Вопрос 2. Хозяйственно-бытовой труд

а). Правильное участие детей в Х-БТ (хоз.-бытовой труд) начинается рано, примерно на 2-м году жизни. Даже ограниченные физические возможности маленького ребенка дают ему возможность проявить самостоятельность и активность. Особенности Х-БТ обусловлены тем, что результаты его незаметны, как в других видах труда. Он наглядно ощутим лишь непродолжительное время: протерли пыль, завтра она вновь появилась; накрыли на стол к обеду, пообедали, все убрали. Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной однообразной, но жизненно необходимой работе, важно создавать оптимальные условия.

Формируя элементарные навыки Х-БТ, следует продумать его организацию и приемы, которые используются при обучении детей тем или иным умениям.

б). Х-БТ в дет. саду разнообразен по содержанию. Это Труд в помещении дет. сада и на участке. В свою очередь труд в помещении включает такие работы, как наведение порядка в групповой, раздевальной, умывальной и спальной комнатах.

Первая младшая группа:

Содержание труда. Дети должны уметь называть наблюдаемые трудовые процессы взрослых в семье, дет. саду, на улице; могут привлекаться в качестве помощников; заботиться о других людях: сверстниках, няне, родителях, дворнике. (Методика работы самостоятельно с. 68-70).

Вторая младшая группа:

Содержание работы. У детей 3-4 лет предусматривается дальнейшее расширение и углубление знаний о Х-БТ взрослых в дет. саду и дома. Детей продолжают знакомить с трудом няни, повара, трудом родителей дома. Воспитатель обращает внимание на трудовые операции, на действия, необходимые в работе (няня моет дверь, стены водой с мылом, смывает чистой водой, сухо вытирает их). Вместе с тем дети должны наглядно видеть результат труда.

(Методика работы самостоятельно с. 72-74).

Средняя группа:

Содержание труда. В средней группе содержание труда усложняется в основном за счет увеличения количества процессов этого труда. Расширение количества процессов Х-БТ создает возможность для системного вовлечения всех детей группы в работу, воспитания у них привычки ежедневно трудиться.

(Методика работы самостоятельно с. 75-77).

Старшая группа:

Содержание труда. В работе с детьми 6-го года жизни уделяют большое внимание дальнейшему расширению процессов Х-БТ: во время обеда дети раздают третье блюдо, после обеда помогают няне убирать со стола посуду; по окончании занятия убирают материалы на место, моют кисточки, стаканы, стирают тряпочки, использованные при наклеивании и рисовании, вытирают столы после работы, убирают постель, принимают участие в еженедельной уборке групповой комнаты (протирают мебель, моют игрушки, подметают пол). (Методика работы самостоятельно с. 78).

Подготовительная к школе группа:

Содержание работы. В подготовительной группе Х-БТ осваивается детьми как вид труда в целом. Повышаются требования к самостоятельности и качеству выполняемых действий: работать быстро, ловко, аккуратно, легко, умело обращаться с предметами.

(Методика работы самостоятельно с. 79-84).


 


ЛЕКЦИЯ № 2. (продолжение)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: