным государством по вопросу о вероятности возникновения значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности.

Если стороны пришли к согласию о вероятности возникновения значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности, заказчиком обеспечивается проведение оценки воздействия в трансграничном.

В случае, если Республика Беларусь является затрагиваемой стороной в результате возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой на территории иностранного государства деятельности:

- Минприроды в течение 30 календарных дней со дня получения от иностранного государства уведомления о планируемой на его территории деятельности принимает решение об участии (неучастии) Республики Беларусь в процедуре оценки воздействия в трансграничном контексте и по дипломатическим каналам направляет ответ иностранному государству;

- Минприроды в течение 3 рабочих дней со дня получения от иностранного государства запроса информации, необходимой для разработки отчета об ОВОС, направляет его копию в соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы для подготовки и представления в Минприроды указанной информации в срок не более 60 календарных дней.

В течение 3 рабочих дней со дня получения от соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов запрашиваемой информации Минприроды направляет ее по дипломатическим каналам иностранному государству;

- Минприроды в течение 3 рабочих дней со дня получения отчета об ОВОС от иностранного государства размещает его на своем сайте в глобальной компьютерной сети Интернет и передает его заинтересованным республиканским органам государственного управления и научным организациям, соответствующим местным исполнительным и распорядительным органам;

- органы государственного управления и научные организации, получившие отчет об ОВОС, рассматривают его и в течение 30 календарных дней со дня его получения направляют в Минприроды свои замечания и предложения.

Соответствующие местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы:

в течение 3 рабочих дней со дня получения отчета об ОВОС организуют и проводят общественные обсуждения отчета об ОВОС;

в течение 10 рабочих дней со дня завершения общественных обсуждений отчета об ОВОС направляют замечания и предложения общественности по отчету об ОВОС в Минприроды;

- Минприроды в течение 10 рабочих дней со дня получения замечаний и предложений по отчету об ОВОС, обобщает их и по дипломатическим каналам направляет иностранному государству;

- Минприроды в течение 3 рабочих дней со дня получения от иностранного государства ответов на направленные ранее замечания и предложения по отчету об ОВОС передает их органам государственного и местного управления и самоуправления, а также научным организациям, представившим замечания и предложения;

- органы государственного и местного управления и самоуправления и научные организации, получившие ответы на замечания и предложения по отчету об ОВОС, рассматривают их и в течение 10 рабочих дней со дня их получения направляют в Минприроды предложение о необходимости проведения консультаций с иностранным государством;

- Минприроды совместно с органами государственного и местного управления и самоуправления и научными организациями, представившими предложения о необходимости проведения консультаций, согласовывает с иностранным государством место и дату проведения указанных консультаций и принимает участие в них;

- Минприроды в течение 3 рабочих дней со дня получения от иностранного государства доработанного отчета об ОВОС и информации о принятом решении в отношении планируемой на его территории деятельности размещает полученную информацию на своем сайте в глобальной компьютерной сети Интернет.

 

В случае, если Республика Беларусь не была уведомлена о планируемой на территории иностранного государства деятельности, но считает, что ее территория может быть затронута в результате значительного вредного трансграничного воздействия такой деятельности, Минприроды по дипломатическим каналам направляет иностранному государству запрос о предоставлении информации о планируемой на его территории деятельности в соответствии с положениями Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

Оценка воздействия на окружающую среду, в том числе с учетом возможного трансграничного воздействия, организуется и финансируется заказчиком, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

Содержание работ по ОВОС в части выявления воздействий, оценки их величины и значимости достаточно подробно рассмотрены в ТКП 17.02-08-2012 [2].

ОВОС проводится при разработке проектной документации на первой стадии проектирования, как правило, при разработке обоснований инвестирования (при трехстадийном проектировании). При друх- и одностадийном проектировании ОВОС должна проводиться до завершения выполнения проектных работ.

Для оценки возможного воздействия на окружающую среду, предполагаемых изменений окружающей среды, а также прогнозирование ее состояния необходимо располагать информацией о существующем состоянии окружающей среды. Такая информация может содержаться в материалах топографической съемки участка для размещения объекта, материалах изысканий и исследований, выполненных при проектировании объекта, данных Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, системы социально-гигиенического мониторинга, системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, данных государственных кадастров природных ресурсов и государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и воздействиях на нее, картографических и аэрокосмических материалах, результатах полевых исследований, испытаний проб компонентов природной среды и т.п.

Для предполагаемых изменений окружающей среды и прогнозирования ее состояния в будущем необходимо располагать полной информацией о проектируемом объекте как источнике воздействия на окружающую среду (выбросы в атмосферу, сточные воды, образование отходов, шум, электромагнитное излучение и др.). Для детального описания источников воздействия используются НПА и ТНПА, которые устанавливают методики оценки количественных и качественных показателей, характеризующих проектируемый объект. Перечень таких документов приведен в приложении А к ТКП 17.02-08-2012.

В программе проведения ОВОС определяются структура отчета об ОВОС, график, объем и степень детализации работ по оценке воздействия исходя из особенностей планируемой деятельности и сложности природных, социальных и техногенных условий. Степень детализации и объем работ по оценке воздействия должны быть достаточными для предварительного определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий реализации планируемой деятельности. Объем работ увеличивается в случае, если воздействие может иметь трансграничный характер.

 

 

Изм.
Лист  
№ докум.
Подп.
Дата
Лист  
1
КП 02. 00. ПЗ  
 Разраб.
Николаенко
 Пров.
Жарская  
 
 
 Н. контр.
Жарская  
 Утв.
Жарская  
Общая характеристика промышленного объекта  
Лит.
Листов  
7
БГТУ 42213012,14
2 Общая характеристика промышленного объекта


Ситуационная карта-схема, физико-географические и климатические условия размещения площадки

ОАО “Белшина” расположено в северной части города Бобруйска (в северном промышленном узле) на ровной площадке. В состав общества входят централизованные подразделения и четыре завода: завод массовых шин (ЗМШ), завод крупногабаритных шин (КГШ), завод сверхкрупногабаритных шин (СКГШ), механический завод.

К северо-западу от границы промплощадки расположен лесной массив, к северо-востоку – железнодорожная станция Шинная и ТЭЦ-2. К югу от промплощадки находятся троллейбусное депо и кожкомбинат. Жилые районы находятся на расстоянии 500 метров к юго-западу от предприятия.

Размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для предприятия установлен 300 метров от границы площадки предприятия, в соответствии с санитарными нормами, как для химического предприятия второго класса. Так как повторяемость направлений ветров одного румба при круговой розе ветров превышает 12,5 % при южном, юго-западном и северо-западном ветре, то полученный по расчету размер санитарно-защитной зоны корректируется поправкой на розу ветров.

Для этого используется формула:

 

, (2.1)

где L0 – нормативный размер СЗЗ, м; Р – повторяемость преобладающего направления ветра в году, %.

Расчет размера СЗЗ для западного направления ветра:

 

м  

 

Для западного направления ветра размер СЗЗ равен 374 м.

Повторяемость северного, северо-восточного, восточного и южного направления ветра не превышает 12,5 %, поэтому для этих направлений принимаем нормативный размер СЗЗ – 300 м.

Так как повторяемость северо-западного, юго-западного, юго-восточного направления ветра одинакова  – 15 %. Значение размера СЗЗ по этим направлениям будет одинаково.


 

Значение размера СЗЗ равно:

 

м  

 

В СЗЗ ОАО «Белшина» попадает район Механико-технологического техникума, проезжая часть по улице Минская. Территория жилых районов в СЗЗ не входит.

Метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе города Бобруйска:

- коэффициент, зависящий от стратификации атмосферы        160,

- коэффициент рельефа местности                                                  1,

- средняя температура наиболее холодного месяца                  –5,6 оС,

- средняя температура наиболее жаркого месяца                  +21,8 оС,

- среднегодовая скорость ветра                                                    8 м/c,

- среднегодовая роза ветров, % (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 – Среднегодовая роза ветров

 

Город Бобруйск расположен на южной возвышенности Центрально Березинской равнины, на правом высоком берегу р. Березина. Рельеф в границах Бобруйска плоский, понижается от реки Бобруйска, которая отделяет южную часть города.

Климат умеренно-континентальный с мягкой зимой и теплым умеренно-влажным летом. Средняя температура воздуха +5,9 °С с абсолютным минимум – 37 °С и абсолютным максимумом +36 °С. Средняя максимальная температура наиболее жаркого месяца + 33,2 °С. Продолжительность периода со средней температурой выше 0 °С – 237 суток, вегетационный период 193 суток, безморозненно 154 суток. Осадков выпадает 586 мм за год. В засушливые годы выпадает 450 мм осадков в год. Средняя суммарная продолжительность выпадения осадков за год 1296 часов. Влажных дней за год (влажность > 80 %) – 121, сухих (<30 %) –11. Средняя суммарная высота снега зимой 21 см, иногда до 40 см, солнечно более 1200 часов. Средняя скорость ветра в январе 4,4 м/с, в июле 3,0 м/с. Преобладающее направление ветра в январе – юго-западное, в июле – северо-западное.

В Бобруйском районе преобладают дерново-подзолистые заболоченные почвы – 26,4 %, дерново-подзолистые почвы –16,1%, торфянисто - глеевые почвы 15,6 %, также распространены дерновые и дерново-карбонатные заболоченные почвы, глеевые. Известно 65 месторождений торфа, 5 месторождений строительных и силикатных песков, 4 месторождения глин.

В лесах Бобруйского района водятся: лось, кабан, косуля, бобер, заяц-беляк, заяц-русак, тетерев, глухарь, рябчик. Растительность Бобруйского района принадлежит к Березинско-предполесской геоботанической округе. Преобладают хвойные леса, произрастает береза, ель, черная ольха, осина, дуб, ясень.

В геологическом отношении до глубины 10 метров и более в Могилёвской области развиты в основном плейстоценовые и голоценовые (современные) отложения четвертичного периода, которые представлены широким спектром пород различного генезиса. В Могилёвской области можно выделить три зоны, где на поверхности преобладает тот или иной комплекс пород: юго-западная, центральная и юго-восточная. Бобруйск относится к юго-западной зоне. В юго-западной зоне широким распространением с поверхности пользуются флювиогляциальные и надморенные отложения днепровско-сожского и поозёрского горизонтов (пески, песчано-гравийные породы, реже супеси). Глубина залегания грунтовых вод 1–5 метров. Изолированность эксплуатируемых водоносных комплексов от грунтовых вод весьма слабая.

 





double arrow
Сейчас читают про: