Вопрос о месте, роли и функции учебника в процессе обучения ИЯ / РКИ

Учёными было показано, что как любой педагогический процесс, процесс обучения иностранному языку представляет собой совместную деятельность обучающего (учителя) и обучаемого (ученика). Роль учителя как руководителя этого процесса велика. Совершенно справедливо считать, что не бывает плохого ученика, который не может овладеть иностранным языком, а бывает только плохой учитель, который не умеет вести урок, потому что не знает своего ученика и не видит, в чём его трудности.

Педагогический процесс осуществляется под влиянием многих факторов, главными из которых являются цель, условия, методика, содержание и средства обучения. Учебник относится к средствам обучения и занимает среди них центральное место. С помощью учебника ученик получает языковые знания, развивает и совершенствует те психические механизмы и процессы, на которые они опираются при овладении языком (мышление логическое и ассоциативное, память кратковременная, долговременная и др., процессы запоминания и воспоминания, механизмы опережающего восприятия...), т.е. он усваивает данный язык под руководством учителя, который, пользуясь учебником, передаёт знания и одновременно ведёт своего ученика по пути от восприятия к практике речи.

Учителю важно выделить и держать в поле зрения ещё одну цель – развитие способностей ученика к овладению языком, развитие их умения учиться. Это значит, что задача учителя иностранного языка заключается не только в обучении языку, но и в обучении стратегии овладения языком, о которой будет речь позже. Особое значение всё это имеет на начальной стадии работы с группой, когда учитель должен помочь ученикам правильно оценить свои способности и возможности при овладении языком. Наилучший результат в совместной работе учителя и ученика достигается тогда, когда рационально соотносятся психологические аспекты процесса усвоения (деятельность ученика) и методические установки в процессе обучения (деятельность учителя).

Занимая центральное место среди средств обучения в педагогическом процессе, учебник играет особую роль. Известно, что в составлении учебника иностранного языка принимают участие люди разных профессий. Это методисты-составители, специалисты-предметники, дидакты и психологи. Каждый их них смотрит на роль учебника по-своему.

Так, для методистов-составителей учебник представляет собой свод инструкций для учебных действий над предметным материалом и учебных взаимодействий между собой. Специалисты-предметники видят в учебнике модель целевой области знания, поведения, деятельности. А дидакты, психологи уверены, что, будучи моделью учебно-воспитательного процесса и определённой педагогической системы, учебник реализует ту или иную концепцию усвоения и управления усвоением предметных знаний [10].

Обращая внимание на роль учебника, Г.П.Цыганенко пишет, что учебник знакомит студентов с содержанием, принципами и закономерностями изучаемой дисциплины, с главными идеями определённой области науки, техники или культуры.

Е.И.Пассов пишет, что учебник – это цельная методическая система, воплощённая в конкретном материале, ставящая конкретную для данного этапа и данного состава учащихся цель и определённым образом организующая весь учебный процесс [184].

По Д.Д.Зуеву учебник играет и другую роль. Он справедливо замечает, что именно учебник является окончательным критерием оценки возможностей повышения научного уровня современного образования [104].

Изучение функций учебника издавна вызывает внимание у разных исследователей. Так, например, И.Л.Бим пишет, что, будучи материальным средством управления взаимодействием учителя и учащихся, с помощью упражнений учебник выполняет следующие четыре функции:

1. информативную

2. мотивирующую

3. прагматическую (коммуникативную)

4. контролирующую [25]

Информативная функция является наиболее традиционной во всех видах учебников. Информативная функция учебника проявляется в том, что он должен помочь снизать меру незнания и неумения в области владения иностранным языком и приобретённой с его помощью экстралингвистической информацией. Осуществляя информативную функцию, увлекательный учебник должен содержать в себе материал, подобранный с максимально возможным учётом коммуникативных потребностей учащихся.

Выполняя мотивирующую функцию, учебник способствует созданию внутренней и внешней мотивации, интереса в познавательном процессе, компенсирует отсутствие языковой среды и воздействует на все сферы психики учащихся – сознательно и бессознательно (чувства и эмоции).

Обеспечивать и стимулировать применение знаний иностранного языка, навыков и умений, т.е. осуществлять коммуникативную деятельность на иностранном языке, – проявление прагматической функции учебника.

Контролирующая функция учебника предполагает создание реальных возможностей для осуществления контроля и самоконтроля, коррекции и самокоррекции.

Разработка теории современного учебника рассматривается как одно из важных направлений в области преподавания русского языка. Непосредственно связываясь с индивидуализацией процесса обучения, она опирается на концептуальные идеи типизации, комплексности и профильности учебных материалов, процедуры и приёмы модификации, обусловленные учётом конкретных целей, условий обучения, контингента учащихся.

Различаются два этапа в развитии молодой теории учебника РКИ.

Начало первого этапа датируется II Конгрессом Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), который состоялся в Варне в 1973 году. Основное место в докладах Конгресса занимало формирование самых общих представлений о содержании теории учебника. Было написано, что, как любой учебник, учебник РКИ является компонентом системы обучения, инструментом организации, осуществления и оптимизации учебного процесса, что теория учебника занимается ничем другим, как описанием, изучением и созданием учебно-методических материалов, т.е. учебника. Чтобы создать хороший учебник, нужно анализировать его с точки зрения действий учащихся и преподавателей, с позиций специалиста-предметника и с позиций психолого-дидактических наук.

Второй этап развития теории учебника РКИ связан с именами известных методистов, работы которых не теряют своей ценности и в настоящее время. Это такие имена, как А.Р.Арутюнов, И.Л.Бим, М.Н.Вятютнев, Д.Д.Зуев и др. В своих монографиях эти авторы представляют основные понятия об объекте, предмете и содержании теории учебника. Были изданы сборники статей и обзоров о принципах создания учебника РКИ. К середине 80-ых годов теория учебника РКИ приобрела вполне каноничную форму, т.е. определила свой предмет, содержание и цели [10].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: