Вопрос 2. Программные задачи трудового воспитания детей

ЛЕКЦИЯ № 1.

Тема: ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ТРУДА

План:

1.Труд и всестороннее развитие личности.

2.Программные задачи трудового воспитания детей.

3.Постановка цели.

4.Планирование труда.

5.Результат труда.

6.Труд и игра.

7.Труд и занятие.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание детей в дет. саду. М., 1987.

2. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. М., 1983.

3. Буре Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания: учеб.- метод. пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. – С 139.

4. Буре Р.С. Дошкольник и труд: Теория и методика трудового воспитания. Издательство: Детство-Пресс, 2004 год. - С 141.

5. Васильева М.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. М., 1984.

6. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М., 1985.

7. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: ВЛАДОС, 2005.

8. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Практическое пособие для воспитателей и родителей по обучению детей изготовлению поделок из различных материалов: бумаги, картона, ткани, ниток, природного материала и т.д. М.: ВЛАДОС, 2004.

9. Каплан Л.И. Посеешь привычку - пожнешь характер. М., 1980.

10. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Воспитание в труде. Игра. – Соч., в 7-ми т., 1960. т.4.

11. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. М., 1991.

12. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. М., 1983.

13. Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду. М., 1984.

14. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. Учебное пособие./ Под ред. С.А. Козловой. – М.: Академия, 2002.

15. Сергеева Д.В. Руководство трудовой деятельностью дошкольников. М., 1986.

16. Журналы «Дошкольное воспитание», «Начальная школа», «Дефектология».

17. Программы дет. сада, начальных классов, нач.классов спец.школы, «Радуга», «Родничок» (для многонационального дет.сада) Махачкала, Дагучпедгиз 1992, «Дагестанский орнамент» (для 1-4 кл.) Махачкала 1992.

 

ВОПРОС 1. Труд и всестороннее развитие личности.

Значение труда в развитии личности общепризнанно. Для успешного осуществления трудовой деятельности требуется участие всей личности индивидуума: его психических процессов, состояний и свойств. С помощью психических процессов, например, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель, контролирует ход деятельности, имея определенные знания и навыки по планированию предстоящей работы, и стремится к требуемому результату.

В педагогике и психологии накоплено много фактов, показывающих, что трудовая деятельность побуждается тем, на сколько высоки ее конечные результаты. С этим связано формирование таких мотивов как личностная значимость труда, сознание его общественной и личностной необходимости, притязания на более высокий уровень достижений в труде.

Труд играет большое значение в развитии способностей ребенка. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возрасте – в игре, в младшем и среднем школьных возрасте – в учении, в юношеском - в профессионально-трудовой подготовке.

Формирование способностей осуществляется в той или иной деятельности. В процессе труда, например, распределение внимания становится более широким, а его переключение более быстрым.

Велика роль труда в развитии мышления. По мере овладения трудовыми навыками развиваются его новые формы: техническое, практическое, логическое.

В процессе труда и общения с другими членами трудового коллектива происходит развитии чувств.

Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение детей. Работа в коллективе развивает социализацию личности ребенка. Развитие способностей, чувств и мышления делает личность дошкольника более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка.

ВОПРОС 2. Программные задачи трудового воспитания детей.

Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Процесс труда включает в себя три момента:

1.целесообразную деятельность человека, или собственно труд;

2.предмет труда;

3.средства труда, которыми человек воздействует на предмет труда.

Труд – основное условие существования человеческого общества. В различных общественно-экономических формациях труд выступает в разных формах. При первобытнообщинном строе существовал общий коллективный труд, где не было эксплуатации чужого труда. При рабовладельческом строе, феодализме и капитализме труд работника подвергается жестокой эксплуатации. В социалистическом обществе эксплуатация человека человеком ликвидирована, и люди трудятся на себя, на свое общество.

Главная задача трудового воспитания – формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешна, решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка. Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути для её достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников, их возрастные и индивидуальные особенности.

Программные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп.

Первая группа включает задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказать им посильную помощь, заинтересовать в результатах труда. Эти задачи осуществляются во всех возрастных группах дет. сада.

Вторую группу составляют задачи, направленные на формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, а также овладение умениями работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе.

Третья группа задач направлена на воспитание у детей некоторых личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

Четвертую группу составляют задачи воспитания навыков организации своей и общей работы – умение готовить заранее все необходимое, убирать на место использованные инструменты после окончания труда, предварительно очистив их от грязи, пыли, приводить в порядок место работы.

К пятой группе относятся задачи формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда – умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Все намеченные задачи осуществляются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: