Именно на этапе группового конфликта формируется групповая сплоченность – это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Групповая сплоченность может выступать и как цель психологического тренинга, и как необходимое условие успешной работы. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач.
Обобщение имеющихся исследований (А.А.Александров, Ж.Годфруа, К.Рудестам, и др.) позволяет выделить следующие факторы, способствующие групповой сплоченности:
1. совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы;
2. достаточный уровень гомогенности состава групп (особенно но возрастному показателю – нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати);
|
|
3. атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;
4. активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;
5. привлекательность ведущего как образца, модели оптимально функционирующего участника;
6. квалифицированная работа ведущего, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности;
7. наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении;
8. присутствие в группе человека, способного противопоставить себя группе, резко отличающегося от большинства участников (как показывает печальный опыт не только тренингов, но и повседневной жизни, люди особенно быстро сплачиваются не в борьбе за что-то, а в борьбе против кого-то ).
Причинами снижения групповой сплоченности могут выступить:
1) возникновение в тренинговой группе мелких подгрупп (это особенно вероятно в группах, превышающих 15 человек; впрочем, иногда своеобразная соревновательность, появляющаяся между подгруппами, ускоряет групповую динамику и способствует оптимизации тренинга);
2) знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы до начала тренинга – это ведет к сокрытию от остальных участников группы какой-то частной информации, к стремлению защитить друг друга и не вступать в полемику, к отчуждению такой диады от группы;
3) неумелое руководство со стороны ведущего, которое может привести к излишнему напряжению, конфликтам и развалу группы;
4) отсутствие единой цели, увлекающей и объединяющей участников, и совместной деятельности, организованной ведущим; вялая групповая динамика.
|
|
Сплоченность определяет успех тренинговой работы уже хотя бы потому, что делает группу более устойчивой к ситуациям, сопровождающимся негативными эмоциональными переживаниями, помогает преодолевать кризисы в развитии. В некоторых случаях достижение высокой групповой сплоченности становится важнейшей целью психологического тренинга (об этом не всегда целесообразно информировать участников). Тренинги сплоченности, создания команды проводятся в организациях и учреждениях, чья эффективная деятельность напрямую зависит от степени единства и взаимопонимания сотрудников.
4.3 Характеристика стадии сотрудничества и целенаправленной деятельности группового тренинга
На стадии консолидации социальный работник помогает группе выработать нормы и способы взаимодействия, а отдельным членам — самоопределиться, найти свое место, соответствующее их способностям и склонностям. Возможно, на этой стадии (хотя зачастую и на начальном этапе групповой работы) вырабатывается кодекс общения, или кодекс поведения участников групповой работы, который может состоять из следующих правил:
Вариант кодекса общения обсуждается всеми членами группы, которые в знак его признания ставят на нем свою подпись, и после проигрывания ключевых правил общения (что возможно в группе подростков, молодежи) кодекс вывешивается на одной из стен комнаты, в которой работает группа.
Когда группа начинает работать и потребность в социальном работнике ослабевает, ему следует отойти «в тень», передоверив свои организаторские и методологические функции другим участникам. Если же социальный работник будет претендовать на прежнюю доминирующую роль, группа может его изгнать. Некоторые специалисты сознательно используют эту драматическую концовку, чтобы помочь группе обрести автономию и сплотиться.
Активная деятельность социального работника прекращается, когда успешная содержательная работа уже налажена и группа принимает первые эффективные решения. Возникает иллюзия, что социальный работник не был нужен, что группа добилась всего самостоятельно. Парадокс заключается в том, что это убеждение необходимо поддерживать. Некоторые профессионалы придерживаются строгого правила: не вмешиваться в содержательную работу группы, поскольку социальный работник не должен подсказывать готовые решения проблем — группа должна найти их сама. Хотя каждый специалист использует свои методы работы с группой.
Таким образом, группа — это не просто некое количество людей, собранных вместе, а система, характеризующаяся общностью чувств, наличием особой атмосферы, которая выражается в словах, мимике, позах и жестах. Групповая работа — один из интереснейших методов социальной работы, одно из самых успешных изобретений, созданных для решения проблем обезличивания, потери индивидуальности и чувства реальности, отчужденности, характерных для многих людей, живущих в современном обществе. Групповая работа способствует большей независимости личности, большей раскрепощенности и раскованности, большему желанию экспериментировать.
Контрольные вопросы
Что понимается под групповой динамикой деятельности тренинговой группы?
Какие этапы содержательной работы в группе выделяются всеми авторами?
Какой этап содержательной работы в группе имеет исключительное значение и почему?
На каком этапе содержательной работы в группе формируется групповая сплоченность?