Карта помогает нам увидеть и проанализировать то, на что можно было бы просто не обратить внимания.
Этап 1. В чем проблема?
Опишите проблему одной фразой. Не пытайтесь тут же найти выход, просто сфокусируйте свое внимание на самом главном. Старайтесь не выражать проблему в полярных терминах, это даст вам возможность рассмотреть варианты решения проблемы более широко.
Этап 2. Кто вовлечен?
Кто основные участники конфликта?
Этап 3. Каковы их подлинные потребности?
Известно, что в любом конфликте зачастую происходит следующее: человек предъявляет одну проблему (либо ту, которая подвернулась под руки, либо ту, которая выглядит "красиво"), тогда как в глубине души проблема совершенно иная. Важно выяснить истинную мотивацию, которая стоит за позициями участников в этом вопросе. Люди хотят получить то, что удовлетворяет их потребности, и избегают того, что мешает этому.
Потребности. В широком смысле это все то, что важно для человека. Можно задать наводящий вопрос, который поможет определить потребность собеседника:
- Вы считаете, что я должен сделать это и это. Что это вам даст?
Ответ на этот вопрос может дать информацию о невысказанных потребностях человека.
Опасения. Их тоже очень важно учитывать. Наши страхи носят как рациональный, так и иррациональный характер. Но от этого они не становятся менее значимыми. И когда вы признаете опасения, вы уже сможете с ними работать. Например, если человек говорит, что он не терпит неуважения, нежели то, что он нуждается в уважении. Так чего же боятся люди?
- Унижения.
- Провала.
- Финансового краха.
- Быть отвергнутым или нелюбимым.
- Потери контроля над ситуацией.
- Одиночества. Критики и осуждения.
- Потери работы.
Неспособности обеспечить себя и свою семью.
- Скучной работы.
- Обмана.
- Опасения, что придется начинать все сначала. Перечислите потребности и опасения всех сторон. На этом этапе необходимо работать только с этими категориями, а не выдавать уже готовые ответы. Важно, чтобы ответы выявляли реальные нужды и опасения. Эту карту можно использовать как инструмент для работы с конфликтом. В любом случае конфликт значительно легче предупредить, нежели работать с ним.
Подобные карты можно использован:
- при составлении планов,
- при появлении трудностей на работе,
- при подготовке к переговорам,
- при создании рекламных объявлений,
- на совещаниях по планированию.
В любом случае карта позволяет увидеть реальные перспективы развития ситуации. Применяйте ее к актуальным ситуациям. Выявление проблемы помогает задуматься о ней и каким-то образом решить ее. Определите, какие потребности скрываются за требованиями людей. При работе с картой ищите "точки соприкосновения": общие интересы, общие потребности.
Вопросы, которые необходимо задать при анализе конфликта
Люди и группы
Основные заинтересованные стороны, группы и отдельные лица.
Основные заинтересованные стороны.
- Кто основные заинтересованные стороны?
- Какие из этих сторон участвуют в конфликте?
- Почему они вовлечены в конфликт?
- В чем конкретные интересы каждой стороны?
- Интересы каких других сторон затрагивает конфликт? Почему они еще не оказались вовлечены в конфликт?
- Почему затронуты их интересы?
- Может ли процесс разрешения конфликта начаться без их прямого участия? Почему? Как?
Второстепенные потенциальные участники.
- Интересы каких сторон затронуты в меньшей степени?
- Как это было установлено? Основываясь на каких интересах?
- Какие еще стороны могут вступить в конфликт по причинам, выходящим за рамки данного конкретного вопроса? Поясните.
Отдельные лица.
- Кто выступает от лица каждой из конфликтующих сторон?
- Какие предложения по разрешению конфликта представляют эти лица?
- Какие еще лица в глазах общественности связаны с этим конфликтом?
- Кто формирует мнение участников?
- Кто может оказывать сильное влияние на участников?
- Кто может быть заинтересован в расширении конфликта?
- Кто может выиграть, раздувая конфликт? Что именно?
- Какие официальные лица отвечают за принятие решения?
Организации.
- Как принимаются решения в каждой организации или группе?
- Насколько сильно внутреннее согласие? Не привело ли оно к организованию коалиций?
Ценности - убеждения, которых твердо придерживаются и на основании которых стремятся действовать участники конфликта.
- Каковы основные ценности, лежащие в основании действий каждой из сторон? (Развитие/отсутствие развития; капитал и частная прибыль/общее благосостояние; чисто технические/щадящие решения; долгосрочные или краткосрочные отношения.)
- Существуют ли сильные личности, идеологические, культурные или религиозные различия?
- Связаны ли идеология или ценности лиц или группы с отдельными проблемами?
3. Интересы: нужды и потребности, которые необходимо учесть и удовлетворить для разрешения конфликта.
- Каковы основные интересы, лежащие в основе деятельности каждой из сторон?
- Чем отличаются, чем похожи интересы каждой стороны?
- Существуют ли общие интересы, которые могут стать основой урегулирования конфликта?
Цели/позиции.
- Каковы цели различных сторон? Каковы позиции каждой из сторон по каждой из проблем?
- Очевидны ли цели, или же они скрыты?
- Способна ли группа достичь своих целей?
- Чувствует ли каждая из сторон, что ее цели достижимы?
5. Информация.
- На какие источники информации опираются стороны?
- Одинаковы ли информационные базы (базы данных) всех участников конфликта или же они различны? В чем различия?
- Есть ли источники информации, пользующиеся доверием всех сторон? Общественные они или частные?
6. Власть, сила.