Наименование учебной дисциплины | Основы маркетинга |
Тема учебного занятия № 2 | Основные понятия маркетинга. Маркетинговая среда |
Тип учебного занятия | Комбинированный урок |
Форма (вид) учебного занятия | Лекция-беседа |
Цель обучения: | Организовать деятельность учащихся по усвоению предметного содержания темы |
Цель воспитания: | Пробуждение и развитие познавательных интересов учащихся |
Цель развития: | Запустить механизм развития маркетингового мышления |
Материально-техническое обеспечение | Мультимедиа |
Методическое обеспечение | Журнал, календарно-тематический план,план учебного занятия;конспект лекции |
Внутрипредметные связи | Экономическая теория, Организация и технология торговли, Основы предпринимательской деятельности |
Ход занятия
1.Организационный момент:
- приветствие учащихся, установление отсутствующих – 5 мин.
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе:
- сообщение темы, обучающей цели и порядка работы – 5 мин.
- фронтальная беседа по мотивации и актуализации опорных знаний с использованием системы вопросов – 15 мин.
3. Формирование (усвоение) новых знаний и способов деятельности и первичная проверка понимания:
- объяснение с демонстрацией учебной презентации – 10 мин.
- беседа с постановкой проблемных вопросов – 10 мин.
- объяснение с элементами беседы – 10 мин.
- коррекция ответов учащихся – 10 мин.
4. Закрепление новых знаний:
- выводы по основным вопросам темы – _5 мин.
- фронтальная беседа по закреплению новых знаний с использованием системы вопросов – _ 5 мин.
5. Практическое применение знаний, умений и навыков:
- самостоятельная работа учащихся – 5 мин.
6. Сообщение домашнего задания:
- объяснение цели, содержания домашнего задания, необходимые рекомендации по его выполнению – 5 мин.
7. Подведение итогов занятия, рефлексия:
- обобщение результатов деятельности – 2,5 мин.
- подведение итогов, выставление комментированных отметок – 2,5 мин.
Лекционный материал
Современный мир развивается в стремительном темпе, особенно в области науки, техники, компьютерных технологий. В условиях насыщенной конкуренции может выжить только такое предприятие, которое творчески применяет концепцию маркетинга в своей деятельности.
Маркетинг на практике реализуется с помощью следующего комплекса, т.е. набора контролируемых инструментов или по-другому модели «4Р» (1964 Джжери Маккарти), исходя из первых букв английский названий его составляющих:
| ||||||||||||
| ||||||||||||
|
| |||||||||||
В 2012 году в Бангладеш на Международном маркетинговом саммите Ф. Котлер предложил ввести еще один элемент комплекса маркетинга, который начинается на «P» – pray(молиться – перевод с англ.). «Когда вы сделаете весь ваш комплекс, не забудьте помолиться, чтобы он сработал». Непредсказуемость внешней среды сильно влияет на работу, и на самом последнем этапе что-то может пойти не так. Поэтому нужно постараться максимально просчитывать все возможные сценарии.
Конкретизируя указанные положения применительно к предприятию можно сказать, что маркетинг, как вид деятельности, включает:
1. Анализ рыночных возможностей – прежде чем заниматься бизнесом, необходимо проанализировать слабые и сильные стороны предприятия, учесть открывающиеся перспективы и проблемы, с которыми можно столкнуться:
- изучение конкурентного потенциала своей фирмы относительно др. предприятий;
- финансово-экономическое положение (оборотные фонды);
- производственные мощности;
- МТБ (матер.техн.базу) (основные фонды);
- товарный ассортимент и возможность его обновления;
2. Комплексное исследование рыночной среды и запросов потребителей – включает:
- исследование маркетинговой среды;
- анализ совокупных характеристик рынка (спрос, предложение);
- динамика цен (изменение);
- изучение конкурентов;
- анализ потребительских свойств товаров;
- выявление и изучение рыночных сегментов;
- изучение потребителей.
3. Определение перспективного целевого рынка – включает
- сегментацию рынка (деление потребителей на сегменты) – группы потребителей с однородным характером спроса;
- выбор целевого рынка (рыночный сегмент, где товар имел бы конкурентное преимущество относительно аналогичных товаров);
- позиционирование товара (формирование имиджа, образа товаров в сознании потребителей);
4. Разработка маркетинговых стратегий – фирма четко определяет для себя цель, к которой будет стремиться и выбирает средства ее достижения (маркетинговую стратегию)
5. Разработка и реализация комплекса маркетинга (модель 4Р)
Товарная политика – включает создание КСП товаров, управление ЖЦТ, формирование товарного портфеля, разработку рыночнойатрибудики товаров.
Ценовая политика – дает возможность изменить ценовую составляющую КСП товара и установить уровень цены в зависимости от требований рынка, фаз жизненного цикла товаров и др. факторов.
Сбытовая политика – предполагает планирование и формирование каналов сбыта товаров, логистических схем.
Коммуникационная политика – комплекс мероприятий, направленных на продвижение товара на рынок, для чего осуществляется рекламная кампания, пиар PR (связи с общественностью), личные или персональные продажи, стимулирование сбыта.
6. Формирование маркетинговых служб – создается отдел маркетинга, определяются его задачи и функции, распределяются обязанности между работниками, устанавливаются связи взаимодействия между отделами, выделяется соответствующий бюджет для осуществления маркетинговой деятельности.
7. Контроль маркетинговой деятельности и оценка ее эффективности – завершает процесс маркетинга и дает информацию для дальнейшего планирования.
Ценность и значимость каждого направления возрастает, когда они используются в комплексе. В таком случае речь идет об использовании предприятием концепции маркетинга.
В основе принципов маркетинга лежит идея о том, чтобы производить товары, ориентированные на потребителя с учетом требований рынка.
Основными принципами маркетинга являются следующие:
1. Ориентация на эффективное решение проблем конкретных потребителей, т.е. необходимо проводить постоянный, систематический, всесторонний учет потребностей потребителя.
Рынок образуют потребители с определенными нуждами и запросами. Поэтому поставляемые на рынок товары должны рассматриваться предприятием с учетом того, насколько они могут помочь покупателям в решении их проблем.
2. Нацеленность на четко выраженный коммерческий результат, что для предприятия, в конечном счете, сводится к достижению намеченных долговременных целей.
3. Комплексный подход к достижению поставленных целей, т.к. успех предприятия обеспечивается только всей совокупностью средств маркетинга, взятых во взаимосвязи и взаимодействии.
Комплексность означает, что определенные маркетинговые действия (исследование рынка, анализ потребителей, прогнозирование конъюнктуры рынка, разработка товара, реклама, стимулирование сбыта и т.д.) взятые по отдельности, не способны обеспечить такого эффекта, который дает применение маркетинга, как системы.
4. Максимальный учет требований и условий рынка с одновременным, целенаправленным воздействием на него.
Характеризуя данный принцип можно сказать, что производитель должен так хорошо познать и понять потребителя, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами.
Такой подход получил название сегментация рынка, и позволяет предприятию более точно выявить специфические потребности покупателей, превзойти конкурентов и сформировать предпочтительное отношение к товару и к предприятию в целом.
5. Активность, наступательноть, предприимчивость должны обеспечивать быструю и эффективную реакцию предприятия на изменение внешней среды. Без этого невозможно добиться коммерческого успеха и получить конкурентные преимущества.
НТП не стоит на месте, поэтому, чтобы быть конкурентоспособным и эффективно осуществлять свою деятельность, необходимо искать все новые подходы и способы адаптации к постоянно меняющимся условиям.
Функция – это вид деятельности или комплекс видов деятельности, направленные на достижение поставленной цели.
Для маркетинговой деятельности характерны следующие функции, содержание которых обусловлено сущностью и принципами маркетинга:
1. Аналитическая:
- изучение рынка;
- изучение потребителей;
- изучение товарной структуры (товаров);
- изучение конкурентов;
- анализ внутренней среды предприятия.
2. Производственная:
- организация производства новых товаров, разработка новых технологий;
- организация материально-технического снабжения;
- обеспечение высокого качества и конкурентоспособности продукции.
3. Сбытовая (функция продаж):
- проведение целенаправленной товарной политики;
- проведение целенаправленной ценовой политики;
- организация системы товародвижения;
- организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта;
- организация сервиса;
- организация системы транспортировки и хранения.
4. Функция управления и контроля:
- организация стратегического и оперативного планирования на предприятии;
- информационное обеспечение управления маркетингом;
- организация системы коммуникаций на предприятии;
- организация контроля маркетинга.
Маркетинговая среда – совокупность отдельных объектов и сил, действующих на организацию.
Маркетинговая среда делится на:
1. Внутреннюю среду (контролируемая среда)
2. Внешнюю (неконтролируемая среда)
Внутренняя среда – это часть общей маркетинговой среды, которая находится внутри предприятия и контролируется им.
Элементы внутренней среды:
1. Персонал - квалификация, подбор, расстановка, обучение, продвижение, стимулирование
2. Организация управления – организационная структура, нормы, правила в организации, распределение прав и обязанностей, иерархия подчинения
3. Ресурсы
4.Производство – материально-техническая база, производственные мощности, различные научные проекты, конструкторские работы
5. Маркетинг – маркетинговые исследования, конкурентоспособность товара, имидж предприятия, коммуникации с поставщиками, посредниками, потребителями
Цель внутренней среды – выявление сильных и слабых сторон предприятия.
Сильные стороны – служат базой, на которую предприятие опирается в конкурентной борьбе и которую следует расширять и укреплять, а от слабых сторон оно должно стараться избавляться.
Внутренняя среда определяет возможности эффективного функционирования предприятия. Но она может быть и источником проблем, если не обеспечивает необходимых условий комплексного использования концепции маркетинга.
Подобной ситуации можно избежать путем повышения культуры предприятия.
Показатели корпоративной культуры:
1. Подчеркивание важности людей, работающих в организации
2. Взаимоотношения с конкурентами, отношение к своим покупателям
3. Образ действий его сотрудников на рабочих местах, карьерный рост, продвижение по службе.
4. Наличие на предприятии устоявшихся норм поведения, осведомленность об этом сотрудников и их отношение к этому.
В качестве примера приведем систему норм, правил, ценностей, сложившихся в одной из крупных авиационных компаний.
· Мы работаем в сфере услуг.
· Клиенты – важнейшие фигуры в нашем деле.
· Они оплачивают нашу работу.
· Каждый из нас всегда и везде.
· Наш продукт польза для клиентов.
· Мы желаем конкуренции. Благодаря ей мы должны стать лучше.
· Мы умеем учиться: у наших клиентов, партнеров, конкурентов.
· Мы все – одна команда, помогаем другим и друг другу.
· Мы хотим достичь успеха на мировом рынке.
· Успех мы понимаем как удовлетворенность наших клиентов, доходы для наших владельцев, перспективы для каждого из нас.
Внешняя маркетинговая среда представлена теми составляющими, с которыми предприятие находится в непосредственном взаимодействии. Это:
1. Потребители – приобретают товары, их изучение позволяет выяснить, какой товар им необходим, на какой объем продаж следует рассчитывать.
2. Конкуренты – своими действиями влияют на фирму по вопросам ассортимента, качества товаров, по оказанию услуг
3. Поставщики – обеспечивают фирму необходимыми ресурсами
4. Посредники – лица и организации, которые обеспечивают продвижение товаров и услуг от производителя к потребителю.
5. Контактные аудитории – любая группа, которая проявляет интерес к организации и оказывает влияние на способность достигать поставленных целей:
- рыночная инфраструктура
- масс Медиа
- общественность
Контролируемые факторы – находятся внутри предприятия и контролируются руководителем и службой маркетинга.
Неконтролируемые факторы –определяются состоянием экономики, демографии, политики, права, культуры, науки и окружающей среды.
Контролируемые факторы вместе с факторами, обусловленными деятельностью поставщиков, конкурентов, посредников, потребителей и контактных аудиторий определяют микросреду маркетинга.
Макросреда – главные внешнее факторы, оказывающие влияние на микросреду в целом, они обусловлены состоянием экономики, демографии, политики, культуры, науки, техники, окружающей среды.
Степень успеха или неудачи фирмы в достижении своей цели зависит от взаимодействия внутренней и внешней среды, от способности управлять внутренней средой, приспосабливая ее к изменениям внешней.