Вопрос 5. Результат труда

Трудовая деятельность всегда предполагает целесообразную направленность усилий на достижение результата. В этом особенность труда, этим он отличается от игры, которая может быть завершена на любой стадии ее развития и не доведена до конца. Но от этого игра не теряет в глазах ребенка своей привлекательности.

В труде результат – обязательный компонент деятельности. Но его достижение нельзя рассматривать как главную задачу, ради которой эта деятельность организуется в детском саду. Достижение результата имеет значение, прежде всего как педагогический фактор, которая помогает воспитать у детей интерес к труду.

Результат выступает как мера затраты усилий, которая необходима для достижения цели. В процессе достижения результата проявляются индивидуальные качества личности ребенка: настойчивость, изобретательность, способность действовать последовательно (или, наоборот, беспомощность, неспособность преодолеть малейшее затруднение).

Большое педагогическое значение в воспитании у детей интереса к труду имеет сравнение результатов их деятельности. Дети замечают хорошее качество работы и плохое. Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. Например: «Посмотрите, дети, как мы чисто вымыли игрушки, работали все вместе, дружно, быстро все сделали» - говорит воспитатель.

Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности. Воспитательное их значение тем эффективнее, чем справедливее оценка детского труда педагогом, чем большую заинтересованность и требовательность к ней он проявляет.

В развитии у детей стремления достичь результата труда особое значение приобретает мотив этой деятельности. Стремление детей достичь желаемого результата - само становиться мотивом деятельности. От мотива зависит успех деятельности, и не только индивидуальный, но главным образом успех целой группы, коллектива детей.

По мере формирования основных компонентов трудовой деятельности (постановки цели, планирования и достижения результата) меняется и отношение ребенка к труду. Теперь сам процесс труда доставляет детям радость. Важно, чтобы ребенок осознавал свои достижения. Достижения детей в труде справедливо оцениваются педагогом. Эта оценка всегда должна быть доброжелательной. Если ребенку не удается что-то сделать, важно поддержать в нем уверенность в том, что это не удается лишь временно, если он постарается, у него все получится. Наряду с этим следует использовать разные ситуации, чтобы поупражнять ребенка в том навыке, которым он плохо владеет.

ВОПРОС 6. Труд и игра.

Активные действия ребенка с предметами возникают в раннем детстве и носят характер игры. Многие практически необходимые движения также формируются в процессе игры с предметами (хватание, бросание, перекатывание). Однако, это не дает оснований отождествлять игру и труд. Положение А.С.Макаренко о том, что хорошая игра похожа на работу, что в хорошей игре всегда есть рабочее усилие – справедливо, но, тем не менее, игра – это не труд.

По своему характеру, содержанию, причинам возникновения или мотивам труд и игра различны. В процессе труда всегда ставится цель, для ее осуществления изыскиваются средства, продумывается последовательность действий и, наконец, достигается результат. Игра не приносит никакого видимого результата, но вызывает у детей радость, удовлетворение. Игра может быть завершена на любой стадии ее развития, от этого она не теряет для ребенка своей привлекательности, а при возобновлении она чаще всего начинается сначала. Труд всегда имеет конечный результат, в нем его основа.

(Сравнительную характеристику труда и игры по возрастным группам – самостоятельно.)

ВОПРОС 7. Труд и трудовое занятие.

Важное место занимает трудовое занятие в организации процесса труда. В форме занятий осуществляется обучение навыкам накрывания на стол, приготовления некоторых блюд к обеду, различные трудовые процессы в природе: вскапывание грядок, посадка лука, рассады семян и даже поливка. На занятиях проводят изготовление ящиков для рассады, скворечников, ремонт игрушек и книг и др.

Организация фронтальных трудовых процессов в часы занятий накладывают на труд известные ограничения, присущие занятиям: строгий регламент, обязательное наличие познавательного материала, обязательное наличие познавательного материала, безусловное требование точного выполнения детьми указаний воспитателя, стремление его все показать, объяснить. Обучение детей на занятиях и труд как деятельность имеют существенные различия. На занятиях деятельность детей всецело направляется воспитателем. Он определяет в соответствии с программой содержание занятия и его результат.

В процессе трудового занятия детей знакомят с трудом взрослых. Во время экскурсии по дошкольному учреждению дети видят как работают няня, повар, мед. сестра. С целью ознакомления с трудом взрослых детям читают художественные произведения, рассматривают с ними картинки и иллюстрации, на которых изображены трудовые процессы, проводят беседы.

Труд детей в дошкольном учреждении организуется как деятельность, результат которой оказывается жизненно необходимым, Эта деятельность постепенно отделяется от игры, обособляется от занятий и приобретает самостоятельное значение уже на ранней ступени дошкольного возраста.


ЛЕКЦИЯ № 2.

Тема: ВИДЫ ТРУДА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

План:

1.Самообслуживание:

 а) содержание труда по самообслуживанию;

 б) методы формирования навыков самообслуживания.

2. Хозяйственно-бытовой труд:

а) значение хозяйственно-бытового труда для формирования личности ребенка;

б) содержание хозяйственно-бытового труда и методы руководства им.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: