Техника проведения СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Конспект лекций
по дисциплине «Техника проведениясоциально-психологического тренинга»
для студентов направления подготовки
231 «Социальная работа» окр «Магистр»
дневной и заочной форм обучения
Мариуполь
2017
ББК 88.5
Техника проведениясоциально-психологического тренинга [Электронный ресурс]: конспект лекций по дисциплине «Техника проведениясоциально-психологического тренинга» для студентов направления подготовки 231 «Социальная работа» окр «Магистр» дневной и заочной форм обучения / сост. М. Д. Лапина. – Мариуполь: ПГТУ, 2017. – 97 с. – Режим доступа: http://umm.pstu.edu/handle/123456789/11346
В конспекте рассмотрено краткое содержание лекционных занятий по дисциплине «Техника проведениясоциально-психологического тренинга» для студентов, направления подготовки 231 «Социальная работа» окр «Магистр». К каждой теме приведен план, соответствующий программе дисциплины. В конце пособия приведен список рекомендуемой литературы.
|
|
Составитель | М. Д. Лапина, ст. преп. |
Рецензент | Л. М. Овчарова, канд. филос. наук, доцент |
Утверждено
на заседании кафедры социологии и социальной работы,
протокол № 8 от 06 декабря 2016 г.
Утверждено
методической комиссией социально-гуманитарного факультета,
протокол № 5 от 26 января 2017 г.
Ó ДВНЗ «ПДТУ», 2017
Ó М. Д. Лапина, 2017
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.. 6
Содержательный модуль 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА.. 8
Лекция 1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ 8
1.1 Социальная работа с группой как метод психосоциальной помощи 8
1.2 Понятие социально-психологического тренинга. 10
1.3 Основные принципы работы групп социально-психологического тренинга 14
Лекция 2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ 18
2.1 Виды и цели тренинговых групп в современной психосоциальной работе 18
2.2 Основные факторы эффективности работы тренинговой группы 20
2.3 Характеристика личности и квалификации группового тренера 26
Лекция 3. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ГРУППОЙ.. 32
3.1 Общая характеристика методов СПТ. 32
3.2 Понятие и характеристики психотехнических игр и психогимнастических упражнений 34
3.3 Понятие ролевой и деловой игры в социально-психологическом ролевом тренинге 37
Лекция 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ 41
4.1 Понятие групповой динамики. Стадии развития тренинговой группы 41
4.2 Групповая сплоченность как один из важнейших элементов групповой динамики 43
4.3 Характеристика стадии сотрудничества и целенаправленной деятельности группового тренинга 45
|
|
Лекция 5. ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ И ДЕБРИФИГА 48
5.1 Понятие и основные характеристики обратной связи и дебрифинга в психологическом тренинге. 48
5.2 Особенности и правила эффективной обратной связи в психологическом тренинге 49
5.3 Особенности и правила психологического дебрифинга в тренинге 55
Содержательный модуль 2. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ГРУППОВОЙ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 59
Лекция 6. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУПП САМОПОМОЩИ 59
6.1 Понятие и специфика групп самопомощи. 59
6.2 Типы и общие терапевтические факторы групп самопомощи 61
6.3 Общие вопросы организации и создания группы самопомощи 64
Лекция 7. ИНКАУТЕР ГРУППЫ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ГРУПП САМОПОМОЩИ 68
7.1 Определение и основные признаки инкаутер-группы (группы встреч) 68
7.2 Основные виды инкаунтер-групп и их отличие от традиционных групп личностного роста 71
Лекция 8. СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ.. 75
8.1 Основные принципы деятельности Сообщества Анонимных алкоголиков 75
8.2 12 шагов анализа собственных переживаний и опыта и достижения перемен членов АА 77
8.3 12 традиций сообщества анонимных алкоголиков. 81
Лекция 9. САМОУПРАВЛЯЕМЫЕ РАБОЧИЕ ГРУППЫ... 85
9.1 Понятие и особенности малых самоуправляемых рабочих групп 85
9.2 Основные этапы развития малых самоуправляемых рабочих групп 89
9.3 Проблема руководства и лидерства в самоуправляемой рабочей группе 92
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 96
ВВЕДЕНИЕ
Социально-психологический тренинг относят к числу активных групповых методов практической психологии для работы со здоровыми людьми с целью решения задач по развитию и совершенствованию качеств, необходимых для улучшения их социального бытия и профессиональной деятельности. Есть мнение, что психологический тренинг тесно соприкасается с развивающим обучением, понимаемым в широком смысле слова. Многие современные психологи и педагоги отмечают, что ролевые игры и психотехники позволяют человеку экспериментировать с различными жизненными ситуациями, испытывать свои способности и умения, развивать чувство овладения различными предметами в ситуациях общения с другими людьми.
В настоящее время большинство авторов, уделяющих внимание проблематике психологического тренинга, подробно описывают области применения социально-психологического тренинга в практике психологической помощи, коррекции и для обеспечения личностного роста. Гораздо менее разработанной является проблематика применения психологического тренинга для развития профессиональных навыков и профессионально значимых качеств.
Инновациями в практике проведения тренингов можно считать следующее: оригинальность программ; адаптацию программ для различных категорий специалистов; применение не только тренингов, но и их элементов, органично вносимых в другие формы работы со слушателями. В структуру тренинга обычно вводятся поведенческие компоненты (как отработка практических навыков), рефлексивные (развитие рефлексирования как психологического образования), коммуникативные (понимание и отработка навыков слушания, коммуникации), релаксационные (развитие навыков саморегуляции и релаксации) и другие составляющие, внесение которых оптимально на данном уровне.
Данный метод еще не нашел достойного места в системе подготовки и переподготовки современных специалистов. Это обусловлено объективными обстоятельствами, связанными с историей становления методов обучения.
Таким образом, социально-психологический тренинг как высокоэффективный инструмент развития и достижения изменений личности клиента занимает особое место в современной системе образования и профессионального обучения специальностям, имеющим дело с активным общением, в борьбе за повышение производительности и качества труда. Исследовательский интерес к методическим и методологическим проблемам тренинга стимулируется и подпитывается насущными потребностями практики, проблемами сегодняшнего дня.
|
|
Содержательный модуль 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА