Основные характеристики научного знания

Сущность данного понятия позволяет выделить следующие характеристики научного знания: эмпиричность, эмпирическая проверяемость, ненормативность, передаваемость, общность, объяснительный характер, временность.

Под эмпиричностью (от греч. еmperia – опыт) понимается основанность научного знания на наблюдении и практическом опыте. Исследователь, используя органы чувств, может наблюдать действительные проявления изучаемых феноменов внешнего мира и зафиксировать их с определенной точностью, насколько это позволяют органы чувств. Эмпиричность как черта знания может использоваться при аккумуляции знания здравого смысла, и это объединяет его с научным знанием. Другие виды знания (мифологический, теологический, идеалистический) воспринимаются как заданные (готовые) и не обладают эмпиричностью.

Эмпирическая проверяемость (верификация) характеризует только научное знание. Сущность данной черты научного знания заключается в том, что любое утверждение (например, «данное явление вызвано к жизни таким-то явлением») необходимо неоднократно проверить на основе серии наблюдений в условиях эксперимента. В отличие от знания здравого смысла, которое чаще всего проистекает от случайных (несистематических) наблюдений и может не иметь определенной ценности, научное знание ее имеет и требует тщательной систематической проверки и повторения. Исследователь, наделенный научным складом ума, рассматривая те или иные изучаемые явления, обязательно проверит все предположения. Хотя доказать абсолютную истинность какой-то гипотезы часто бывает невозможным.

Ненормативность как черта научного знания заключается в том, что новое знание, полученное в результате научного исследования, не может оцениваться через такие категории как «хорошо» или «плохо». Оно, прежде всего, констатирует наличие (отсутствие) того или иного факта (феномена), а также может устанавливать наличие или отсутствие связей между различными явлениями и фактами. Любое научное открытие – это факт. Оценочный оттенок появляется тогда, когда данное открытие, изобретение индивид или сообщество собираются использовать на практике. Например, открытие атома – это научный факт, а как его использовать – в мирных или военных целях – это категория нравственности, оценочная категория. На этот счет французский социолог Э. Дюркгейм сделал следующее замечание: «наука, как и искусство, и промышленность, находится вне нравственности». Хотя, частично соглашаясь с Э. Дюркгеймом, нельзя категорично утверждать, что любое эмпирическое исследование проводится в полностью бесценностном вакууме. Ценности, разделяемые исследователем, как правило, лежат в основе выбора предмета исследования. Кроме того, от исследователя и его ценностных установок зависит чистота проводимого эксперимента.

Передаваемость науки. Для того чтобы знание было передаваемым, исследователь в своих научных трудах должен четко определить, какие именно данные собраны и как они анализировались. Ясное описание процедуры исследования позволяет другим исследователям не только оценить полученную информацию, но и проверить ее, подтверждая другими методами исследования или, используя методологию автора труда, провести аналогичное исследование на другом объекте.

Таким способом происходит накопление теоретического знания, проверенного практикой исследований. Другие формы знаний (мифологического, имплицитного и т.д.) строятся, в большей степени, на вере и не предполагают использование методологии и методики.

Обобщающий характер научного знания. Ценность научного знания заключается в возможности обобщений, ибо для описания тех или иных явлений предпочтительно обобщенное, нежели частное знание, т.к. оно учитывает более широкую сферу распространенности явления и, в конечном итоге, помогает лучше понять мир и окружающие нас события.

Объяснительный характер научного знания. Объяснение – это важнейшая цель любой теории, претендующей на научность. Объясняющее знание важно, поскольку оно стремиться к выявлению причины возникновения того или иного явления. Более того, оно является основой для прогноза, предсказания, применения объяснения к событиям в будущем. И чем менее противоречивы объяснения различных теорий, подходов, тем больше знание приближается к истине.

Временность. Любое научное знание, сколь бы тщательно и продуманно ни строились научные исследования, не может претендовать на конечность (окончательность), полноту. С развитием жизни, отдельных ситуаций знание о них постоянно дополняется. Хотя это не означает, что знания непременно устаревают и от них необходимо отказываться. Смена старого и становление нового знания является непрерывным процессом прогрессивного развития науки и научного мышления. Приведем примеры. До Коперника мыслительная деятельность протекала в одной системе координат. Она всецело базировалась на идеях и представлениях геоцентрической картины мира. Появление на свет сочинения Коперника «Об обращениях небесных сфер» (1543) позволило по-иному взглянуть на картину мира. На смену догматического мышления, господствовавшего на протяжении предыдущего тысячелетия, пришли новые идеи, новые представления о мироздании. Идеи о расположении Земли относительно Солнечной системы легли в основу создания гелиоцентрической картины мира. В дальнейшем эти идеи были развиты Кеплером и Галилеем. Современная наука так же подвижна. Рождаются новые идеи, новые парадигмы рассмотрения тех или иных явлений и, соответственно, появляются новые технологии. Движущим фактором развития научного мышления, как правило, выступает обнаружение несоответствия между существующими знаниями и новыми фактами.

Кумулятивность – способность науки суммировать в концентрированном виде свои прошлые достижения, уточнять, переосмысливать их. Накопление знания в виде фундаментальных законов, открытий, изобретений, научных выводов и т.д. является основой для дальнейшего развития науки и прогресса в целом.

С возникновением науки как специфической деятельности, ориентированной на производство и воспроизводство объективного знания, адекватно отражающего суть реальных связей и отношений и глубинные причинно-следственные зависимости объектов, формируется соответствующий ей тип мышления – научное мышление. Следовательно, научное мышление представляет собой продукт сложного познавательного процесса, включающего в себя выделение объекта и предмета исследования, формулировку гипотез, использование логических приемов и методов, а также специального языка.

В каждом научном исследовании мыслительные действия исследователя направлены на познание глубинной сущности реального изучаемого явления, связей и отношений его сторон, процессов, происходящих в данном явлении, законов его существования и развития, связей и взаимосвязей с другими явлениями и т.д.

Наука как высшая форма познания осуществляется и развивается на основе научного исследования.

  Научное исследование имеет свои атрибуты (категориальный аппарат). К его категориям относятся: объект и предмет, цели и задачи, гипотезы, проблемная ситуация, характеризующаяся противоречиями, вызывающими к жизни конкретное научное исследование. И, как ранее уже указывалось, научное познание осуществляется на основе точных методов установления, отбора, обобщения информации, необходимой для генерации нового знания.

Научные исследования делятся на различные виды и уровни.

По своей направленности и непосредственному отношению к практике научные исследования принято подразделять на фундаментальные и прикладные, теоретические и эмпирические. Задачей фундаментальных научных исследований является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы и структуры изучаются в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможному использованию. Непосредственная цель прикладных исследований – применение результатов фундаментальных исследований для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Как правило, фундаментальные исследования опережают прикладные, создавая им теоретическую базу. Элементами эмпирического исследования являются факты, получаемые с помощью наблюдений, экспериментов и других методов и констатирующие качественные и количественные характеристики изучаемых объектов и явлений. Теоретические исследования предполагают открытие законов и закономерностей, дающих возможность идеализированного описания и объяснения эмпирических ситуаций.

Уровневый подход позволяет зафиксировать следующую структуру научных исследований:

- макроисследования (изучение глобальных проблем человечества, разработка универсальных законов и закономерностей, изобретательская деятельность мирового значения и т.д.). Как правило, эти исследования носят теоретический характер, либо их результатом является какое-то открытие. Этот уровень научных исследований ориентирован на выявление механизмов действия законов, форм их проявления, тенденций цивилизационных явлений и т.д.; и

- микроисследования (изучение локальных, конкретных явлений, отдельных сторон возникающих жизненных проблем, т.е. получение конкретной, точной, развернутой информации относительно тех или иных явлений и процессов, подвергающихся исследованию). Исследования такого уровня называются эмпирическими.

Макро- и микроисследования имеют определенные «опасности» в плане получения нового научного знания. При проведении макро-исследований нередко возникает опасность отрыва от жизненных обстоятельств, микроисследования же, наоборот, «грешат» изобилием бессистемной информации, которая может дезориентировать не только исследователя, но и пользователя полученной научной информацией. Поэтому начиная с середины ХХ столетия ученые предпринимают попытки соединения макро и микро уровней исследования, вводя третий уровень

- мезоуровень, при котором научная информация, полученная в результате эмпирического исследования, систематизируется и анализируется на основе всеобщих законов и закономерностей, проверенных опытом. И наоборот, анализируя информацию, полученную в результате эмпирического исследования, исследователь может подвергнуть сомнению отдельные, ранее сформулированные, научные выводы.

 

 

Классификация наук.

Наибольшую известность в ученой среде получила классификация наук, данная Ф. Энгельсом в работе «Диалектика природы»[9]. Исходя из развития движущейся материи от низшего к высшему, он выделил механику, физику, химию, биологию, социальные науки[10]. На этом же принципе субординации форм движения материи основана классификация наук отечественного ученого Б.М. Кедрова. Он различал шесть основных форм движения материи: субатомно-физическую, химическую, молекулярно-физическую, геологическую, биологическую и социальную.

В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода познания различают науки:

1) о природе – естественные;

2) об обществе – гуманитарные и социальные;

3) о мышлении и познании – логика, гносеология, эпистемология и др.

В классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования, разработанных научно-методическими советами – отделениями УМО по направлениям образования, выделены:

1) естественные науки и математика (механика, физика, химия, биология, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.);

2) гуманитарные и социально-экономические науки (культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговедение, история, политология, психология, социальная работа, социология, регионоведение, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура, коммерция, агроэкономика, статистика, искусство, юриспруденция и др.);

3) технические науки (строительство, полиграфия, телекоммуникации, металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, геодезия, радиотехника, архитектура и др.);

4) сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехника, ветеринария, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.).

Обратим внимание на то, что в данном классификаторе технические и сельскохозяйственные науки выделены в отдельные группы, а математика не отнесена к естественным наукам.

Некоторые ученые не считают философию наукой (только наукой) либо ставят ее в один ряд с естественными, техническими и общественными науками. Это объясняется тем, что она рассматривается ими как мировоззрение, знание о мире в целом, методология познания либо как наука всех наук. Философия, по их мнению, не направлена на собирание, анализ и обобщение фактов, обнаружение законов движения действительности, она лишь пользуется достижениями конкретных наук. Оставив в стороне спор о соотношении философии и науки, отметим, что философия все же является наукой, обладающей своими предметом и методами исследования всеобщих законов и характеристик всего бесконечного в пространстве и времени объективного материального мира[14].

В номенклатуре специальностей научных работников, утвержденной Министерством науки и технологий РФ 25 января 2000 г., указаны следующие отрасли науки: физико-математические, химические, биологические, геолого-минералогические, технические, сельскохозяйственные, исторические, экономические, философские, филологические, географические, юридические, педагогические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные, искусствоведение, архитектура, психологические, социологические, политические, культурология и науки о Земле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: