Вопрос лекции 6. Концепция реформирования бухгалтерского учета в РФ

Реформирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности - это процесс сложных, многоступенчатых преобразований в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности, обусловленных общим процессом экономических реформ в России и заключается он в разработке основных правил, норм ведения бухгалтерского учета и составления отчетности организациями, в соответствии с требованиями современной рыночной экономики. До перехода на рыночную экономику была создана система бухгалтерского учета, отвечающая требованиям плановой экономики. Для каждого из исторически значимых формаций был характерен свой учет и методика его ведения, составление финансовой отчетности. В России реформа бухгалтерского учета и отчетности имеет достаточно продолжительную историю. К созданию суверенного самодостаточного государства нового типа привела октябрьская революция 1917 года. Отличительными особенностями государства можно выделить общественную собственность, светский человек – новая ступень эволюции. В 20-80 годах пути развития учета и отчетности в России и в либерально-капиталистическом содружестве разошлись: на одном полюсе – методические указания, защита отчетов, различных смет, на другом – простор для творчества, оценки, математические модели.

На этапе перестройки, рынка, новых целей и идей в России внедрили более 20-ти бухгалтерских стандартов, а также подошли к процессу утверждения международных стандартов финансовой отчетности (далее-МСФО). В 1998 году Правительство России поставило задачу, привести систему бухгалтерского учета в течение двух лет в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО, что и является основной целью реформирования учета и отчетности. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- формирование систем национальных стандартов учета и отчетности;

- оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении управленческого учета;

- обеспечение взаимосвязи реформ бухгалтерского учета и финансовой отчетности в России с основными тенденциями гармонизации международных стандартов.

Стандартизация процедур учета проводится Комитетом по МСФО, (International Accounting Standards Committee или сокращенно - IASC), унификация - посредством разработки и публикации МСФО (International Accounting Standards или IAS). Для реализации реформ приведения российской системы учета и отчетности в соответствие с требованиями современной экономики, а также международными стандартами, можно выделить три направления: совершенствование правового регулирования, формирование нормативной базы, международное сотрудничество – и это все дает приведение роста системы. Одним из важных аспектов в процессе реформирования является обеспечение стабильности в развитии национальной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Основная задача заключается в том, что необходимо создать условия последовательного, успешного и полезного выполнения учетной системой присущих ей функций. С этой целью необходимо сформировать:

- модель взаимодействия системы бухгалтерского учета и налогообложения;

- пересмотр способов оценки активов и обязательств;

- обеспечение открытости бухгалтерской отчетности;

- обеспечение отсутствия противоречий между российской системой бухгалтерского учета и мировым подходам к ведению бухгалтерского учета.

Основным этапом реформирования учета и отчетности в соответствии с МСФО стало создание системы нормативного регулирования с разработкой новых и уточнением старых стандартов, внедрением их в практику. И значительную роль в реформировании российского учета играет Федеральный закон «О бухгалтерском учете», который имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в России и:

- устанавливает общие правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

- повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для всех организаций;

- обязывает юридические лица вести бухгалтерский учет;

- приравнивает статус норм бухгалтерского учета к статусу норм прочего законодательства.

Таким образом, переход на МСФО предполагал способствовать наделению отчетности важными характеристиками, такими как понятность, надежность, а также то, что организациям больше не надо согласовывать внутренний и внешний учёт. Учитывая современную российскую специфику, часть информационного учетного пространства, консолидирующего финансовый и управленческий учет в одну систему, есть стратегический учет, который позволяет обеспечить комплексный подход к распознаванию и решению проблем. Основным же преимуществом перехода на МСФО становится увеличение притока в страну инвестиций. Но, несмотря на проделанную работу государственными органами, реформирование бухгалтерского учета и отчетности шло достаточно медленно, что можно объяснить рядом причин, такими как: инфляция, кризис неплатежей, отставание в разработке нормативно-правовых актов, нестабильность налогового законодательства. Не менее важной причиной являлось непонимание бухгалтерами необходимости перехода к применению МСФО.

В конце 1990-х - в начале 2000-х гг. произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета. В целях установления приоритетных направлений развития учета и финансовой отчетности была одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (Приказ Министерства финансов от 01.07.2004 г. №180). Данная концепция определяла, что развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям: повышение качества информации, формируемой в учете и отчетности; усиление контроля качества бухгалтерской отчетности и иные направления. Нужно отметить, что начиная с 2010 г. процесс реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с МСФО значительно активизировался. В целом можно сказать, что переход на МСФО способствует превращению экономики России в эффективно составляющую мировой хозяйственной системы, участие в международной экономической интеграции и вовлечение России в комплекс мирохозяйственных связей. Однако существуют и серьёзные барьеры на пути распространения МСФО, одним из которых, остаётся необходимость обучения учётных работников, что требует значительных затрат, как материальных, так и временных. Но также не следует забывать, что МФСО — это сложный, процесс, который должен происходить в соответствии с темпами развития экономической реальности в России. В заключении хотелось бы отметить, что переход на МСФО может повлечь за собой как положительные, так и отрицательные последствия для организаций. Среди положительных аспектов можно выделить повышение прозрачности финансовой отчетности, увеличение возможностей для анализа деятельности организаций и облегчение доступа к международным рынкам капитала. К отрицательным факторам можно отнести сложность перехода, рост управленческих затрат, трудности трансформации бухгалтерской отчетности и другие факторы. Таким образом, следует отметить, что процесс реформирования российского бухгалтерского учета и финансовой отчетности характеризуется своей собственной историей, этапами реформирования. А проблемы, связанные с реформированием, требуют своего разрешения не только со стороны государственных органов, но и со стороны профессионального сообщества бухгалтеров, что и будет являться успешной реализацией реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

В приказе Минфина России от 07.06.2017 № 85н отмечается, что за 2019-2021 гг. должны быть приняты 14 новых нацио­нальных стандартов - федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ), в 4 действую­щие в настоящее время ПБУ будут внесены существенные изменения. Если действующие в настоящее время ПБУ разрабатывались и вводились в действие в течение последних 20 лет, то в соответствии с вышеперечисленным приказом в ближайшие два-три года половина новых ФСБУ должна заменить существующие ПБУ, остальные стандарты для национальной системы учета будут совершенно новыми.

Необходимо отметить принципиальные изменения в подходах к обсуждению проектов ФСБУ, которые предполагают значительную степень вовлеченности в эти процессы про­фессионального сообщества и всех заинтере­сованных лиц. Для разработки новых ФСБУ привлечены такие негосударственные органи­зации, заинтересованные в регулировании сис­темы бухгалтерского учета, как Фонд развития бухгалтерского учета «Национальный негосу­дарственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» (Фонд «НРБУ «БМЦ»), Институт профессио­нальных бухгалтеров России (ИПБР), Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (Фонд «НСФО»), Российский союз аудиторов (РСА) и другие. Вместе с тем в процессе разработки ФСБУ предусматриваются общественные об­суждения всех проектов стандартов с после­дующим учетом поступивших замечаний и предложений. Предложения и замечания мо­жет также направлять любое физическое или юридическое лицо.

Однако, не только подсистема финансо­вого учета требует неотложных мер по ее ре­формированию, в профессиональном сообще­стве активно обсуждаются вопросы, связанные с совершенствованием такой подсистемы бух­галтерского учета, как управленческий учет, который предназначен исключительно для внутренних пользователей и обеспечивает ин­формацией управленческий персонал на раз­ных уровнях управления финансово-хозяйственной деятельностью организации.

Разработка и внедрение подсистемы управленческого учета обусловлено требова­ниями современного состояния экономики, определяется ее динамичностью и высокими скоростями протекающих изменений. К сожа­лению, в нормативных документах, регламен­тирующих процессы в системе бухгалтерского учета, отсутствует признание подсистемы управленческого учета. Однако, для того что­бы эффективно управлять организацией управленческий персонал должен получать всю необходимую и достоверную информа­цию о текущей деятельности организации в оперативном режиме.

Перечень контрольных вопросов по теме лекции:

1. Каким образом формулируется определение бухгалтерского учета?

2. В чем состоят основные задачи бухгалтерского учета?

3. Кто является основными пользователями бухгалтерской информации?

4. Какие существуют принципы и допущения ведения бухгалтерского учета?

5. Что является нормативной основой организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации?

6. Какие существуют уровни нормативного регулирования?

7. Какие нормативные документы по бухгалтерскому учету являются обязательными, какие – рекомендательными?

8. Какие особенности современного этапа развития  систе­мы бухгалтерского учета?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: