ПРЕДМЕТ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ»
ВФиПс - дисциплина, направленная на изучение особенностей функционирования организма детей и подростков, закономерностей их физического и психического развития, психофизиологических аспектов поведения и основ формирования когнитивных функций ребенка с целью применения полученных знаний в профессиональной деятельности.
Методы исследования
Общими и самыми распространенными методами исследования являются:
1) Метод поперечного исследования - представляет собой параллельное, одновременное изучение особенностей организма у детей различных возрастных групп.
2) Метод продольного исследования - заключается в длительном (многие месяцы, иногда - годы) наблюдении за одним и тем же контингентом детей.
ПОНЯТИЕ ОБ ОНТОГЕНЕЗЕ, РОСТЕ И РАЗВИТИИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Онтогенез - это индивидуальное развитие организма, включая весь комплекс последовательных и необратимых изменений, начиная от образования зиготы и до естественной смерти организма. В ходе онтогенеза реализуется наследственная программа развития организма в конкретных условиях среды.
|
|
В онтогенезе человека различают 2 относительно самостоятельных этапа:
1) пренатальный (внутриутробный, эмбриональный)- это период с момента зачатия и до рождения ребенка. Длится в среднем 270 дней.
2) постанатальный (постэмбриональный)- это период с момента рождения и до конца жизни.
Важными свойствами живого организма являются рост и развитие.
Развитие - это процесс количественных и качественных изменений, связанных с усложнением функций и взаимодействию всех его систем. Оно включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Одной из основных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост. Рост- это количественный процесс, связанный с увеличением количества клеток и их размеров. Например, в одних органах и тканях (кости, легкие), рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других (мышцы, нервная ткань)- в большей степени за счет увеличения размеров самих клеток.
У детей выделяют 3 периода ускоренного роста детей: до 1 года, от 6 до 7 лет, от 11 до 13 лет (препубертатный скачок роста).
После каждого «скачка» роста наступает период интенсивной дифференцировки, т.е.созревание структур организма. Такими периодами являются: возраст от 1 года до 4 лет, от 8 до 10 лет и от 14 до 20 лет.
|
|
Процессы роста и созревания протекают непрерывно в течение первых 20 лет. Так, например, у женщин ростовые процессы заканчиваются к 18-22 годам, а у мужчин к 20-25 годам. К 20 годам у человека заканчивается формирование эндокринной и нервной систем и т.д.
Закономерности роста и развития детского организма:
1) Гетерохронность (неодновременность) роста и развития (П.К.Анохин)- созревание разных систем происходит неодновременно, они включаются поэтапно, в зависимости от потребности организма в различные возрастные периоды.
2) «Энергетическое правило скелетных мышц» (И. А. Аршавский) - особенности энергетических процессов, деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процессе онтогенеза находятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры.
3) «Закон свертывания функций за ненадобностью» (И.А.Аршавский)-
при невостребованности какой-либо функции она либо не развивается, либо вообще угасает
4) Надежность биологической системы (А.А.Маркосян)- это такой уровень регулирования процессов в организме, при котором обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей организма.
Она построена на следующих принципах:
А) Взаимозаменяемость органов и структур - каждая функция организма, при неблагоприятных факторах может заменяться. Например- у слепых людей существенно возрастает чувствительность органов слуха, обоняния, осязания.
Б) Дублирование - многие процессы и функции могут дублироваться несколькими органами. Например, выведение из организма продуктов метаболизма осуществляется не только почками, но и легкими, кожей, жкт.
В ) Избыточность - любая функция может колебаться в относительно больших пределах, работать не на пределе своих возможностей, что обеспечивает наилучшее приспособление организма к факторам окружающей среды. Например, сердце находится в режиме сокращения только 8 ч в сутки.
Г) Парность органов- при утрате одного органа, второй (его пара) будет выполнять функцию свою и утраченного органа. Например, человек может жить с одной почкой, с одним глазом и т.д.
Д) Относительно быстрый возврат к норме - возвращение к исходному состоянию зависит от уровня сдвига (т.е. тяжести) и от степени развития организма (т.е. возраста). Заболевание у человека не останавливает его развитие, оно продолжается т.к. все системы работают надежно.
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ. КАЛЕНДАРНЫЙ И БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. КРИТИЧЕСКИЕ И СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ.
Понятие «возрастной период». Возрастная периодизация.
Каждый жизненный цикл человека разделен на возрастные периоды.
Возрастной период- это тот отрезок времени, в пределах которого процессы роста и развития, а также физиологические особенности организма тождественны, а реакции на раздражители более или менее однозначны.
С 1965 года широко используется ВП в основе которой лежат морфофункциональные и психологические критерии, охватывает весь постнатальный онтогенез человека. Согласно ей выделяют следующие возрастные группы:
1. Новорожденные- 1-10 дней;
2. Грудной возраст - 10дней- 1 год;
3. Раннее детство- 1-3 года;
4. Первое детство- 4-7 лет;
5. Второе детство- 8-12 лет мальчики, 8-11 лет девочки;
6. Подростковый- 13-16 лет мальчики, 12-15 девочки;
7. Юношеский- 17-21 юноши, 16-20 девушки;
8. Зрелый возраст- 1 период- 22-35 лет мужчины, 21-35 женщины;
2 период- 36-60 лет мужчины, 36-55 женщины;
9. Пожилой возраст- 61-74года мужчины, 56-74 женщины;
10. Старческий- 75-90 лет;
11. Долгожители- 90 лет и выше.
Данная возрастная периодизация основана на критериях биологического возраста.Для педагогов более удобной является периодизация, построенная на основе педагогических и социологических критериев и охватывающая возраст от рождения до 17–18 лет. Эта схема включает следующие периоды:1. Младенческий – до 1 года;2. Преддошкольный – с 1 года до 3 лет;3. Дошкольный – с 3 до 7 лет;4. Младший школьный – с 7 до 11–12 лет;5. Средний школьный – с 11–12 до 15 лет;6. Старший школьный – с 15 до 17–18 лет.
|
|