Образец титульного листа

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ПО ДИЦИПЛНИЕ «МЕТОДИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

На Факультете технологии и предпринимательства

 

 

Москва – 2020


Курсовая работа студентов выполняется в качестве научного исследования, является обязательным элементом учебного процесса и должна носить практикоориентированный характер.

Цель подготовки курсовой работы заключается в обобщении и систематизации студентом полученных знаний в области методики преподавания предметной области «Технология», получения опыта исследовательской деятельности.

Самостоятельная исследовательская работа студента, выполненная по актуальной проблеме, должна иметь реальную научную и практическую значимость.

Основные требования к курсовой работе:

· высокий научно-теоретический уровень: знание и использование основных законов, теорий, категорий, правил изучаемых учебных дисциплин, оптимальное соотношение теоретического и фактического материала, связь теоретических положений с профессиональной деятельностью;

· применение разнообразных методов и методик научного исследования: анализ литературных источников и документов, наблюдения, беседы, тестирование, анкетирование, эксперименты и др.;

· практическая ориентированность работы: соответствие тематики актуальным задачам практики технологического образования, нацеленность на решение конкретных практических задач, разработку инновационных методик, рекомендаций;

· творческий подход к написанию итоговой работы: использование оригинальных источников, материалов собственных или вторичных экспериментов, социологических, психологических, педагогических и других научных исследований, самостоятельность теоретических выводов и конкретность практических рекомендаций;

· грамотное оформление работы: четкая структура, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы, аккуратность исполнения текста.

Обучающийся может выбрать тему курсовой работы из предлагаемого перечня, либо, исходя из собственных научных и практических интересов, предложить свою формулировку темы для исследования, не выходя за рамки учебной программы. В данном случае тема курсовой работы должна быть согласована с научным руководителем.

Руководство курсовой работой со стороны преподавателя предполагает:

· предварительное выяснение степени подготовленности студента к подготовке курсовой работы по той теме, которая выбрана;

· помощь в первичном осмыслении содержания темы курсовой работы и разработке замысла научного исследования;

· рекомендации по изучению источников для раскрытия темы курсовой работы;

· регулярное консультирование по содержанию и оформлению курсовой работы;

· прочтение подготовленной работы, указание недостатков и замечаний;

· оказание помощи студенту при подготовке к процедуре защиты курсовой работы.

Структура курсовой работы включает:

· титульный лист (образец см. в Приложении 1);

· содержание (см. Приложение 2);

· введение (2-3 стр.), где отражается научный аппарат исследования;

· основная часть (12-17 стр.);

· заключение (2-3 стр.);

· список литературы (1-2 стр.) – см. Приложение 3;

· приложения (до 6 стр.).


ВВЕДЕНИЕ

Во введении курсовой работы необходимо:

1) обосновать актуальность избранной темы;

2) сформулировать объект и предмет исследования;

3) сформулировать цель, гипотезу и задачи курсовой работы;

4) перечислить методы, применяемые в данном исследовании;

5) обосновать практическую значимость.

1. Актуальность темы курсовой работы определяется несколькими факторами:

· необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;

· потребностью в новых данных;

· потребностью в новых методах;

· потребностью практики.

Обосновать актуальность – проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать. Обоснование актуальности требует ответа на следующие вопросы:

· Почему новое знание, которое предполагается получить в результате исследования, необходимо для практики?

· Что определило выбор темы?

· Чем эта тема интересна для Вас?

· Какова основная идея исследования?

· Что сделано исследователями до Вас, и что предстоит сделать Вам?

2. Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива). Объект педагогического исследования всегда лежит в области целенаправленного учебно-воспитательного процесса: его содержания и принципов, изучения сложившихся и создания новых форм, методов и приемов деятельности воспитателей и воспитанников, учителей и учеников.

Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта: определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость объекта и свойств от каких-либо условий. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области педагогического объекта, в которой вычленяется проблема, требующая решения). Предмет исследования должен обладать узнаваемостью, поддаваться описанию.

Например, если объектом исследования является методика преподавания предметной области технология в школе, то предметом методика изучения раздела «Кулинария», или, если объектом является система дополнительного образования школьников технической направленности, предметом -  методика организации кружка авиа-моделирования.

3. Цель исследования – это предполагаемый конечный результат исследования. Наиболее типичны следующие цели:

· определение характеристики явлений, не изученных ранее, малоизученных, противоречиво изученных;

· создание классификаций, типологий;

· создание методики;

· адаптация технологии, методики.

Гипотеза – система предложений и допущений, истинность которых нуждается в проверке и подтверждении, как недоказанная теория.

Гипотеза в начале работы, на стадии подготовки, может быть сформулирована лишь в самых общих чертах (общая гипотеза) и в дальнейшем требует детальной проработки в ходе теоретического изучения проблемы и анализа литературных источников.

Задачи исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач. Каждая задача формулируется в повелительном наклонении: «Изучить …», «Выявить …», «Обосновать …», «Разработать …», «Определить …».

4. Методы исследования – совокупность способов достижения поставленной в курсовой работе цели и решения задач. К ним относятся: анализ литературы, документов и других источников, систематизация, классификация, типизация теоретического и эмпирического материала (данных), наблюдение, беседы, интервьюирование, анализ результатов (продуктов) деятельности, изучение опыта, эксперимент и др. Кроме этого, в исследовании могут применяться методы математической обработки данных.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Курсовая работа состоит, как правило, из двух глав, в каждой по 2 – 3 параграфа.

В первой главе (теоретической) раскрывается сущность и содержание рассматриваемого явления, описываются современные подходы к его пониманию, указанные в литературных источниках; проводится анализ реального состояния данного явления в практике профессиональной деятельности.

Возможные содержательные компоненты 1-ой главы: история изучаемого вопроса; сравнение взглядов различных научных школ; анализ степени изученности проблемы; сравнение российского и зарубежного опыта организации образования, описание сущности изучаемого явления; уточнение формулировок; анализ нормативно-правовой базы.

Во второй главе (практической) должна быть представлена методика, разработанная автором или адаптированная автором в соответствии с тематикой работы.

В зависимости от темы курсовой работы, автор может рассмотреть вопросы: разработка фрагмента календарно-тематического плана, место темы в учебной программе, составление плана-конспекта различных типов уроков и занятий, составление технологической карты различных типов уроков, определение целей, установление связей с другими учебными дисциплинами, мотивировка выбора объекта труда школьников, методы и формы организации учебной работы, правила техники безопасности, организация рабочего места, и т.д.

На основе изучения состояния проблемы, критически оцененного педагогического опыта, самостоятельного исследования студентом должны быть предложены методические рекомендации по совершенствованию методики обучения технологии.

Каждая глава курсовой работы должна завершаться обобщающими выводами, которые, как правило, начинаются словами: «Таким образом,...», «Из выше изложенного следует, что...» Примерное начало фразы: «Анализ литературных источников свидетельствует о том, что...», «Рассмотрев теоретические аспекты изученной проблемы, мы приходим к выводам …», «Изучив литературу по теме исследования, можно сделать следующие выводы …» и т.п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение работы формулируются общие выводы, отражающие наиболее значимые результаты проведенного исследования, и предлагаются конкретные рекомендации по теме исследования. В заключении отражаются ответы на вопросы, поставленные во введении (цель и задачи исследования).В заключении также указывается практическая значимость – определяется влиянием полученных результатов на учебно-воспитательный процесс и указываются рекомендации и предложения по их использованию в преподавании в высшей школе. Рекомендуемый объем – не более 3-4 страниц.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Выполняетсяв соответствии с ГОСТ Р 7.0.100–2018 https://www.rsl.ru/photo/!_ORS/5-PROFESSIONALAM/7_sibid/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_%D0%A0_7_0_100_2018_1204.pdf

В библиографическом списке отражается литература, проработанная исследователем, независимо оттого, имеются ли в тексте ссылки на нее или нет.

В курсовой работе при написании рекомендуется использовать не менее 20 источников. При этом большинство источников должно быть издано не позднее 5 лет на время подготовки курсовой работы.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Представляются протоколы исследований, разработанные конспекты занятий, методические рекомендации и дидактические материалы, сценарии и т.д.

Каждое приложение начинается с новой страницы, должно иметь заголовок и надпись: «Приложение» в верхнем правом углу.

Приведённые в работе цитаты оформляются в соответствии с правилами библиографического описания.

Технические требования к курсовой работе:

Оптимальный объем курсовой работы не должен превышать 25 страниц компьютерного текста, отпечатанного через 1,5 межстрочных интервала шрифтом Times New Roman Cyr  14 в редакторе Word.

Нумерация страниц проводится последовательно внизу страницы, начиная с 3 страницы – с введения.

Полностью подготовленная итоговая работа скрепляется (прошивается) и помещается в папку – скоросшиватель.


Приложение 1


Образец титульного листа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ)   Кафедра теории и методики профессионального образования   КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине «Методика технологического образования» НА ТЕМУ: «______________________________________________________»  
  Выполнил студент: 07.ПОЗБ.16.ТО.1 1 группы 5 курса заочной формы обучения факультета технологии и предпринимательства ФИО
Научный руководитель: к.п.н., доцент Хапаева С.С. Дата защиты: «__» ____________ 20 __г. Оценка: ____________________________ __________________________________            (подпись научного руководителя)  
    Регистрационный номер _______ Дата регистрации _____________

 

Мытищи

2020

 


Приложение 2

 





double arrow
Сейчас читают про: