Принципы и функции СКД

Лекция

Понятие «социально-культурная деятельность»

Социально-культурная деятельность занимает одно из ведущих мест в практической деятельности учреждений культуры. Понятие «социально-культурная деятельность» складывается из двух понятий: социальная деятельность и культурная деятельность.

Социально-культурная деятельность — это деятельность, направленная на создание условий, которые помогли бы каждому человеку в различные возрастные периоды его жизни успешно проходить процесс социализации и социальной адаптации.

Социализация — это процесс освоения личностью различных социальных ролей и усвоение его нравственных норм, правил поведения, обычаев и традиций данного общества. Социальная адаптация - процесс приспособления индивида к изменяющимся условиям жизни. Успешное прохождение человеком социализации и адаптации позволяют ему, несмотря на жизненные кризисы и экстремальные ситуации, сохранять душевное равновесие, чувство собственного достоинства, трудовую активность, быть полноценным членом общества.

Культурная деятельность - это деятельность по выявлению, сохранению, распространению, освоению и созданию культурных ценностей.

К культурным ценностям относятся: нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты, говоры; национальные традиции, обычаи, обряды, фольклор, художественные промыслы и ремёсла; произведения искусства, здания, сооружения, предметы, имеющие историко-культурную значимость.

Сферы культурной деятельности:

- выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

- эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в сфере культуры;

- научные исследования в сфере культуры;

- занятия творчеством: музыкой, хореографией, театром, изобразительным искусством, декоративно-прикладным творчеством.

Таким образом, социально-культурная деятельность - это процесс реализации социальной активности человека или группы людей через выявление, сохранение и создание культурных ценностей путем занятия различными видами творчества, а также деятельность, направленная на саморазвитие, самореализацию и самосознание личности.

Функции социально - культурной деятельности:

- развивающая (направлена на приобретение знаний в различных отраслях науки, культуры и искусства);

- творческая (направлена на реализацию творческих способностей человека в различных видах художественно - творческой деятельности, научно - техническом и иных видах творчества);

- рекреационная (направлена на восстановление физических сил человека и корректировку его психологического состояния).

Социально-культурная деятельность отличается добровольностью, активностью и инициативой различных групп и индивидуумов. Ей присущ свободный выбор занятий, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением.

Социально-культурная деятельность обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями, характеризуется многообразием видов.

Социально-культурная деятельность регулируется в правовом отношении «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» от 1992 года. В этом законодательном акте определены такие понятия, как: культурная деятельность, культурные ценности, культурные блага, творческая деятельность, культурное достояние, государственная культурная политика. В нем также определены сферы культурной деятельности, раскрыто содержание прав человека в области культурной деятельности.

Решать вопросы развития культуры, расширять и защищать права граждан в сфере социально-культурной деятельности со стороны государства - значит заботиться о будущем этого государства, о будущем его граждан.

Сегодня не только Россия, но и мир в целом переживают кризис. Многие учёные, политики, деятели культуры говорят о том, что XXI век может просто-напросто не состоятся, если приоритетами его не станут гуманизация и гармонизация как личности, так и социума. И процесс этот может идти только через возврат к духовным ценностям, через одухотворение личности.

Путей здесь может быть множество, и один из них - активная социально-культурная деятельность, ибо именно через такую деятельность наиболее полно происходит самовыражение, самосовершенствование, саморазвитие человека.

 

Лекция

Принципы и функции СКД

 

Принцип – основа, генеральная идея, свод главных правил. Процессы социально-экономической жизни страны оказывают влияние на принципы социально-культурной деятельности. Они подвержены постоянной трансформации.

Среди принципов социально-культурной деятельности правомерно выделить следующие:

- принцип приоритета общечеловеческих интересов в содержании социально-культурных проектов и программ, приоритета общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ.

-принцип всеобщего массового культуротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности как доминирующего признака;

-принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их всеобъемлющего подчинения интересам, потребностям и установкам личности;

- принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально – этнического опыта, традиций и инноваций.

- принцип общественно - государственного соуправления, сочетание государственных и общественных интересов и прав личности в формировании и реализации социально-культурной политики. Обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-культурной сфере.

Слово функция – «деятельность». Функции СКД отражают направления деятельности социально-культурных институтов в конкретные исторические этапы развития общества. Функции - критерии при оценке социально-культурных процессов. Каждую из функций необходимо рассматривать с точки зрения того, каким образом данная деятельность влияет на развитие человеческой личности, на развитие тех или иных способностей человека. Генеральной функцией справедливо называют развивающую функцию социально-культурной деятельности. Эта функция рассматривается в едином русле с деятельностью других социально-культурных институтов. Развивающая функция связывает в единый узел все остальные функции социально-культурной деятельности. Каждая из этих других функций, имея свою цель и направленность, так или иначе связана с развитием и саморазвитием личности, ее социальным самоутверждением.

Коммуникативная функция - предполагает реализацию потребности человека в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки и т.п.), в непрерывном информационном взаимодействии в различных сферах общественной социально-культурной практики. На групповом уровне эту функцию осуществляют малые группы, то на организационном уровне в качестве субъектов коммуникативной функции выступают крупные интегрированные сети, охватывающие информационное взаимодействие множества людей и групп в учреждениях и организациях социально-культурной сферы (театр, концертный зал, музей, библиотека, парк и т.д.). На массовом уровне эта функция предполагает распространение информации с помощью СМИ и средств современного аудиовизуального технологического комплекса: Интернет, радио, телевидение. Обеспечение взаимодействия, взаимовлияния между представителями разных поколений.

Информационно-просветительная функция – отличается постоянством и всеобщностью, т.к. процесс просвещения носит непрерывный характер, каждый человек продолжает повышать уровень своего образования в течение всей жизни. Информационно-просветительная функция не связана с определённым регламентом и основана на добровольности, инициативе, самостоятельности самих людей. Эта функция обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий. Опирается на арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, навыков, умений. Продолжает, дополняет и углубляет знания и информацию, полученные в учебных заведениях и из других источников. Вовлечение населения в социальную практику т информирование о потенциальных возможностях развития.

Культурно-творческая функция – связана с развитием способностей, с активной творческой деятельностью – трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная. Также связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей – фестивали, олимпиады, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы. Эта функция компенсирует недостаток возможностей для более полной реализации разносторонних творческих способностей ребёнка, подростка, взрослого человека.

Рекреативно-оздоровительная функция - формирование нравственного и физического развития граждан, обладающих полноценным здоровьем и ведущим здоровый образ жизни: создание условий для восстановления физических сил и здоровья. Разработка и осуществление развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, снятия производственного напряжения и одновременно развивающего воздействия. Именно поэтому при разработке программ организаторы учитывают и характер труда, его объём и уровень интенсивности, потребности людей в тех или иных видах досуговой деятельности. Рекреативно-оздоровительная функция по содержанию и характеру ориентирована на досуг активный и пассивный, организованный и неорганитзованный, коллективный и индивидуальный. Эта функция способствует физическому и духовному восстановлению ребёнка и взрослого человека – прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения, а также направлена на реабилитацию с ограниченными возможностями, как физическими, так и психическими. Общим признаком для всех видов рекреации является создание среды для регулярного, неформального общения людей, игровой деятельности, танцев, проведения зрелищных мероприятий, занятий любительских объединений и клубов по интересам, реализации программ выходного дня, включающих экскурсии, соревнования. Осуществление рекреативно-оздоровительной функции требует установления тесных контактов и взаимодействия с творческими, экскурсионно-туристскими, медицинскими учреждениями, умения учитывать самые неожиданные житейские ситуации.

Лекция

Семья как социально-культурный институт.   Проблемы современной семьи

Семья – начальная структурная единица общества, первичный социально-культурный коллектив детей и взрослых.

Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи. Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Это фундамент, на котором строится вся жизнь, и от того, насколько добротен и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека. Режим внутри семьи, в квартире, занимаемой семьей, находится в почти полной власти родителей. Этого нельзя сказать о режиме вне дома.

Активное приближение родителей к жизни детей вовсе не трудное дело и доставляет даже удовольствие. Каждый родитель вырабатывает такое устройство семенного быта, которое наиболее соответствует особенностям его семьи. Огромную роль в семейном воспитании играет эмоцианальный фон в семье, отношения между родителями, их умение поддержать любовь и теплоту к друг другу и детям. Только в здоровой семье, где царит любовь, и взаимопонимание могут вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: