Понятие ролевой и деловой игры в социально-психологическом ролевом тренинге

Социально-психологический ролевой тренинг ведет свою историю от техники психодрамы Дж. Морено и представляет собой развитие сюжетной детской игры. Морено верил, что причины проблем, которые люди испытывают при общении, можно найти в событиях детства или в тех моментах, когда они столкнулись с межличностными или эмоциональными проблемами и не могли с ними справиться. Ролевая игра – хорошая возможность для клиента вновь встретиться со своей проблемой и проработать ее. Ролевые игры – один из самых широко используемых методов в тренировке навыков межличностного взаимодействия

Социально-психологический ролевой тренинг направлен на решение внутренних конфликтов индивида в ситуации отработки навыков выполнения тех или иных социальных функций (выработка и закрепление социокультурных норм). При этом игры становятся «…средством формирования культуры выхода из кризисов с помощью рефлексии» [8]. Пребывание в роли «начальника», «подчиненного», «заинтересованного», «равнодушного», «лидера», «звезды» заставляет участников прочувствовать, пережить своеобразие той или иной роли, выйти за рамки сложившихся системы стереотипов, получить опыт «тренинга сензитивности», используемого в практике профессиональной подготовки умелых руководителей и деловых партнеров.

Взаимодействуя с другими, люди выполняют два действия. Во-первых, решают, как управлять ситуацией и что сказать. В этом случае задействовано суждение и тогда действие является следствием знаний. Во-вторых, произнося слова, люди используют язык тела, с помощью которого передается часть информации, это навык общения. Решения, которые участники хотят осуществить, должны быть обсуждены. Потом, используя их в ролевой игре, участники будут знать, чего хотят достичь. Затем следует ролевая игра, которая представляет собой очень короткое практическое занятие по реализации принятого решения. Лучшие ролевые игры или практические занятия длятся меньше минуты.

Так как важно учитывать интонацию голоса, контакт глаз, выражение лица, и язык тела, человек, дающий обратную связь, должен непосредственно участвовать в ситуации общения. То есть исполнять другую роль в игре. Чтобы сыграть эту трудную роль, нужен опытный профессионал, и может случиться так, что единственным человеком, который отвечает всем требованиям, окажется только ведущий группы. Дополнительное преимущество участия тренера в программе – это гарантия того, что ролевая игра не выйдет из-под контроля. К тому же, если участник занятий испытывает какие-либо затруднения во время практики, тренер может оказать необходимую помощь, обеспечивая постоянную обратную связь в течение всей игры.

Необходимая информация о составляющих навыков общения дается с помощью демонстрации навыков, которую дает ведущий. Далее следует процесс переработки этой информации путем продемонстрированных навыков и итогом процесса становится представление закрепленных навыков участниками тренинга. Затем результат можно сравнить с изначальной информацией и на этом основании дать обратную связь, показывающую, что соответствовало установленным стандартам, что – нет, и сто необходимо сделать, для исправления ошибок и усовершенствования навыков.

Помимо отмеченных направлений, в литературе приводятся так называемые деловые игры. Деловая игра — это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Проведение деловой игры — это развертывание особой (игровой) деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику производства. В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различаются учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные деловые игры. Истоки деловой игры прослеживаются вплоть до магических обрядов первобытных людей; ее непосредственный предшественник — военная игра, зародившаяся в XVII в. Первая управленческая игра («организационно-производственное испытание») была разработана и проведена в СССР в 1932 г. Но серьезного развития деловая игра тогда не получила и возродилась лишь в 1957 г. в США, где была проведена с использованием компьютера. Сейчас деловые игры широко распространены в связи с задачами совершенствования управления, принятия плановых и производственных решений, подготовки и повышения квалификации кадров. Учебная деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контекст будущей профессиональной деятельности и таким образом смоделировать более адекватные в сравнении с традиционным обучением условия формирования специалиста. В этих условиях: во-первых, усвоение нового знания накладывается на канву будущей профессиональной деятельности; во-вторых, обучение обретает совместный, коллективный характер; и, в-третьих, развитие личности специалиста реализуется как результат подчинения двум типам норм: нормам компетентных действий предметных и нормам социальных отношений коллектива.

В таком «контекстном» обучении достижение дидактических и воспитательных целей слито в одном потоке социальной по природе активности обучающихся, реализуемой как игровая деятельность. Мотивация, интерес и эмоциональный статус участников деловой игры обусловливаются широкими возможностями для целеполагания и целеосуществления, для диалогического общения на материале проблемного содержания деловой игры.

 

Контрольные вопросы

Какая разновидность обучающих методов применяется в социально-психологическом тренинге?

Какие характеристики присущи всем методам социально-психологического тренинга?

В каких целях в социально-психологическом тренинге используются психогимнастические упражнения?

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: