· Суд присяжных де-факто может отменить действие уголовного закона, если его содержание расходится с их нравственными чувствами;
ФЗ о присяжных заседатедях:
1. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей проводится в ВС РФ (по факту там нет), верховных судах субъектов РФ, окружных (флотских) военных судах (т.е. верховные суды и СОЮ третьего звена);
2. Рассмотрение дела с участием присяжных заседателей осуществляется только в первой инстанции;
3. Участие в осуществлении правосудия гражданами, включенными в списки присяжных, - гражданский долг;
4. Требования, препятствующие включению в списки присяжных заседателей:
1) Недостижение 25-летнего возраста;
2) Непогашенная или неснятая судимость;
3) Признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
4) Состояние на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере;
5. Также не допускаются к участию в качестве присяжных заседателей:
1) Подозреваемые, обвиняемые в совершении преступления;
|
|
2) Не владеющие языком судопроизводства;
3) Имеющие физические или психические недостатки, препятствующие рассмотрению дела;
6. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели:
1) Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ каждые 4 года составляет общий и запасной списки кандидатов из числа граждан, постоянно проживающих на территории субъекта;
7. Порядок и сроки составления списков:
1) Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта;
2) Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков кандидатов составляет общий список кандидатов, который подписывается руководителем данного органа;
3) Одновременно составляется запасной список, в который включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда, этот список также подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
4) Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели публикуется в СМИ;
5) Граждане могут обратиться в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ с письменным заявлением о необоснованном включении в списки, об исключении из списков или исправлении неточных сведений о кандидатах, содержащихся в списках;
8. Исключение граждан из общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели:
|
|
1) Исключение осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
2) Случаи:
· Выявление обстоятельств, которые запрещают участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя;
· Подача гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является лицом, которое не владеет языком, на котором ведется судопроизводство; не может исполнять обязанности по состоянию здоровья; достигло 65 лет; замещает государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления; является военнослужащим (если был уволен, то нельзя ещё 5 лет); имеет отношение к государственной службе, правоохранительной деятельности, юридическим профессиям (на время осуществления профессиональной деятельности + 5 лет после); является священнослужителем;
9. Порядок и сроки исполнения обязанностей, материальное обеспечение, гарантии неприкосновенности и независимости прописаны выше;
Принцип государственного языка судопроизводства.
Идея о том, что судопроизводство осуществляется на территории РФ на государственном языке РФ с предоставлением права лицам, не знающим данного языка, возможности воспользоваться услугами переводчика.
Главная идея этого принципа выражается не в ведении судопроизводства га государственном языке, а в возможности предоставления переводчика.
В республиках, помимо государственного языка, может также использоваться государственный язык республики.
Таким образом, в судебной системе можно выделить суды, в которых судопроизводство ведется исключительно на государственном языке, а также суды, в которых судопроизводство может вестись как на государственном языке РФ, так и на государственном языке республики.
1. Использование только государственного языка РФ происходит в КС РФ, ВС РФ, федеральных арбитражных и военных судах, правоохранительных органах РФ;
2. Использование как государственного языка РФ, так и государственного языка республики может осуществляться в иных федеральных судах, а также в судах уровня субъектов РФ, т.е. в конституционном (уставном) суде субъекта РФ, при рассмотрении дел мировыми судьями, а также в правоохранительных органах субъекта РФ;
В каких пределах и кто должен обеспечивать переводчика? Это происходит по-разному в различных видах судопроизводства, поскольку в каждом из них требуются разные виды перевода. Соответственно возникают проблемы:
1. Устного перевода, т.е. перевода в рамках судебного разбирательства;
2. Перевода процессуальных бумаг сторон и процессуальных бумаг, исходящих от суда, - решений, определений и т.д.;
В какой части обеспечивается перевод?
Кодексами это до конца не определено:
1. Устный перевод обеспечивается за счет средств федерального бюджета (возникает вопрос о возможности злоупотребления правом на требование переводчика);
2. Письменный перевод – в Кодексах упомянуто, что стороны могут знакомиться с необходимыми документами в письменном виде, однако не указывается, что перевод таких документов обеспечивается за счет средств федерального бюджета. Исключение составляет УПК, в котором четко прописано, что перевод самых важных документов для ознакомления с ними сторон производится за счет федерального бюджета (ст. 18 УПК). В остальных случаях письменный перевод осуществляется за собственный счет (например, ст. 9 ГПК);
Перевод за счет федерального бюджета обеспечивается только гражданам РФ. иностранцам он не обеспечивается, однако существуют исключения – прежде всего они могут осуществляться при наличии особых международных договоров;
|
|
Возникает проблема: получается, что переводчик за счет средств федерального бюджета предоставляется только гражданам РФ, которые и без того должны знать русский язык. Предоставляя перевод за счет средств ФБ, государство выполняет свою социальную функцию.
Принцип гласности судопроизводства:
1-ый аспект:
Судебное разбирательство носит открытый характер, что позволяет обеспечить контроль общества над судебной властью.
Нормативное закрепление: 1) КРФ ст. 123 – запускает исключения (т.е. все равно дает основания для проведения заседания за «закрытыми дверями»); 2) ЕКПЧ ст. 6 – также устанавливает критерии для проведения закрытого заседания;
УПК РФ ст. 241:
Упоминает об открытости разбирательства уголовных дел в судах, но устанавливает случаи ограничения:
1. Разбирательство может привести к разглашению государственной или иной охраняемой ФЗ тайны;
2. Уголовные дела, совершенные лицами, не достигшими 16 лет;
3. Уголовные дела о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
4. Если того требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников;
Приговор провозглашается в открытом судебном заседании, в случае рассмотрения уголовного дела в закрытом судебном заседании могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора.
ГПК РФ ст. 10:
Также установлено открытое разбирательство дел; но при этом устанавливаются ограничения: дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка, а также другие дела, если это предусмотрено ФЗ. Закрытое заседание может быть проведено и по ходатайству лица, участвующего в дела, но для этого должны быть очень веские основания.
Открытость процесса и вместимость зала судебных заседаний:
де-факто существуют проблема, связанная со сложностью попасть в зал судебного заседания в качестве публики;
Можно ли использовать специальные технические средства? Аудиозапись можно осуществлять свободно, без разрешения. Видеозапись – лишь с согласия суда, однако для того, чтобы её запретить, нужны веские основания. Нежелание лиц, участвующих в деле, предания дела широкой огласке не может являться основанием для отказа в видеозаписи, необходима ссылка на основания из ФЗ. Также можно осуществлять твиттер-трансляции.
|
|
Что делать, если желающих больше, чем вмещает зал судебного заседания? Недостаточное число мест в зале не может служить основанием для отказа, необходимо предоставить желающим возможность присутствовать на заседании (например, установить видеокамеру и проводить транслирование).
2-ой аспект (гласность судебной власти вообще):
Способы обеспечения (прежде всего связаны с революцией в транзакционных издержках и подконтрольности):
· Ст. 6 ФЗ – доступ к информации о деятельности судов обеспечивается путем присутствия граждан, представителей организаций, общественных объединений, органов государственной власти в открытом судебном разбирательстве; обнародования информации о деятельности судов в СМИ; размещение информации о деятельности судов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и др.;
· Ст. 10 – суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента должны создавать в сети Интернет свои официальные сайты для размещения информации о деятельности судов;
· Ст. 14 – в сети Интернет размещается информация:
1. Общая информация о суде;
2. Информация, связанная с рассмотрением дела в суде (в т.ч. сведения о находящихся в суде делах, тексты судебных актов, сведения об их обжаловании);
3. И др.;
· Ст. 15 – тексты судебных актов, за исключением приговоров, размещаются в сети Интернет после их принятия. Тексты приговоров размещаются после их вступления в силу. При размещении текстов судебных актов, вынесенных СОЮ, могут исключаться персональные данные, кроме фамилий и инициалов участников судебного процесса. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы, другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса;
Устанавливаются ограничения – не подлежат размещению в Интернете тексты судебных актов, вынесенных по делам:
1. затрагивающим безопасность государства;
2. возникающим из семейно-правовых отношений;
3. о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
4. об ограничении дееспособности гражданина и признании его недееспособным и некоторые другие;
В какой мере то, что происходит в зале суда может быть предметом огласки СМИ?
· Взаимодействие судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества с редакциями СМИ может предусматривать аккредитацию в вышеперечисленных структурах представителей редакций СМИ;
· В судах, Судебных департаментах, органах Судебного департамента, органах судейского сообщества имеются официальные представители, осуществляющие взаимодействие с редакциями СМИ, а также могут образовываться подразделения, осуществляющие это взаимодействие;
Каким образом соотносится свобода СМИ и уважение к суду и правосудию? Этот вопрос важен, поскольку журналисты могут своими действиями оказывать влияние как на суд, так и на стороны.
Насколько журналист должен быть ограничен в выражении своего мнения? Мнения журналиста не должны умалять авторитет судьи, а также оказывать влияние на его беспристрастность. В связи с этим вводятся ограничения на журналистскую деятельность, но они должны носить легитимный характер:
1. Устанавливаться законом;
2. Ограничения должны соответствовать легитимным целям;
3. Ограничение должно быть пропорционально преследуемой цели;
Порядок опубликования и вступления в силу:
1. Указ Президента: опубликования – 10 дней, вступления в силу – 7 дней;
2. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти: опубликования – 10 дней, вступления в силу – 10 дней;
3. ФКЗ, ФЗ и акты палат ФС РФ: опубликования – 7, вступления в силу – 10;
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти должны проходить обязательную государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ;
До 1993 года ФЗ назывался Законом РФ.
С 1993 г. Началась погодовая нумерация, до этого была сквозная.
По правилу закон считается принятым, когда он принимается ГД РФ, но де-факто – когда подписывается Президентом РФ;
Источники публикации ФКЗ, ФЗ и актов палат ФС РФ:
1) Парламентская газета;
2) Российская газета;
3) Собрание законодательства РФ;
4) Официальный интернет-портал правовой информации;
Источники публикации актов Президента РФ и Правительства РФ:
1) Российская газета;
2) Собрание законодательства РФ;
Источники публикации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти:
1) Российская газета;
2) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти;