Гигиена и профилактика

Медицина в Древней Индии

Рабовладельческий строй в Индии начал развиваться в начале III тысячелетия до н.э. Индия была населена за много тысяч лет до н.э. В Древней Индии в основе классового общества лежало деление на 5 каст:

1. Жрецы

2. Воины

3. Свободные

4. Рабы

5. Пари (неприкасаемые)

Это деление на касты сохранилось и по сей день.

Источники изучения медицины в Древней Индии:

1. Археология - (гигиенические сооружения Махенджо-Даро XXV-XVII в до н.э.) созданные за полторы тысячи лет до Римского водопровода.

2. Письменные источники:

a) 4 священные книги древних индусов: 

· Ригведа

· Самаведа

· Яджурведа

· Атхарведа

и многочисленные приложения к ведам. Среди них

древнейший памятник индийской медицины Аюрведа - «наука

о жизни»

б)       3 редакции Аюрведы:

· Аюрведа атрейя – древнейшая

· Аюрведа Чарака (I-II в до н.э.)

· Аюрведа Сушрута (наиболее поздняя, внутренние и

                                    хирургические болезни)

3. Свод законов Ману

Древнейшие гигиенические сооружения Индии. Древний город долины Инда Мохенджо-Даро («Место мертвых») ныне расположенный на территории Пакистана, обнаружен на глубине 12 м., и относится к XXV в до н.э. В этом городе найдено большое количество выложенных кирпичных колодцев (диаметром до 1 м.), купальня, бассейн, 2 бани, водосточные трубы, канализационные системы. Устройству системы канализации в Махендижо-Даро уделялось больше внимания, чем строительству некоторых зданий. Это говорит о высокой культуре этой древней цивилизации, которая сумела в III тысячелетии до н.э. создать великолепный образец санитарного строительства.

Для истории медицины наибольшее значение имеют Веды, так называются памятники индийской литературы, написанные стихами и прозой. Они представляют собой смесь самых разнообразных гимнов, молитв, жертвенных обрядов, они в то же время сохранили значение величайшего свода конкретных знаний о природе. Ведийская письменность появилась за 2 или 2,5 тысячи лет до н.э.

Ригведа является одной древнейшей книгой человечества, одним из первых документов когда-либо созданных разумом человека во вселенной. Д.Неру (Джавахарлал Неру).

Содержание вед менялось и дополнялось; они оставили на себе следы многочисленных наслоений. В роли активных комментаторов Вед выступили два врача Индии Сушрута и Чарака. Чарака редактировал высказывания Вед, касающиеся главным образом внутренних болезней. Этот труд содержит сведения о более чем 600 лекарственных растений, животного и минерального происхождения. Замечания хирургического характера были объединены Сушрутой - (Самхиты) - здесь внимание уделяется оперативному лечению. Он описал 300 операций свыше 120 хирургических инструментов и свыше 650 лекарственных средств. Интересно отметить, что Сушрута ни разу не ссылается на трактат Чараки.

Как источники для изучения индийской медицины используется и сборник законов Ману в ранней редакции датированный II в до н.э. Наряду с нормами гражданского, семейного, уголовного права в сборнике Ману имеются положения о санитарном законодательстве высказываются суждения о постановке врачебной помощи среди населения, приводятся правила общественной и личной санитарии и гигиены.

Еще один ценный источник для изучения медицины Индии эпическая поэма Махабхарата представляет настоящую энциклопедию народных преданий, сложившихся точно так же и в Рамаяне, еще в добуддийский период.

О древней Индии писали известные историки, философы и путешественники древности, греческие историки: Геродот, Страбон и Диодор участники походов Александра Македонского, посол Селевкидов при дворе царя Чандрагупты-Мегасфен, китайский историк Сыма Цынь и др.

Медицинское образование в Индии

Медицинское образование осуществлялось в ряде университетов, среди которых особенной известностью пользовался университет в Таксиле, на северо-западе Индии, близ современного Пешавара. Другим центром просвещения был город Бенарес, существовали еще так называемые лесные университеты, в которых помимо преподавания самых разнообразных предметов практического характера, педагоги заботились о физическом воспитании учащихся и готовили из них воинов и граждан, здоровых духом и телом.

Существовали многочисленные школы при провинциальных монастырях. В таких школах обучались юноши в возрасте 12-18 лет. Каждый наставник имел не более 3-4 учеников. «Ученый врач» пользовался большим почетом. Молодые врачи воспитывались в духе высоких этических требований. Им давался совет относиться одинаково внимательно как к бедным, так и к богатым. Врач должен быть скромен, бескорыстен и наделен демократическими чертами.

В стране было значительное количество гражданских больниц, не считая клиник при университетах. Больницы располагались по главнейшим транспортным артериям, сухопутным и морским, в торговых портах и городах часто объединяясь с гостиницами и караван сараями. В III и IV веках также упоминаются лечебницы для животных.

Обучающийся медицине, должен был овладеть всеми гранями врачебного искусства. Врач неискусный в операциях, приходит у кровати больного в замешательство, подобно трусливому солдату, впервые попавшему в сражение, врач же умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним только крылом записано в «Сушруте-самхите».

Причинами болезней считались:

1. Погрешности в пище, пристрастия к алкоголю, голоду, физическому перенапряжению, предшествующим болезням.

2. Отрицательные климатические факторы, могут «портить» соки в организме и быть причиной страдания.

3. Огромное значение имеют настроения и возраст человека. Наиболее ранимым бывает старец, он легче заболевает, чем дети. Тоска, печаль, гнев, испуг – это первые ступени на лестнице любой болезни.

Диагностика

Способность врача правильно распознавать болезни очень высоко ценилось. Не только в Ведах, но и в произведениях фольклора часто встречаются афоризмы, подтверждающие необходимость, прежде всего, разгадать болезнь, а потом уже приступать к лечению. При этом врач прежде всего обращает внимания на возраст больного, его место жительства, определить его конституцию, расспросить чем он занимается, узнать все что можно и о его нраве, привычках и характере. Внешний осмотр полагалось производить при солнечном свете, обращая внимание на видимые изменения кожи, отличая цвет склеры, наличие опухолей, частоту дыхания в спокойном состоянии и при беге, определить температуру кожи, выяснить способность больного ориентироваться во времени и пространстве.

Каждый врач должен уметь ощупывать органы брюшной полости, а размер увеличенной селезенки определить широтой пальца или бамбуковой пластинки разделенной черточками. Анализ мочи, по цвету и другим признакам позволял определить возраст, пол, срок беременности и поставить диагноз.

Гигиена и профилактика

Гигиенические традиции развивались в Индии с древнейших времен. Об этом свидетельствуют санитарные сооружения Махенджо-Даро, созданные в III (а возможно в IV до н.э.), эти традиции нашли отражение в Аюрведах и Законах Ману.

В Др. Индии большое значение придавалось личной гигиене, красоте и опрятности тела, чистоте жилища, соответствию климата здоровью человека.

Сушрута считал необходимым для здоровья:

· Вставать рано

· Чистить зубы щеткой и порошком

· Купаться

· Растирать тело

· Стричь волосы на голове и бороде

· Следить за ногтями

· Принимать только свежую пищу

· Заниматься гимнастикой

Согласно древнеиндийским представлениям здоровье считалось результатом нормального сочетания трех начал организма: воздушного, слизи и желчи.

Все болезни Сушрута подразделяет на Естественные - связанные с природой (так воздух вызывает 80 болезней, желчь – 40, слизь – 20) и Сверхъестественные - посылаемые богом (проказа, венерические болезни и др.). Для достижения здоровья применялись средства очистительные, отхаркивающие, раздражающие, потовыделительные, чихательные, рвотные.

Высокого совершенства достигла в Индии:

ü Техника кровопускания

ü Венесекции

ü Применения (крови) банок медицинских пиявок

Популярными бальнеологическими процедурами были: грязелечение, втирание, ванны, окуривание дымом и парами, согревающие компрессы, горячие сухие и влажные припарки, серные ванны, минеральные источники.

Хирургия

Сушрута считал хирургию «первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба и верным источником славы». Индийские хирурги, не имея представлений об асептике и антисептике, добились тщательного соблюдения чистоты во время операций. Они отличались смелостью, ловкостью и отличным владением инструмента. Инструменты изготовлялись из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности. Ими можно было разрезать волос. Согласно трактатам индийские врачи производили ампутации, камнесечения, грыжесечения, пластические операции на лице. Способ ринопластики Сушрута известен как «Индийский метод». Производили удаление помутневшего хрусталика. Искусство оперативного лечения было самым высоким в истории древнего мира.

Список литературы

1. Заблудовский П.Е. / Хрестоматия по истории медицины / М.: Медицина 1968 г. – 346 с.                            

2. Лисицин Ю.П. / История медицины: Краткий курс. Учебное пособие /
М.: «ГЭОТАР-Медиа» 2010. -592 с.

3. Сорокина Т.С. / Медицина в рабовладельческих государствах средиземноморья, пособие для иностранных студентов / М: Медицина 1979-96с.

4. Арнольд из Виллановы / Салернский кодекс здоровья / М.: Медицина, 1970-109 с.

5. Терновский В.Н. / Андреас Везалий / М.: Изд. «Наука», 1969г-240 с.

6. Богоявленский Н.А., / Индийская медицина в Древнерусском врачевании / ГИМЛ, МЕДГИЗ, 1956-81с.

7. Грибанов Э.Д. / Медицина в символах и эмблемах / М.: Медицина,1990-205с.

8. Сточик А.М., Затравкин С.Н. / Формирование естественнонаучных основ медицины в процессе научных революций 17-19 веков / М: «Шико» 2011-141с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: