Понятие науки. Основные характеристики научного знания

Лекция 1. Наука и научные исследования

1. Понятие науки

2. Основные характеристики научного знания.

3.Классификация наук.

4.Связь понятий «исследование», «эксперимент», «опыт», «анализ», «обследование»

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1.Основные черты современной науки

2. История развития науки (для группы

3. Развитие научных исследований в России

4. Развитие научных исследований  за рубежом.

5.  Организация науки в РФ. Ученые степени и ученые звания

Введение:

Человека разумного, мыслящего (homo sapiens) всегда интересует результат его деятельности (бытовой, профессиональной, политической и т.д.). Анализируя этот результат, он испытывает страх или радость, удовлетворение или неудовлетворение. В любом случае у человека возникает необходимость объяснить, почему именно такой результат. Процедуру объяснения процесса получения результата и факторов, сопутствующих ему, с определенной долей условности можно назвать исследовательской деятельностью человека.

Другими словами, на протяжении своего развития человек наряду с различными видами деятельности, обеспечивающими ему физическое, физиологическое, психическое, социальное и духовное здоровье, постоянно занимается исследовательской деятельностью. Ибо стремление к познанию, к исследованию заложено в человеке природой и проявляется с раннего возраста, проходит через всю его жизнь, помогая ему осваивать окружающий мир и находить свое место в нем.

Пятилетний ребенок, строя дом из кубиков, анализирует, почему кубики распадаются, и при каких условиях они будут твердо держаться. Школьник или студент, решая учебную задачу, учится делать суждения о фактах и явлениях. Астроном, наблюдая ночное небо, открывает новые звезды. Химик, соединяя различные вещества в пробирке, наблюдает, вычисляет, анализирует и, наконец, открывает новый процесс или вещество. Врач, прежде чем лечить, диагностирует пациента. Ученый обобщает, систематизирует накопленные знания. Как видно из примеров, исследовательская деятельность человека может быть организована либо на эмпирическом, либо на научном уровнях.

Многие люди по мере накапливания жизненного опыта начинают верить в свою непогрешимость. Это нередко приводит к тому, что человека перестают занимать и интересовать окружающие его явления. Он перестает принимать другие способы изучения и познания себя, других, живой природы и т.д. Переоценка правильности своих суждений для любого человека образует множество проблем, ведет к снижению его интеллектуального потенциала и нередко к деградации, в лучшем случае – к закреплению определенных стереотипов мышления, поведения.

Таким образом, исследовательская деятельность человека нужна ему не только для объяснения тех или иных явлений окружающей действительности, но и для выбора конструктивных способов взаимодействия с самим собой, с другими, с природой, с продуктами человеческой деятельности.

Азы исследовательской деятельности постигаются в школьные годы в процессе обучения, а также в специально организованной научной деятельности учащихся – членов НОУ, которая в последние годы широко распространилась в массовой школе и учреждениях профессионального образования.

Студентов колледжей и вузов приобщают к самостоятельной творческой деятельности, формируя у них умения и навыки ведения учебно-исследовательской работы. За период обучения каждому студенту приходится выполнять различные творческие и научные работы, в том числе – доклады, рефераты, контрольные, курсовые, дипломные и т.д. Причем все виды работы отличаются друг от друга степенью трудности и объемом. Одни работы предполагают лишь обзор и критическую оценку имеющихся научных источников, другие являются результатом исследовательской деятельности, третьи представляют собой результат творческого решения объективной проблемы.

В профессиональной деятельности многих специалистов исследовательская деятельность имеет непреходящее значение.

Исследования в профессиональной деятельности инженеров. инженер-технолог, инженер-конструктор, инженер-проектировщик, инженер нефтяной и газовой промышленности

Например, Инженер-технолог по добыче нефти и газа — это специалист, который разрабатывает требования и документы для систем добычи углеводородов и способов их подъема на поверхность, занимается созданием моделей эксплуатационных скважин и регламентной технологической документации для оптимизации добычи и повышения коэффициента эксплуатации всех систем добычного комплекса, совершенствует систему разработки через комплексную систему геолого-технических мероприятий, является ответственным за концептуальные стандарты и технологические требования при заканчивании, освоении и эксплуатации скважин, подготавливает программу работ, направленных на увеличение добычи нефти, таких как: капитальные ремонты скважин, внутрискважинные работы, ГРП, кислотные обработки.

Исследовательские умения необходимы и руководителям различных учреждений. Эффективное управление зависит от того, умеет ли руководитель научными методами получать, анализировать и использовать информацию для принятия управленческих решений.

В каждом виде деятельности (учебной, профессиональной, управленческой и т.д.) научные исследования имеют свою специфику.

Понятие науки. Основные характеристики научного знания

Понятие «наука» тесно связано с глаголами «научиться», «научаться». В русском языке эти глаголы обозначают действия людей, направленные на процесс получения ими новых знаний. Отталкиваясь от определения слова «знание» – проверенный практикой результат познания действительности, вернее, её отражение в мышлении человека – мы можем говорить о том, что знание представляет собой не что иное, как совокупность сведений об окружающем и внутреннем мире, которые накапливает человек или социум в ходе восприятия информации. Эти сведения черпаются либо из непосредственного наблюдения, либо от других людей, либо с помощью источников, зафиксированных на различных носителях (книги, видео, аудио записи, картины, гравюры и т.д.), либо приобретаются чувственным путем. Накопленные сведения человек истолковывает, систематизирует, хранит и передаёт другим, используя для этого определённые логические операции.

В процедуре получения знания важным является способ его получения. С одной стороны, человек, наблюдая за окружающей действительностью и используя органы чувств (слух, обоняние, осязание и т.д.), воспринимает сведения и интуитивно может их соединять, сопоставлять, выявлять определённые закономерности об окружающем его мире. Для того чтобы использовать полученные таким образом знания в повседневной жизни, человеку на собственном опыте необходимо убедиться, что огонь жжется, т.е. вызывает боль, что в холодную погоду надо тепло одеваться, что какие-то действия необходимо предпринять, чтобы отправить письмо и т.д. Накопленное этим способом знание можно назвать «знанием здравого смысла» или имплицитным знанием. При этом необходимо помнить, что имплицитное знание может выражаться в тех или иных практических умениях, которые человек не всегда может описать словами, не всегда может найти объяснение, почему и как возникло это умение и чем оно характеризуется. Для накопления такого рода знаний человеку необходимо много времени.

Другим чрезвычайно важным и более экономичным по времени способом приобретения знаний является научный способ, т.е. научное познание. Отличие обыденно-практического мышления от научного состоит в том, что оно (обыденно-практическое) стремится к установлению свойств, связей и отношений наблюдаемой реальности, подвергает логическому обобщению информацию о явлениях, процессах и вещах, вовлекаемых в сферу практической и познавательной деятельности, но не систематизирует эти знания, не превращает их в определенные законы и закономерности. С помощью таких обобщений, включающих воображение, и выдумки, человек осваивал окружающий его мир, формировал общие представления о вещах и явлениях, которые впоследствии образовывали тот или иной исторический тип мировоззрения. Обыденно-практическое сознание, в определенной степени, придает логическую структуру знаниям, что свидетельствует о единстве чувственного и рационального моментов познания. Однако эти знания не отличаются системностью, методичностью, не включают в себя известную случайность, а в содержательном аспекте менее глубоки и отражают внешние проявления объекта. Кроме этого необходимо отметить, что научное знание отличается от знания, происходящего из мифов, случайных наблюдений, интуиции, веры, здравого смысла тем, что оно имеет свои атрибуты, методы получения, обработки и систематизации информации, выделения существенных признаков, факторов и т.д., описывающих то или иное явление. Обратимся к понятию «наука» и его трактовке раз-личными источниками.

Согласно «Философскому энциклопедическому словарю», наука (греч. – episteme, лат. – scientia) – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не во все времена и не у всех народов. Здесь же сказано, что родоначальниками науки как отрасли культуры, выполняющей самостоятельную функцию, были греки, передавшие ее в качестве особого идеала культурной жизни европейским народам.

В другом источнике, «Кратком словаре по социологии», наука рассматривается как социальный институт, обеспечивающий производство, накопление знания, а также использование его в практической деятельности; одна из форм общественного сознания. При этом в словаре указано, что от других форм общественного сознания (мифов, религии, эмпирических наблюдений) науку отличает объективность характерных для нее форм отражения реальности, т.е. относительная истинность знания, а также средства его целенаправленного достижения. Таким образом, согласно вышеупомянутому источнику, наука рассматривается и как форма общественного сознания, и как социальный институт.

Отдельные авторы, определяя понятие науки, сосредотачивают свое внимание на различных сторонах данного понятия. Например, по утверждению американского исследователя А. Исаака, наука – это социальная активность, охватывающая нескольких или многих ученых, анализирующих и подвергающих друг друга проверке и критике с целью продуцирования более достоверного знания. Сформулированное А. Исааком определение науки указывает на такие ее стороны как эмпиричность, проверяемость, а также фиксирует в ней деятельностную природу. В целом же наука рассматривается им как социальный институт.

Деятельностная сторона науки просматривается и в определ-нии, данном Е.В. Бережновой и В.В. Краевским. Ученые утверждают, что наука – это «не только сумма знаний и, тем более, готовое знание, но и деятельность, направленная на достижение знания».

Определяя деятельностную природу науки, следует иметь в виду, что в отличие от других видов человеческой деятельности, результат которых априорно известен заранее, научная деятельность дает приращение нового знания и выступает как сила, постоянно развивающая другие виды деятельности.

Например, от эстетического (художественного) освоения действительности, носителем которого является искусство, т.е. ее образное отображение, науку отличает стремление к логическому, максимально обобщенному объективному знанию. И если искусство можно охарактеризовать как «мышление в образах», то науку – как «мышление в понятиях». Отсюда можно сделать вывод о том, что искусство преимущественно направлено на развитие чувственно-образной стороны творческих способностей человека, а наука – интеллектуально-понятийной. Однако эти различия не означают, что между наукой и искусством существует непереходимая грань, их объединяет творчески-познавательное отношение к действительности.

Сложный характер имеет взаимосвязь между наукой и философией как специфическими формами общественного сознания. Считается, что философия всегда в той или иной мере выполняет по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации его результатов. Но и философию, и науку объединяет стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности своих выводов.

 

Наука как общественная форма сознания коренным образом отличается от таких форм, как мифология и религия, в основе которых лежит вера в сверхъестественные начала.

Анализ различных источников позволяет дать обобщенное определение понятию «наука»это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, способствующих прогрессивному развитию человека, общества, природы, техники, технологий во всех сферах бытия.

Наука – это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате социально-экономической деятельности. Это синтез организованной особым образом познавательной деятельности и ее результатов.

Под особым образом познавательной деятельности понимается методологические и мировоззренческие принципы, обеспечивающие научный подход к выбору, постановке и реализации исследования. Термин наука применяется также и для обозначения отдельной области знаний.

Основная цель науки – познание объективного мира (теоретическое отражение действительности) и воздействие на окружающую среду с целью получения полезных обществу результатов. Наука поддерживается и развивается в результате исследовательской деятельности общества.

 Научное исследование – это форма существования и развития науки. Структуру организации научных исследований целесообразно представить в виде четырех компонентов

первый - общие вопросы научных исследований (теория, методология и методы);

второй – процессы научных исследований (формы, методы и средства познания);

третий – методика научных исследований (выбор конкретных форм, методов и средств, эффективных для соответствующей области науки или отрасли профессиональной деятельности);

четвертый – технология научных исследований (совокупность знаний о процессах научных исследований и методике их выполнения);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: