Российские программы образования родителей

 

Подход, центрированный на личности родителей, предполагает формирование у них ряда компетенций, которые способствуют эффективному воспитательному воздействию на ребенка и, соответственно, становятся фактором успешной подготовки к обучению в школе. В качестве ключевых целей педагогического образования родителей дошкольников авторы предлагают формирование у них психологической готовности к смене социального статуса ребенка, адаптивной активности, способности самостоятельно решать социальные проблемы и др.

 

Данный подход опирается на несколько важных условий и принципов:

А) субъект-субъектное взаимодействие с родителями, при котором родители, являясь полноправными участниками образовательного процесса, могут задавать вопросы, выполнять проблемные задания, участвовать в деловых играх, задавать темы и направления проблемной беседы и т.д.

Б) ориентация на уникальность личности родителей. В связи с этим в рамках данного подхода могут организовываться беседы на узкоспециализированные темы, актуальные для некоторых конкретных семей.

В) принцип воздействия на мотивационную сферу личности, согласно которому при контактном взаимодействии с родителями создается особая ситуация, повышающая их мотивацию к применению тех или иных средств и методов педагогического воздействия на ребенка, а также самообразованию в рамках данного направления.

 

Н.Н. Букина [23], [182] предложила систему неформального педагогического образования родителей, которая строится на реализации комплекса лекционных субботних занятий и занятий на родительских собраниях. Основной целью неформального образования родителей автор называет формирование функциональной грамотности родителей. В качестве ведущего образовательного метода автор предложила использовать метод беседы в двух различных модификациях: А) проблемно-профилактическую беседу; Б) проблемно-прогностическую беседу.

Заслугой Н.Н. Букиной является работа по повышению эффективности классического метода беседы при работе с родителями.

Н.Д. Фатхи разработала систему работы с родителями на основе специально организованных педагогических тренингов с целью реализации просветительской деятельности и повышения педагогической культуры родителей. В педагогическую культуру обязательно должна быть включена система знаний физиолого-гигиенического, психолого-педагогического, правового профиля, и система практических умений и навыков по воспитанию детей дошкольного возраста и подготовки их к обучению в школе.

И.Ю. Кульчицкая в своих исследованиях обосновала особенности реализации такой формы обучения родителей как «Родительский университет». Автор рассматривает формирование педагогической культуры родителей как одну из важнейших целей их педагогического образования. Впедагогической культуре родителей, И.Ю. Кульчицкая выделяет три основных компонента: мотивационный, когнитивный, деятельностный.

В.В. Селина первостепенной целью видит развитие педагогической компетентности родителей дошкольников. Для активного усвоения родителями дошкольников основных педагогических компетенций автором рекомендовано использовать: дискуссии, самопрезентации, психодиагностические упражнения, круглые столы, тренинги, рефлексивныекруги и др.

Н.В. Анненкова занималась научной разработкой проблемы педагогической поддержки родителей. Непосредственная реализация педагогической поддержки родителей должна проходить посредством их активного взаимодействия с квалифицированными субъектами образовательной системы, такими как: педагоги, социальные работники, психологи, медики, юристы и т.д.

Программа обучающего тренинга «Мама и ребенок: мир творческого переживания», разработанная С. А. Минюровой и Е. А. Тетерлевой, также строится на принципах диалогического подхода. Концептуальной основой этой тренинговой программы является представление о материнстве как о творческом, динамическом переживании, принадлежащем матери и реализующемся в системе материнско-детского взаимодействия. Основной акцент в программе делается не на обучении конкретным навыкам воспитания и общения с ребенком, а на исследовании «жизни ребенка внутри взрослого», диалога с ним. Основными задачами программы являются развитие рефлексии, понимания и спонтанности матери в отношениях с ребенком, принятие собственного материнства и включение его в более широкий семейный контекст.

Программа гармонично сочетает в себе диагностический и консультационный блок, что способствует созданию поддерживающей среды для развития самосознания женщины на этапе материнства.

 

 

Подход, центрированный на личности дошкольника, предполагает такое педагогическое образование родителей, которое направлено, в первую очередь, на их обучение развивать и формировать посредством определенных воспитательных воздействий то или иное качество личности ребенка.

Данный подход придерживается ряда важнейших принципов:

1. Принцип индивидуальности личности ребенка. Опираясь на этот принцип, исследователи подчеркивают важность и необходимость учета уникальных индивидуально-типологических характеристик личности ребенка.

2. Принцип опоры на ведущую деятельность возраста и учет развития новообразований личности ребенка. Педагогическое образование родителей строится с обучением их таким приемов воспитательного воздействия, которые максимально соответствуют возрастным особенностям ребенка.

3. Принцип организации совместных занятий между всеми субъектами воспитательного процесса. Работы в русле данного подхода чаще, чем остальные, упоминают о необходимости и принципиальной важности организации занятий, в которых будут участвовать и дети, и родители, и педагоги.

 

М.А. Тарасовым разработана структурно-функциональная модель педагогической поддержки. Эта модель предполагает три этапа своей реализации: информационно-мотивационный, деятельностный, рефлексивный.

Эмоционально-насыщенный фон взаимодействия с ребенком, создание проблемных ситуаций, предоставление ему определенной доли самостоятельности в совместной деятельности, а также создание единого образовательного пространства, в котором дети занимают активную позицию важнейшие задачи и условия педагогического образования родителей дошкольников.

О.Л. Середа рассматривает формирование готовности дошкольника к обучению в школе ключевым направлением в организации педагогического образования.

В качестве эффективных форм педагогического образования родителей О.Л. Середа выделяет следующие: беседы, консультации, лекции вдвоѐм, участие в on-line конференциях, анализ видеозанятий, работа в группах, посещение специализированных курсов, семинаров, проведение проблемных занятий с родителями.

В состав готовности к обучению в школе автор включает следующие компоненты: интеллектуальный, социальный, физиологический, психологический.

Н.В. Борисова создала модель педагогического образования родителей с учетом максимальной включенности всех возможных социальных служб по информированию и образованию семьи.

 

Подход, центрированный на личности педагога.

Ключевыми принципами данного подхода являются:

1. Опора на андрагогическую модель обучения.

2. Высокий уровень компетентности педагога в сфере подготовки детей к обучению в школе и их адаптации к учебной деятельности.

 

О.Ю. Арсентьева педагогическое образование родителей дошкольников рассматривает в русле организации работы социально-педагогической. О.Ю. Арсентьевой формулируются новые требования, как к самой программе педагогического образования родителей, так к взаимоотношениям, выстраиваемым между членами семьи.

Е.А. Кудрявцева рассматривает конструктивное взаимодействие педагогов с семьей, в первую очередь, с позиции педагогов, их потребностей, мотивации, стремления вступать в эффективный межличностный контакт с родителями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: