Лекции по Правоохранительным органам

Правоохранительная деятельность:

1. Принудительность;

2. Дозволительный способ правового регулирования (дозволено только то, что разрешено законом);

3. Процедурный характер соответствующей деятельности (чем демократичнее государство, тем более определенной является эта процедура);

4. Уполномоченность правоохранительных органов;

5. Обязательность окончательных правоприменительных актов;

Подходы к правоохранительной деятельности.

(1) Борьба с уголовной противоправностью

(1) + (2) борьба с административными правонарушениями

(1) + (2) + (3) охрана общественного порядка

(1) + (2) + (3) + (4) борьба с любыми проявлениями противоправности

Функции правоохранительной деятельности:

1. Конституционный контроль;

2. Правосудие;

3. Организационное обеспечение деятельности судов;

4. Прокурорский надзор;

5. Выявление и расследование преступлений;

6. Выявление, пресечение административных правонарушений и привлечение к ответственности за них;

7. Оказание юридической помощи;

Правовые аномалии:

1. Споры о частных правах – возникают между равными по отношению друг к другу субъектов в отношении принадлежащих им прав и обязанностей;

2. Публично-правовые споры – нарушение со стороны государственных органов или должностных лиц прав подвластных лиц;

3. Посягательство на общественные интересы (уголовные преступления и административные правонарушения) – привлечение к уголовной ответственности может осуществляться только судом, а для привлечения к административной ответственности участие суда необязательно, к ответственности могут привлекать другие государственные органы и должностные лица, но при этом любое их действие может быть обжаловано в суд;

4. Ситуация, представляющая потенциальную опасность для участников общественных отношений – права ещё не нарушены, однако есть угроза их возможного нарушения, которую надо предотвратить;

5. Неопределенность правового положения лиц – право не оспаривается, но существует определенная правовая неопределенность;

Автономность судебной власти.

Судебная власть – это не просто совокупность судебных учреждений. Если объектом осуществления судебной власти являются только граждане, то говорить о самостоятельности судебной власти нельзя; если же объектом являются граждане и другие ветви власти, то судебная власть независима;

Предпосылки самостоятельности судебной власти:

1. Автономность функционирования органов судебной власти:

1) Самостоятельная система судебных учреждений;

2) Гарантия независимости судей;

2. Обжалование актов публичной власти:

1) Конституционным Судом РФ - может признать акт несоответствующим КРФ;

2) Прочие суды:

· Абстрактный нормоконтроль – власть суда отменяет акт вне связи с конкретным нарушением (проверка на соответствие акту высшей юридической силы, за исключением КРФ);

· Контроль за законностью правоприменительных актов (т.е. конкретных, индивидуальных документов, применяемых к данной ситуации; в основном издаются органами исполнительной власти);

3. Право не применять нормативный акт, противоречащий акту высшей юридической силы – суд, установив при разрешении данного дела, что НПА не соответствует НПА, имеющему высшую юридическую силу, применяет НПА, обладающий большей юридической силой (исключение составляет КРФ);

4. Принятие решений, несмотря на пробелы в законодательстве – в случае отсутствия нормы права, регулирующей данной вид правоотношений, суд применяет норму права, регулирующую сходные отношения, а при отсутствии таковых – разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства;

 

Естественные ограничения судебной власти:

1. Связанность правосудия волей законодателя, когда он стесняет государство в пользу общества и личности (суд не может ужесточать наказание против верхнего предела);

2. Недопустимость отступления от процессуальных норм;

Судоустройство – совокупность судебных учреждений, составляющих судебную систему РФ и осуществляющих деятельность по отправлению правосудия;

Судопроизводство – совокупность методов осуществления правосудия;

Виды судопроизводства:

1. Конституционное – деятельность по проверке нормативных актов на соответствие КРФ или конституции (уставу) субъекта РФ (осуществляет Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ);

2. Гражданское – процессуальная деятельность по разрешению споров о частных правах (осуществляют суды общей юрисдикции и арбитражные суды);

3. Уголовное – процессуальная деятельность по привлечению лиц, виновных в совершении преступления, к уголовной ответственности (суды общей юрисдикции);

4. Административное – процессуальная деятельность по проверке законности актов публичной власти, а также по привлечению лиц к административной ответственности (суды общей юрисдикции, арбитражные суды);

Функции судебной власти:

· Основная – разрешение социальных конфликтов;

· Вспомогательные:

1. Право законодательной инициативы высших судов;

2. Законотворческая деятельность (де-факто) (постановления Пленума ВС РФ, Постановления КС РФ);

3. Информационно-аналитические задачи (выявление дефектов закона, анализ практики правоприменения);

4. Кадровая функция и функция материально-технического обеспечения;

Взаимное влияние законодательной и судебной ветвей власти:

1. Законодательной на судебную:

1) Суды создаются и упраздняются ФЗ;

2) Создаются процессуальные законы, определяющие порядок отправления правосудия;

3) В лице СФ назначение судей ВС и КС;

4) В лице СФ и законодательных органов субъектов РФ назначение представителей общественности в квалификационные коллегии судей;

5) Принятие законов о бюджете, на основании которых финансируются суды;

2. Судебной на законодательную:

1) Реализует функцию нормоконтроля;

2) Функция толкования и разъяснения;

3) Функция законотворческой инициативы;

Взаимное влияние президентской и судебной власти:

1. Президентская на судебную:

1) Президент вносит на утверждение СФ кандидатов на должности судей высших судов;

2) Президент назначает на должности федеральных судей;

3) Президент имеет полномочных представителей во всех ККС;

2. Судебная на президентскую:

1) Реализует функцию нормоконтроля;

2) Функция разъяснения и толкования указов Президента РФ;

3) Участие высших судов в процедуре импичмента;

Взаимное влияние исполнительной и судебной власти:

1. Исполнительной на судебную:

1) Обеспечение исполнения судебных решений (ФСИН, ФССП);

2) Обеспечение установленного порядка деятельности судов;

3) Правительство распоряжается федеральной собственностью, разрабатывает федеральный бюджет (хозяйственное обеспечение деятельности судов);

2. Судебной на исполнительную:

1) Функция нормоконтроля;

2) Функция толкования и разъяснения нормативных актов;

3) Контроль за правоприменительными актами органов и должностных лиц исполнительной власти;

 

 

Судебная система РФ:

Двухуровневая судебная система:

· Уровень субъектов РФ (конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи);

· Федеральный уровень (все остальные суды);

Критерии разграничения судов на уровни:

1. Какая власть учреждает суд (высшие суды – КРФ; субъектов РФ – законы субъектов РФ; остальные – федеральное законодательство);

2. Кто назначает судей на должность (федеральных – Президент, субъектов – законодательные органы субъектов РФ);

3. Какой уровень власти финансирует соответствующий суд (федеральные – федеральный бюджет; субъектов – бюджет субъектов);

Внешняя специализация – создание судебных учреждений, к компетенции которых относятся особые категории споров:

1. Конституционные (уставные) суды – конституционное судопроизводство;

2. Суды общей юрисдикции – любые споры в порядке уголовного. Гражданского, административного судопроизводства (за исключением тех, которые относятся к компетенции иных судов);

3. Военные суды:

· Гражданские и административные дела о защите военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы, от действий органов военного управления и воинских должностных лиц;

· Дела о преступлениях и административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и лицами, проходящими военные сборы;

4. Арбитражные суды – рассмотрение экономических споров и иных дел, связанных с осуществлением экономической деятельности. По общему правилу рассматривают споры между юридическими лицами, между ИП, между юридическим лицом и ИП; в исключительных случаях – с участием граждан, не являющихся ИП;

В рамках арбитражных судов выделяют следующий уровень специализации – Суд по интеллектуальным правам – рассматривает споры о правах на результаты интеллектуальной деятельности;

Внутренняя специализация судов:

· Создание внутри конкретных судебных учреждений судебных коллегий и судебных составов, рассматривающих отдельные категории дел;

· Специализация конкретных судей по отдельным категориям споров;

Звено судебной системы – совокупность судов, обладающих однородными полномочиями и занимающих равное положение в судебной системе;

Суды общей юрисдикции (звенья);

Мировые судьи – районные суды, гарнизонные военные суды – республиканские, областные, краевые и т.п. суды; окружные (флотские) военные суды – ВС РФ;

Арбитражные суды (звенья);

Арбитражный суд субъекта РФ – арбитражные апелляционные суды – арбитражные суды округа; Суд по интеллектуальным правам – ВС РФ;

Судебная инстанция – процессуальная функция, выполняемая судебными учреждениями применительно к определенной категории дел;

Стадия процесса – совокупность процессуальных действий, объединенных единой процессуальной целью;

Итогом каждой стадии является правоприменительный акт.

Ординарные стадии процесса (до вступления акта в законную силу):

Суд первой инстанции – рассмотрение вопроса по существу, т.е. решение вопросов факта и права;

Суд апелляционной инстанции – повторное рассмотрение дела по существу (факт и право);

Апелляция:

1. Полная (можно привлекать новые доказательства)4

2. Неполная (нельзя привлекать новые доказательства) – в РФ;

Решение вступает в силу либо после первой стадии, если решение не было обжаловано, либо после апелляционной стадии, если решение было обжаловано;

 

 

Экстраординарные стадии процесса (после вступления акта в законную силу):

Суд кассационной инстанции исправляет только правовые, а не фактические ошибки. Возможно применение судебных фильтров, т.е. на рассмотрение попадают лишь те дела, в которых допущены серьезные правовые ошибки. Суд кассационной инстанции может отправить дела на новое рассмотрение в суде первой инстанции.

Суд надзорной инстанции (Президиум ВС РФ): установление единообразия в толковании и применении судами норм права. Разрешая конкретное дело, суд показывает пример правильного толкования.

Судебные фильтры: в судах первых двух инстанций отсутствуют; в судах 3 и 4 инстанции могут применяться.

Прохождение дела по инстанциям в арбитражных судах:

(1) ААССРФ – (2) ААС – (3) АСО – (3) К по экономическим спорам ВС РФ – (4) Президиум ВС РФ особенности: 1) две кассационные инстанции; 2) в АСО – нет фильтра, в К – есть;

Прохождение дела по инстанциям в СОЮ:

Первая схема: (1) Мировой судья – (2) районный суд - (3) Президиум республиканского, краевого, областного и т.п. суда – (3) К по гражданским, уголовным, административным делам ВС РФ – (4) Президиум ВС РФ; особенности: две кассационные инстнации;

Вторая схема: (1) районный суд – (2) республиканский, краевой, областной и т.п. суд – (3) Президиум республиканского, краевого, областного суда – (3) К по гражданским, административным, уголовным делам ВС РФ – (4) Президиум ВС РФ; особенности: две кассационные инстанции;

Третья схема (по очень значительным делам): (1) республиканский, краевой, областной и т.п. суд – (2) К по гражданским, административным, уголовным делам ВС РФ – (4) Президиум ВС РФ; особенности: нет кассационной инстанции;

Прохождение дела по инстанциям в военных судах:

Первая схема: (1) гарнизонный военный суд – (2) окружной (флотский) военный суд – (3) Президиум окружного (флотского) военного суда – (3) К по делам военнослужащих ВС РФ – (4) Президиум ВС РФ; особенности: две кассационные инстанции;

Вторая схема: (1) окружной (флотский) военный суд – (2) К по делам военнослужащих ВС РФ – (4) Президиум ВС РФ; особенности: нет кассационной инстанции;

Прохождение дел, подсудных ВС РФ, по инстанциям: (1) К по гражданским, административным делам ВС РФ – (2) Апелляционная коллегия ВС РФ – (4) Президиум ВС РФ; особенности: нет кассационной инстанции;

Способы разрешения споров во внегосударственных судах:

1. Медиация.

Способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения;

Медиатор – независимое физическое лицо (лица), привлекаемые в качестве посредников в урегулировании спора; медиатор должен быть членом саморегулирующейся организации медиаторов;

Сфера применения: споры, вытекающие из частных правоотношений (гражданские, семейные, трудовые); для уголовных, административных дел – не применяется;

Основание для проведения процедуры: соглашение о проведении процедуры медиации;

Результат процедуры: медиативное соглашение; имеет силу договора;

Инициирование процедуры: возможно в любой момент – как до передачи дела в суд, так и после; во втором случае суд приостанавливает производство по делу (но до вынесения решения по спору);

2. Арбитраж:

Процесс разрешения спора третейским судом и принятия им решения.

Виды третейских судов:

· Постоянно действующее арбитражное учреждение (создается при некоммерческой организации и требует получения разрешения от Правительства РФ, в данном случае стороны сами суд не создают);

· Третейский суд adhoc (создается для разрешения конкретного спора на основании соглашения сторон);

Сфера применения6 споры, вытекающие из гражданских правоотношений; не рассматривают публичные споры;

Основание для проведения процедуры: арбитражное (третейское) соглашение;

Результат процедуры: арбитражное решение;

Инициирование процедуры: возможно в любой момент – как до передачи дела в суд, так и после (но до вынесения судебного решения);

Решение арбитража обязательно, но для исполнения требует экзекватуры со стороны государственного суда (решению придается исполнительная сила, возможно обратиться к судебным приставам; экзекватура не является апелляцией, проверяет только базовые представления о законности);

Применяемое право: по общему правилу российское;

ЕСПЧ:

Статус предполагаемой жертвы (материально-правовые условия приемлемости): жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в Конвенции или в Протоколах к ней;

Процессуальные условия приемлемости индивидуальной жалобы:

· Исчерпаны внутренние средства правовой защиты;

· Прошло не более 6 месяцев после принятия окончательного решения по делу национальным органом;

· Жалоба не может быть анонимной;

· Соблюдение принципа тождества (не может быть аналогичной той, которая уже рассматривалась в ЕСПЧ, являлась предметом процедуры международного разбирательства и не содержит новых фактов, относящихся к делу);

 

 

Принципы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: