Найдем сколько элементов содержится в множестве А ∪ В. Основная формула нахождения числа элементов суммы двух множеств
n (А ∪ В) = n (А) + n (В) – n (А ∩ В).
Действительно, n (А ∪ В) — это сумма числа элементов множеств А и В, но при подсчете элементы, принадлежащие А ∩ В учитывались дважды. С помощью данной формулы можно получить формулы для определения числа элементов суммы любого числа множеств.
Например, для трех множеств она выглядит следующим образом:
n (А ∪ В ∪ С) = n (А) + n (В) + n (С) – n (А ∩ В) – n (В ∩ С) – n (А ∩ C) + n (А ∩ В ∩ С).
Данная формула используется для решения различных задач.
Пример. Из 100 школьников английский знают 42, немецкий — 30, французский — 28, английский и немецкий — 5, английский и французский — 10, немецкий и французский — 8, английский, немецкий и французский — 3 школьника. Сколько школьников не знают ни одного языка?
Решение.
Обозначим через А — множество школьников, знающих английский язык; N — множество школьников, знающих немецкий язык; F — множество школьников, знающих французский язык.
|
|
Тогда n (A) = 42, n (N) = 30, n (F) = 28, n (A ∩ N) = 5,
n (A ∩ F) = 10, n (N ∩ F) = 8, n (A ∩ N ∩ F) = 3.
Найдем с помощью формулы включений и исключений количество школьников, знающих хотя бы один из перечисленных иностранных языков.
n (A ∪ N ∪ F) = n (A) + n (N) + n (F) =
= n (A ∩ N) – n (A ∩ F) – n (N ∩ F) + n (A ∩ N ∩ F) =
= 42 + 30 + 28 – 5 – 10 – 8 + 3 = 80.
Следовательно, не знают ни одного иностранного языка: 100 – 80 = 20 школьников.
Эту же задачу можно решить с помощью диаграммы Эйлера–Венна
Так как 3 языка знают 3 школьника, то английский и немецкий знают 5 – 3 = 2, английский и французский — 10 – 3 = 7,
немецкий и французский — 8 – 3 = 5 школьников.
Только английский знают 42 – (2 + 3 + 7) = 30, только немецкий — 30 – (2 + 3 + 5) = 20,
только французский — 28 – (3 + 5 + 7) = 13 школьников.
Ни одного языка не знают 100 – (2 + 3 + 5 + 7 + 13 + 20 + 30) = 20 школьников.
Вопрос 4. Основные числовые множества
Числовые множества:
N - множество всех натуральных чисел;
Z - множество целых чисел;
Q - множество рациональных чисел;
I - множество иррациональных чисел;
R - множество действительных чисел;
Представленные ниже схемы дают возможность представить взаимоотношения основных числовых множеств и их содержание.
Вопрос 5. Домашнее задание
Студенту необходимо:
1. Изучить представленную тему, записав конспект данной темы в свою тетрадь по математике.
2. Рассмотреть и разобрать решение представленных в тексте темы практических заданий.
3. Выполнить домашнее задание.
- Наличие конспекта по данной теме будет проверяться на следующем занятии.
|
|
- На следующем занятии также будет проводиться устный опрос по данной теме.
- Разбор и проверка Упражнений домашнего задания будут проведены также на следующем занятии.
Выполнить Упражнения
1. Задайте перечислением элементов (3-им способом) множество, заданное характеристическим свойством (4-ым способом):
а) , б) ,
в) , г) .
2. В данном множестве все элементы, кроме одного, обладают некоторым свойством.
Опишите это свойство и найдите элемент, не обладающий им.
а) {сумма; разность; множитель; частное};
б) {1; 15; 16; 25; 64; 121};
в) {синий; красный; круглый; бежевый; зеленый};
г) {Обь; Иртыш; Волга; Байкал; Ангара; Амур};
д) {шар; пирамида; параллелограмм; цилиндр; конус}.
3. Составьте цепочки включений, так чтобы каждое следующее множество содержало предыдущее.
а)
А — множество всех позвоночных;
В — множество всех животных;
С — множество всех волков;
D — множество всех млекопитающих;
Е — множество всех хищных млекопитающих.
б)
А — множество всех трапеций;
В — множество всех прямоугольников;
С — множество всех четырехугольников;
D — множество всех квадратов;
Е — множество всех параллелограммов;
F — множество всех многоугольников.
4. На множестве U всех букв русского алфавита заданы множества:
, , .
Найдите следующие множества, укажите их мощность и изобразите их диаграммами Эйлера-Венна:
а) , б) ,
5*. Решить задачу с помощью диаграмм Эйлера-Венна:
Лекции по экономике посещают 20 студентов, по математике – 30.
Найти число студентов, посещающих лекции по экономике или математике, если:
а) лекции проходят в одно и то же время.
в) лекции проходят в разные часы и 10 студентов слушают оба курса.