Тема 2: Понятие множества
Вопросы темы:
Вопрос 1. Понятие множества. Классификация множеств.
Вопрос 2. Операции над множествами и свойства операций.
Вопрос 3. Основные числовые множества.
Вопрос 4. Домашнее задание.
Введение
Теория множеств — раздел математики, в котором изучаются общие свойства множеств. Теория множеств лежит в основе большинства математических дисциплин; она оказала глубокое влияние на понимание предмета самой математики.
«Множества» окружают нас повсюду. Люди, студенты, звезды, понятия – все эти предметы, мыслимые вместе, образуют множества.
Коллектив, созвездие, полк — это тоже множества людей или звезд.
Таким образом, любые объекты, которые мы мыслим вместе, которые можем объединить при помощи общего признака, будут составлять множество.
До второй половины 19-го века понятие «множества» не рассматривалось в качестве математического («множество книг на полке», «множество человеческих добродетелей» и т. д всё это чисто бытовые обороты речи).
Положение изменилось, когда немецкий математик Георг Кантор разработал свою программу стандартизации математики, в рамках которой любой математический объект должен был оказываться тем или иным «множеством». Таким образом, «множество» стало математическим объектом.
В настоящее время теория множеств широко используется при решении задач на компьютере. Именно Теория множества значительно облегчает запись на различных языках программирования.
Рассмотрение теории множеств дает ключ к дальнейшему более глубокому понимаю всех отраслей математики.
Понятие множества, элементы множества – первичные базисные неопределяемые понятия, на которых строится теория множеств. Понятие множества нельзя свести к каким-то более простым математическим объектам, но можно пояснить с помощью наглядных примеров.
Вопрос 1. Понятие множества.
Классификация множеств
Множество – это совокупность элементов, объединенных некоторым признаком, свойством.
Элементами множества могут как реальные, материальные предметы, так и нематериальные объекты.
Например, множество книг в библиотеке, множество студентов в группе и множество высказываний, множество предложений по какой-либо проблеме.
Множество как реальная категория не представляет собой реальный материальный объект, имеющий какие-либо видимые границы. Множество необходимо создать, сформировать, то есть задать.
Способы задания множества:
1. Способ Словесного определения –
1) цифры десятичной системы счисления;
2) гласные буквы алфавита;
3) студенты группы
– и мы понимаем, что это – множества, согласно выше указанному определению, так как в представленных примерах будут присутствовать совокупности элементов.
Выше представленные множества мы можем представить иначе:
2. Способ Словесного поэлементного описания –
1) Множество, состоящее из цифр 0, 1, 2, …, 9
2) Множеств, состоящее из букв А. Е, Ё,, И…
3) Множество, состоящее из n-го количества людей с фио.
3. Способ Письменного перечисления всех его элементов.
Необходимо отметить, что задание множества осуществляется с помощью условных обозначений:
- название множеству дают с помощью заглавных букв латинского алфавита;
- элементы множества обозначаются строчными буквами латинского алфавита;
- множество обозначается в виде его элементов, заключенных в фигурные скобки;
- элементы множества отделяются друг от друга запятой или точкой с запятой, при необходимости.
Например: множество, состоящее из четырех элементов
Зададим данным способом наши примеры:
1) А = {0, 1, 2, …, 9}.
2) А = {А, Е, Ё, …, Я}.
3) А = {фио1, фио2, фио3, …, фиоn}.