Зарубежные программы обучения родителей

Тема 3.5. Технология проектирования

Образовательных программ для родителей (2 ч)

Цель: формирование представления об образовании родителей и его педагогическом проектировании, обеспечение освоения студентами специфики технологии проектирования образовательных программ для родителей посредством привлечения к работе Родительского университета ВГСПУ.

 

План лекции:

1. Родители как объекты и субъекты образования.

2. Зарубежные программы обучения родителей.

3. Российские программы образования родителей (Н.Н. Букина, Г.К.Зайцев, Л.В.Петряевская и др.).

4. Разработка программы обучающих семинаров.

 

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе. - М.: Амрита, 2011.-336 с.

2. Культура семьи: сборник докладов конференций и статей/ Под ред. О.А.Андарало. Могилев: УПКП «Могилевская областная укрупненная типография», 2010. – 180 с.

3. Образование родителей и школа: Учеб.-метод.пособие/Под ред. Л.Г.Петряевской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 120 с.

4. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча./Под ред. О.И. Волжиной.- СПб.: КАРО, 2005.- 144 с.

5. Петряевская Л.Г. Образование родителей и школа. М., 1999.

6. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. – 2-е изд. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2000.- 496 с.: ил.

7. Детская психология для родителей - http://psyparents.ru/

8. Журнал «Семья и школа» - http://www.parent.fio.ru

9. Сайт «Родитель.ru» - http://parent.fio.ru/

10. Семейное образование - http://semiaikultura.ru/

11. Семь Я - http://www.7ya.ru/

 

Необходимое оборудование. Для проведения аудиторных занятий необходим стандартный набор специализированной учебной мебели и учебного оборудования, в том числе аудиторная доска, экран (на штативе или навесной), компьютер, ММ-проектор.

Используемые образовательные технологии: лекции проблемного характера.

Медиатехнологии: показ и обсуждение CD презентации «Непрерывное образование родителей». 


 


Родители как объекты и субъекты образования.

Обучение родителей осуществляется в обществе разными институтами: школой, средствами массовой информации, специальными службами. Школа в работе с семьей имеет три задачи:

Просвещать - информирование их в области воспитания осуществляют учителя в форме лекций, бесед на темы воспитания. Имеются методические материалы и другая литература по работе с родителями в помощь учителю.

Помогать - состоит в индивидуальном консультировании, рекомендациях, советах, совместных действиях. Она оказывается в форме бесед, визитов в семью.

Привлекать родителей к совместной деятельности.

Обучение родителей - это деятельность общественных структур и институтов с целью формирования у родителей знаний, умений по воспитанию своих детей в семье; шире сказать, по формированию педагогической культуры населения.

Принципы, определяющие разработку и реализацию образовательных программ для родителей:

· целенаправленность,

· адресность,

· доступность

Зарубежные программы обучения родителей.

Одним из первых указал на необходимость обучения родителей А. Адлер. Основной задачей при их обучении, по его мнению, должно стать оказание помощи в установлении демократических отношений с детьми. Адлерианское направление в работе с родителями имеет свои методы, способы и приемы, которые основаны на сознательном и целенаправленном поведении. Основными понятиями адлеровского обучения родителей являются понятия «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны два центральных принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. Автор подчеркивает необходимость научить родителей уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность детей с самого раннего возраста. Основным принципом семейного воспитания по А. Адлеру является взаимоуважение членов семьи. Он настаивал на важности параллельной работы с детьми и с родителями, «поскольку это единственная дорога к устойчивому успеху».

 

Последователь А. Адлера Р. Дрейкус цель образования родителей видит в том, чтобы помочь им усвоить как можно больше подходящих типов взаимодействия, основанных на принципах равенства между детьми и взрослыми. В процессе обучения родители обмениваются друг с другом опытом, задают вопросы и получают поддержку и одобрение группы. Основная задача обучающего заключается не в чтении лекций, а в умелой организации дискуссии, постановке вопросов и в случае необходимости смещении акцентов.

Конечная цель педагогического образования родителей связана с личностным ростом ребенка, однако основные этапы достижения этой цели предполагают, что родители тоже будут изменяться.

 

Программа Т. Гордона «Тренинг эффективности родителей». Теоретические положения данной программы основываются на разработанной К. Роджерсом психотерапии, центрированной на клиенте, делающей акцент на деятельности терапевта, способного к позитивному и безоценочному принятию своего клиента. Роджерс считал, что родителю очень важно уметь устанавливать «помогающие отношения» с ребенком.

По мнению К. Роджерса, увеличение принятия себя способствует увеличению принятия другого и все это, в конечном счете, приводит к улучшению человеческих отношений.

Автор считает, что родители воздвигают трудно преодолимые преграды на пути к подлинному общению со своими детьми, прибегая к непродуктивным словесным реакциям, таким, как команды, угрозы, нотации, обвинения, нравоучения и т. д. поэтому особое внимание в его обучающей программе для родителей уделяется умению слушать и понимать детей. На занятиях родители учатся активному слушанию, самовыражению, получают навыки ведения беседы, закрепляют чувство уверенности в себе.

 

Теорию транзактного анализа применяли в работе с родителями такие психологи, как К. Стейнер, М. Джеймс и Д. Джонгвард, а также наш соотечественник Е. В. Сидоренко.

Один из подходов транзактного анализа (Бэбок, Киперс) основан на раскрытии в процессе обучения особенностей развития детей и возможностей семейного воспитания в поддержании тенденций развития, ведущих к воспитанию жизнеспособного здорового человека. Обучение проходит в активной форме, что помогает родителям лучше понять, что значит быть ребенком определенного возраста, а также ощутить, какое внутреннее душевное «давление и напряжение» испытывают родители, общаясь со своими детьми.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: