Календарный и биологический возраст, критерии определения БВ

У разных детей реализация генетической программы во времени различна, поэтому необходимо знать о паспортном и биологическом возрасте.

Календарный возраст (хронологический, паспортный) - это период жизни ребенка от рождения до настоящего времени, который имеет четкую возрастную границу (день, месяц, год).

Данный возраст не учитывает факторы развития организма, поэтому было введено понятие «биологический возраст».

Биологический возраст (анатомо-физиологический) - это совокупность обменных, морфологических, функциональных и регуляторных особенностей организма, зависящих от индивидуальных темпов роста и развития. Он, помимо наследственности, в большой степени зависит от условий среды и образа жизни.

Разница между биологическим и календарным возрастом может достигать несколько (5) лет.

Критерии биологического возраста:

1) половая зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);

2) скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);

3) зубная зрелость (оценивается по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов);

4) конституция человека (размеры и масса тела);

5) зрелость интеллекта (уровень развитие как личности).

 Соотношение биологического и паспортного возрастов зависит от индивидуальных темпов развития, в связи с чем выделяют:

1. Ускоренное индивидуальное развитие- акселерация. При ней биологический возраст опережает паспортный. Чаще проявляется у девочек, в изменении размеров тела и темпах роста (физическая акселерация). Она создает большое напряжение в организме, что может приводить к развитию  различных заболеваний.

2. Замедленный темп развития-   ретардация. При ней биологический возраст отстает от паспортного. Отставание в развитии сочетается со снижением большинства антропометрических показателей, с отклонениями в деятельности нервной и ССС. Такие школьники мало активны на уроках и в жизни, быстро утомляются.

3. Средний темп развития средний, характерен для большинства людей- т.е. к определенному паспортному возрасту, ребенок достигает определенное морфофункциональное развитие. 

 

Физическое развитие. Методы исследования и показатели ФР детей и подростков

Физическое развитие - это состояние морфологических и функциональных свойств и качеств растущего организма, а также уровень его биологического развития. Является ведущим признаком здоровья. Самыми распространенными методами исследования ФР являются:

1. Метод индексов

2. Центильный метод.

При изучении физического развития используются следующие группы показателей:

1. Соматометрические- длина (рост) и масса (вес) тела, ОГК.

2. Соматоскопические - форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложение и телосложение, половое развитие.

3. Физиометрические - жизненная емкость легких, сила сжатия кисти, частота сердечных сокращений, уровень артериального давления.

 

Критические и сенситивные периоды развития детей и подростков

Критические периоды развития - это такие периоды развития организма, в течение которых он становится наиболее уязвим к действию внешних факторов среды. Этими периодами являются: 3-4 года, 7-8 лет, 11-14- у девочек; 12-15 у мальчиков. В эти возрастные периоды развивающаяся функция может нарушиться и дать сбой, так как в это время резко снижаются адаптационные возможности организма.

Сенситивный период - это такие периоды развития организма, в течение которых он становится наиболее чувствительным к действию факторов среды. К таким периодам относятся периоды: до 1 года, 4-5, 7-8 и 12-15 лет.   Если в этот момент на организм действуют те факторы, от которых зависит развитие данной функции, то эта функция может достичь максимального развития, если же не действуют, то функция может развиваться плохо или вообще не развиваться.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: