Представления о здоровье и болезни

Медицина в Месопотамии (Ассиро-Вавилонии)

Месопотамия означает – двуречье. Страна, расположенная между двумя реками Тигром и Ефратом от Армянских гор на Севере до Персидского залива на юге. В настоящее время здесь расположено арабское государство Ирак.

Остатки материальной культуры свидетельствуют, что Двуречье - наиболее древняя по заселению людьми страна. Приблизительно в V тысячелетии до н.э. здесь поселились племена шумеров. Крупнейшим достижением шумерской культуры было изобретение в IV тысячелетии до н.э. письменности – клинописи. Впоследствии на этой территории возникли могущественные рабовладельческие государства – Вавилонская империя (XVIII – VIIвв до н.э.) и Ассирийская империя (VIII – VIIвв до н.э.). Позднее Ассирия и Вавилон были захвачены персами.

Источники по истории и врачеванию

Об истории и врачевании древней Месопотамии свидетельствуют подлинные тексты того времени, выполненные клинописью на глиняных табличках, предметах из глины, камне, металле, а так же данные археологических исследований и свидетельства историков (Геродот, Берос)

Источники информации о медицине

1. Свод законов вавилонского царя Хаммурапи.

В Лувре (Париж) хранится большой базальтовый столб высотой 2,25м, обнаруженный в 1901году, французской археологической экспедицией под руководством Ж. Де-Моргана при раскопках города (на территории современного Ирана) Суз в Месопотамии.

На лицевой стороне в верхней части столба изображены 2 человеческие фигуры сидящий бог солнца Мардук и стоящий перед ним в молитвенной позе царь Хаммурапи. Вся оставшаяся поверхность столба с обеих сторон покрыта клинописным текстом, который представляет собой «Свод законов» шестого вавилонского царя первой династии – Хаммурапи(1792 – 1750гг) до н.э. Это был один из выдающихся правителей древности. Он объединил разрозненные силы Вавилонии и создал могущественное государство Древнего мира. Как мудрый правитель он уделял большое внимание всем сферам жизни государства. Законы царя Хаммурапи включают 300 параграфов, некоторые из них (215 - 225) отражают правовые аспекты деятельности врача. В случае успешного лечения они получали весьма высокое вознаграждение.

  221. Если лекарь срастил сломанную кость (у человека) или же вылечил больной сустав, больной должен заплатить лекарю 5 сиклей серебра.

    223. Если это раб, то 2 сикля серебра

Сикль = 8,4гр=300л. зерна. По нормам потребления того времени мужчине требовалось в год около 550л зерна. Таким образом 5 сиклей серебра составляли большую сумму на них можно было целый год кормить несколько человек.

При общей суровости законов Хаммурапи столь высокая плата за лечение была связана с большим риском его профессии.

  218. Если врачеватель сделал свободному человеку сильный надрез бронзовым ножом и тем умертвил этого человека, или погубил глаз этого человека – ему надлежит отрезать руку.

Эта суровая кара применялась не часто, но во всяком случае за всякую сколько-нибудь значительную ошибку врачу приходилось платить денежный штраф.

2. Глиняные таблички. Библиотеки Ашурбанипала.

При раскопках дворца ассирийского царя Ашурбанипала (668 -626гг до н.э.) в Куюнджике было обнаружено древнейшее в мире собрание текстов. Это несколько тысяч обожженных глиняных табличек с текстами. Из них около 1000 табличек посвящены медицине (всего 25000).

· Клинописная табличка из Нипура (160км от современного Багдада) было найдено в 1889г. Она содержит 15 рецептов. Ее текст записан на шумерском языке в конце III тысячелетия до н.э.

· Одна из месопотамских табличек сохранила оттиск печати шумерского врачевателя Урмугаль-эдинне, жившего в Лагаш XXIVв до н.э. На ней изображены инструменты для врачевания и сосуды для лекарств.

· Письма таблички врачевателя Мукаллима XIVв до н.э. который лечил больных в храме близ Нипура. Он успешно излечивал лихорадки и воспаления дыхательных органов, кожные заболевания и травмы.

· Во времена Синаихериба был воздвигнут канал – водопровод длинною 48км. 691г до н.э.

Представления о здоровье и болезни.

Жреческая Ассиро-вавилонская медицина подходила к определению состояния здоровья и болезни с религиозных, идеалистических позиций. В основе философских воззрений древних вавилонян лежало астрология и земля Месопотамии считается родиной этой лже-науки, которая была предшественницей современной астрономии.

С позиции вавилонских астрологов именно звезды управляют миром и всем, происходящим на земле, включая и здоровье людей. Над звездами стоят боги, которым подвластно их движение, а значит и управление здоровьем и болезнями.

Считалось, что «7 демонов болезни набросятся на человека если боги отвернутся от него!». Поэтому все нужно делать сообразно с положением звезд (отсюда крылатое выражение «под счастливой звездой»). Более того, исход болезни так же следует определять при помощи специально астрологического календаря, положением светил, а так же гаданием на различных органах жертвенных животных.

Таким образом, в основе Ассиро-вавилонской медицины лежали не научные, а религиозные представления, которые значительно тормозили ее.

То же самое отмечалось и в лечении заболеваний. Считалось, что лечение известно только богам и задача врачей состоит лишь в познании таинства богов. Отсюда и основные приемы врачевания: заклинания, молитвы, амулеты, талисманы, жертвоприношения.

При этом жрецы умело применяли и лекарства народной медицины. Врачеванием в основном занимались жрецы.

Были и светские врачи, которые занимались в основном хирургией.

Секция жертвенных животных с целью гадания по их внутренностям в некоторой степени способствовало развитию анатомии.

Общественное положение врачей в Вавилоне и Ассирии было очень высоким. Итак, 2 типа врачевателей асу и ашипу.

Врачеватель асу – чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами.

Заклинатель ашипу – со сверхъестественными силами «рукой конкретного бога демона или призрака, злыми чарами и т.п. Наряду с этим ашипу допускал, что болезни могут возникнуть и без участия богов или демонов, например в результате «удара» (инсульт) или лихорадки. Определив болезнь и ее причину ашипу до начала лечения делал прогноз. В текстах ашипу чаще всего не благоприятный «он умрет», «он не выздоровеет» и т.п. Благоприятный прогноз встречался реже. Если прогноз не был безнадежным ашипу удалялся не начиная врачевание. У ашипу даже были предостережения от лечения. Этот человек под опасным влиянием, не приближайтесь к нему. Возможно, это связано с представлениями о заразных болезнях.

Прогнозы асу как правило, оптимистичны: он выздоровеет его нужно лечить. Прогноз «он умрет» в текстах асу-ту встречается редко. Если же болезнь за пределами компетенции асу, он «не протягивал своей руки» (впоследствии это выражение появилось «Гиппократовом сборнике»). Врачевание асу было направлено на облегчение конкретных проявлений болезни. Цели его лечения были вполне реальными: остановить лихорадку и жар «отвести отеки», «заставить болезнь уйти», «успокоить выступающие сосуды рук и ног».

Асу были знатоками местной лекарственной флоры и фауны. Он использовал лечебные травы(горчица, тмин) коренья, семена (50 видов зерен), овощи лук, чеснок, салат-латук, горох, огурцы, лисья и плоды деревьев, кедровый бальзам, минеральные средства (квасцы, красный железняк, сера, соли), нефть, продукты животного происхождения (мед, воск, топленное масло, кровь мангуста, рыбий жир, скорлупа мидий, кожа козла и ягненка, экскременты птиц. В состав лекарства входило несколько компонентов (иногда более 20).

Готовые средства, при перевязках наносились на полоски из кожи и ткани, втирали с маслом в процессе массажа, использовали при полосканиях, применяли в виде порошков, пилюль, свечей и тампонов.

В отличие от асу главным в ритуале врачевания ашипу было чтение заклинаний. Иногда в процессе обряда врачевания ашипу делал из воска или глины статуэтки изображающие больного или «преследовавших» его призраков. Важное место занимали магические круги и магические числа (3,7). Он определял критические дни выздоровления или обострения болезни, которые предсказывал заранее. Набор лекарственных средств ашипу был меньше и почти всегда использование средства сочеталось с заклинаниями и магией. Неудачный исход ашипу объяснял вмешательством сверхъестественных сил. Такова воля богов. Таким образом, престиж ашипу оставался высоким.

Лекарственный состав вавилонян представляет собой довольно богатое собрание из всех царств природы: растительного, животного и минерального. Применение их происходит в самой различной форме в виде питья, микстур, паст, втираний, компрессов, ванн, клизм и т.п.

Горчица, корень солодки, льняное семя, дурман, белена, плоды и почки сливы, яблони, груши, побеги ивы, иглы сосны и пихты, финики.

Овощи: лук, чеснок, морковь, свекла.

Широко применялись масла, кисели, пивные дрожжи, солод.

Кроме того использовали рыб, внутренние органы змей, кровь животных, панцирь черепахи, пчелиный мед, молоко яйца птиц. Гипс, известняк, серу, квасцы, медь, соли свинца, натрия, асфальтовая смола.

Врачебные знания в древней Месопотамии издавна передавались устно. В старовавилонский период они все чаще стали записываться на глиняных табличках. Сборники табличек подбирались по признакам болезней или по названиям пораженных органов. Набор табличек составляло своего рода «руководство» весьма ценное для врачевателей.

Положение врачевателей при дворе было весьма почетным. Они следили за здоровьем царя, его семьи и гарема. Наиболее известных природных врачевателей иногда посылали в другие страны для лечения монархов.

Строение тела человека в древней Месопотамии не изучали (о вскрытии тел умерших в текстах не упоминается). Рассечение жертвенных животных давало лишь самое общее представление о крупных внутренних органах: печени, сердце, почках, кишечнике, желудке.

Родовспоможением занимались женщины. Согласно юридическим текстам после смерти роженицы разрешалось путем рассечения живота (т.е. кесарево сечения) спасти живого младенца. Ни в одном медицинском тексте древней Месопотамии нет упоминания о том, что мы называем оперативным лечением, нет свидетельства об удалении зуба, прижизненной операции кесарева сечения или трепанации черепа, столь распространенного в других регионах земного шара.

Гигиена

В шумере издавна выработались строгие гигиенические правила, основанные на коллективном опыте и народной традиции: не пить воду из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки. Ограничить себя в определенного вида пище. Самые строгие требования предъявлялись к жрецу: перед статуей бога шумерский жрец должен был появляться тщательно вымытым и выбритым с головы до пят (хорошая профилактика педикулеза).

Еще один памятник археологии это грандиозный водопровод длинной 48км. Он имел уклон 1:80 и покоился на арочных мостах. Один из мостов длинною 300м. Ложе водопровода устлано известняковыми плитами. Вода подавалась из водохранилищ. Однако вода была не достаточно чистой. И существовала традиция - не пить сырую воду, а употреблять вареное пиво и другие напитки. Строительство водопровода закончилось в 691г до н.э. – за 2 столетия до первого римского акведука.

 

Список литературы

1. Заблудовский П.Е. / Хрестоматия по истории медицины / М.: Медицина 1968 г. – 346 с.                            

2. Лисицин Ю.П. / История медицины: Краткий курс. Учебное пособие /
М.: «ГЭОТАР-Медиа» 2010. -592 с.

3. Сорокина Т.С. / Медицина в рабовладельческих государствах средиземноморья, пособие для иностранных студентов / М: Медицина 1979-96с.

4. Арнольд из Виллановы / Салернский кодекс здоровья / М.: Медицина, 1970-109 с.

5. Терновский В.Н. / Андреас Везалий / М.: Изд. «Наука», 1969г-240 с.

6. Богоявленский Н.А., / Индийская медицина в Древнерусском врачевании / ГИМЛ, МЕДГИЗ, 1956-81с.

7. Грибанов Э.Д. / Медицина в символах и эмблемах / М.: Медицина,1990-205с.

8. Сточик А.М., Затравкин С.Н. / Формирование естественнонаучных основ медицины в процессе научных революций 17-19 веков / М: «Шико» 2011-141с.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: