Правоохранительная деятельность:
1. Принудительность;
2. Дозволительный способ правового регулирования (дозволено только то, что разрешено законом);
3. Процедурный характер соответствующей деятельности (чем демократичнее государство, тем более определенной является эта процедура);
4. Уполномоченность правоохранительных органов;
5. Обязательность окончательных правоприменительных актов;
Подходы к правоохранительной деятельности.
(1) Борьба с уголовной противоправностью
(1) + (2) борьба с административными правонарушениями
(1) + (2) + (3) охрана общественного порядка
(1) + (2) + (3) + (4) борьба с любыми проявлениями противоправности
Функции правоохранительной деятельности:
1. Конституционный контроль;
2. Правосудие;
3. Организационное обеспечение деятельности судов;
4. Прокурорский надзор;
5. Выявление и расследование преступлений;
6. Выявление, пресечение административных правонарушений и привлечение к ответственности за них;
7. Оказание юридической помощи;
Правовые аномалии:
|
|
1. Споры о частных правах – возникают между равными по отношению друг к другу субъектов в отношении принадлежащих им прав и обязанностей;
2. Публично-правовые споры – нарушение со стороны государственных органов или должностных лиц прав подвластных лиц;
3. Посягательство на общественные интересы (уголовные преступления и административные правонарушения) – привлечение к уголовной ответственности может осуществляться только судом, а для привлечения к административной ответственности участие суда необязательно, к ответственности могут привлекать другие государственные органы и должностные лица, но при этом любое их действие может быть обжаловано в суд;
4. Ситуация, представляющая потенциальную опасность для участников общественных отношений – права ещё не нарушены, однако есть угроза их возможного нарушения, которую надо предотвратить;
5. Неопределенность правового положения лиц – право не оспаривается, но существует определенная правовая неопределенность;
Автономность судебной власти.
Судебная власть – это не просто совокупность судебных учреждений. Если объектом осуществления судебной власти являются только граждане, то говорить о самостоятельности судебной власти нельзя; если же объектом являются граждане и другие ветви власти, то судебная власть независима;
Предпосылки самостоятельности судебной власти:
1. Автономность функционирования органов судебной власти:
1) Самостоятельная система судебных учреждений;
2) Гарантия независимости судей;
2. Обжалование актов публичной власти:
1) Конституционным Судом РФ - может признать акт несоответствующим КРФ;
|
|
2) Прочие суды:
· Абстрактный нормоконтроль – власть суда отменяет акт вне связи с конкретным нарушением (проверка на соответствие акту высшей юридической силы, за исключением КРФ);
· Контроль за законностью правоприменительных актов (т.е. конкретных, индивидуальных документов, применяемых к данной ситуации; в основном издаются органами исполнительной власти);
3. Право не применять нормативный акт, противоречащий акту высшей юридической силы – суд, установив при разрешении данного дела, что НПА не соответствует НПА, имеющему высшую юридическую силу, применяет НПА, обладающий большей юридической силой (исключение составляет КРФ);
4. Принятие решений, несмотря на пробелы в законодательстве – в случае отсутствия нормы права, регулирующей данной вид правоотношений, суд применяет норму права, регулирующую сходные отношения, а при отсутствии таковых – разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства;
Естественные ограничения судебной власти:
1. Связанность правосудия волей законодателя, когда он стесняет государство в пользу общества и личности (суд не может ужесточать наказание против верхнего предела);
2. Недопустимость отступления от процессуальных норм;
Судоустройство – совокупность судебных учреждений, составляющих судебную систему РФ и осуществляющих деятельность по отправлению правосудия;
Судопроизводство – совокупность методов осуществления правосудия;
Виды судопроизводства:
1. Конституционное – деятельность по проверке нормативных актов на соответствие КРФ или конституции (уставу) субъекта РФ (осуществляет Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ);
2. Гражданское – процессуальная деятельность по разрешению споров о частных правах (осуществляют суды общей юрисдикции и арбитражные суды);
3. Уголовное – процессуальная деятельность по привлечению лиц, виновных в совершении преступления, к уголовной ответственности (суды общей юрисдикции);
4. Административное – процессуальная деятельность по проверке законности актов публичной власти, а также по привлечению лиц к административной ответственности (суды общей юрисдикции, арбитражные суды);
Функции судебной власти:
· Основная – разрешение социальных конфликтов;
· Вспомогательные:
1. Право законодательной инициативы высших судов;
2. Законотворческая деятельность (де-факто) (постановления Пленума ВС РФ, Постановления КС РФ);
3. Информационно-аналитические задачи (выявление дефектов закона, анализ практики правоприменения);
4. Кадровая функция и функция материально-технического обеспечения;
Взаимное влияние законодательной и судебной ветвей власти:
1. Законодательной на судебную:
1) Суды создаются и упраздняются ФЗ;
2) Создаются процессуальные законы, определяющие порядок отправления правосудия;
3) В лице СФ назначение судей ВС и КС;
4) В лице СФ и законодательных органов субъектов РФ назначение представителей общественности в квалификационные коллегии судей;
5) Принятие законов о бюджете, на основании которых финансируются суды;
2. Судебной на законодательную:
1) Реализует функцию нормоконтроля;
2) Функция толкования и разъяснения;
3) Функция законотворческой инициативы;
Взаимное влияние президентской и судебной власти:
1. Президентская на судебную:
1) Президент вносит на утверждение СФ кандидатов на должности судей высших судов;
2) Президент назначает на должности федеральных судей;
3) Президент имеет полномочных представителей во всех ККС;
2. Судебная на президентскую:
1) Реализует функцию нормоконтроля;
2) Функция разъяснения и толкования указов Президента РФ;
3) Участие высших судов в процедуре импичмента;
|
|
Взаимное влияние исполнительной и судебной власти:
1. Исполнительной на судебную:
1) Обеспечение исполнения судебных решений (ФСИН, ФССП);
2) Обеспечение установленного порядка деятельности судов;
3) Правительство распоряжается федеральной собственностью, разрабатывает федеральный бюджет (хозяйственное обеспечение деятельности судов);
2. Судебной на исполнительную:
1) Функция нормоконтроля;
2) Функция толкования и разъяснения нормативных актов;
3) Контроль за правоприменительными актами органов и должностных лиц исполнительной власти;
Судебная система РФ:
Двухуровневая судебная система:
· Уровень субъектов РФ (конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи);
· Федеральный уровень (все остальные суды);
Критерии разграничения судов на уровни:
1. Какая власть учреждает суд (высшие суды – КРФ; субъектов РФ – законы субъектов РФ; остальные – федеральное законодательство);
2. Кто назначает судей на должность (федеральных – Президент, субъектов – законодательные органы субъектов РФ);
3. Какой уровень власти финансирует соответствующий суд (федеральные – федеральный бюджет; субъектов – бюджет субъектов);
Внешняя специализация – создание судебных учреждений, к компетенции которых относятся особые категории споров:
1. Конституционные (уставные) суды – конституционное судопроизводство;
2. Суды общей юрисдикции – любые споры в порядке уголовного. Гражданского, административного судопроизводства (за исключением тех, которые относятся к компетенции иных судов);
3. Военные суды:
· Гражданские и административные дела о защите военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы, от действий органов военного управления и воинских должностных лиц;
· Дела о преступлениях и административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и лицами, проходящими военные сборы;
4. Арбитражные суды – рассмотрение экономических споров и иных дел, связанных с осуществлением экономической деятельности. По общему правилу рассматривают споры между юридическими лицами, между ИП, между юридическим лицом и ИП; в исключительных случаях – с участием граждан, не являющихся ИП;
|
|
В рамках арбитражных судов выделяют следующий уровень специализации – Суд по интеллектуальным правам – рассматривает споры о правах на результаты интеллектуальной деятельности;
Внутренняя специализация судов:
· Создание внутри конкретных судебных учреждений судебных коллегий и судебных составов, рассматривающих отдельные категории дел;
· Специализация конкретных судей по отдельным категориям споров;
Звено судебной системы – совокупность судов, обладающих однородными полномочиями и занимающих равное положение в судебной системе;
Суды общей юрисдикции (звенья);
Мировые судьи – районные суды, гарнизонные военные суды – республиканские, областные, краевые и т.п. суды; окружные (флотские) военные суды – ВС РФ;
Арбитражные суды (звенья);
Арбитражный суд субъекта РФ – арбитражные апелляционные суды – арбитражные суды округа; Суд по интеллектуальным правам – ВС РФ;
Судебная инстанция – процессуальная функция, выполняемая судебными учреждениями применительно к определенной категории дел;
Стадия процесса – совокупность процессуальных действий, объединенных единой процессуальной целью;
Итогом каждой стадии является правоприменительный акт.
Ординарные стадии процесса (до вступления акта в законную силу):
Суд первой инстанции – рассмотрение вопроса по существу, т.е. решение вопросов факта и права;
Суд апелляционной инстанции – повторное рассмотрение дела по существу (факт и право);
Апелляция:
1. Полная (можно привлекать новые доказательства)4
2. Неполная (нельзя привлекать новые доказательства) – в РФ;
Решение вступает в силу либо после первой стадии, если решение не было обжаловано, либо после апелляционной стадии, если решение было обжаловано;
Экстраординарные стадии процесса (после вступления акта в законную силу):
Суд кассационной инстанции исправляет только правовые, а не фактические ошибки. Возможно применение судебных фильтров, т.е. на рассмотрение попадают лишь те дела, в которых допущены серьезные правовые ошибки. Суд кассационной инстанции может отправить дела на новое рассмотрение в суде первой инстанции.
Суд надзорной инстанции (Президиум ВС РФ): установление единообразия в толковании и применении судами норм права. Разрешая конкретное дело, суд показывает пример правильного толкования.
Судебные фильтры: в судах первых двух инстанций отсутствуют; в судах 3 и 4 инстанции могут применяться.
Прохождение дела по инстанциям в арбитражных судах:
(1) ААССРФ – (2) ААС – (3) АСО – (3) К по экономическим спорам ВС РФ – (4) Президиум ВС РФ особенности: 1) две кассационные инстанции; 2) в АСО – нет фильтра, в К – есть;
Прохождение дела по инстанциям в СОЮ:
Первая схема: (1) Мировой судья – (2) районный суд - (3) Президиум республиканского, краевого, областного и т.п. суда – (3) К по гражданским, уголовным, административным делам ВС РФ – (4) Президиум ВС РФ; особенности: две кассационные инстнации;
Вторая схема: (1) районный суд – (2) республиканский, краевой, областной и т.п. суд – (3) Президиум республиканского, краевого, областного суда – (3) К по гражданским, административным, уголовным делам ВС РФ – (4) Президиум ВС РФ; особенности: две кассационные инстанции;
Третья схема (по очень значительным делам): (1) республиканский, краевой, областной и т.п. суд – (2) К по гражданским, административным, уголовным делам ВС РФ – (4) Президиум ВС РФ; особенности: нет кассационной инстанции;
Прохождение дела по инстанциям в военных судах:
Первая схема: (1) гарнизонный военный суд – (2) окружной (флотский) военный суд – (3) Президиум окружного (флотского) военного суда – (3) К по делам военнослужащих ВС РФ – (4) Президиум ВС РФ; особенности: две кассационные инстанции;
Вторая схема: (1) окружной (флотский) военный суд – (2) К по делам военнослужащих ВС РФ – (4) Президиум ВС РФ; особенности: нет кассационной инстанции;
Прохождение дел, подсудных ВС РФ, по инстанциям: (1) К по гражданским, административным делам ВС РФ – (2) Апелляционная коллегия ВС РФ – (4) Президиум ВС РФ; особенности: нет кассационной инстанции;
Способы разрешения споров во внегосударственных судах:
1. Медиация.
Способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения;
Медиатор – независимое физическое лицо (лица), привлекаемые в качестве посредников в урегулировании спора; медиатор должен быть членом саморегулирующейся организации медиаторов;
Сфера применения: споры, вытекающие из частных правоотношений (гражданские, семейные, трудовые); для уголовных, административных дел – не применяется;
Основание для проведения процедуры: соглашение о проведении процедуры медиации;
Результат процедуры: медиативное соглашение; имеет силу договора;
Инициирование процедуры: возможно в любой момент – как до передачи дела в суд, так и после; во втором случае суд приостанавливает производство по делу (но до вынесения решения по спору);
2. Арбитраж:
Процесс разрешения спора третейским судом и принятия им решения.
Виды третейских судов:
· Постоянно действующее арбитражное учреждение (создается при некоммерческой организации и требует получения разрешения от Правительства РФ, в данном случае стороны сами суд не создают);
· Третейский суд adhoc (создается для разрешения конкретного спора на основании соглашения сторон);
Сфера применения6 споры, вытекающие из гражданских правоотношений; не рассматривают публичные споры;
Основание для проведения процедуры: арбитражное (третейское) соглашение;
Результат процедуры: арбитражное решение;
Инициирование процедуры: возможно в любой момент – как до передачи дела в суд, так и после (но до вынесения судебного решения);
Решение арбитража обязательно, но для исполнения требует экзекватуры со стороны государственного суда (решению придается исполнительная сила, возможно обратиться к судебным приставам; экзекватура не является апелляцией, проверяет только базовые представления о законности);
Применяемое право: по общему правилу российское;
ЕСПЧ:
Статус предполагаемой жертвы (материально-правовые условия приемлемости): жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в Конвенции или в Протоколах к ней;
Процессуальные условия приемлемости индивидуальной жалобы:
· Исчерпаны внутренние средства правовой защиты;
· Прошло не более 6 месяцев после принятия окончательного решения по делу национальным органом;
· Жалоба не может быть анонимной;
· Соблюдение принципа тождества (не может быть аналогичной той, которая уже рассматривалась в ЕСПЧ, являлась предметом процедуры международного разбирательства и не содержит новых фактов, относящихся к делу);
Принципы.