Темы, которые могут быть предложены клиенту или группе в ходе натурной съемки

В ходе проведения натурной съемки на ту или иную тему участники группы могут иногда работать совместно, создав пары или микрогруппы.

В некоторых случаях с лечебно-реабилитационной и развивающей целью бывает очень полезно провести съемку в определенной природной или социокультурной среде. Так, например, съемка на природе сама по себе способна обеспечить сенсорную стимуляцию, вызвать положительные эмоции и эстетические переживания. Съемка может производиться и в среде, связанной с проблемами участников занятий. Такая работа может быть чревата социальной конфронтацией и переживанием сложных чувств, что в определенных случаях также оказывается весьма полезно, помогая, например, клиенту осознать природу социальных связей, особенности своего отношения к тем или иным людям, общественным институтам и культурным явлениям.

Особо следовало бы сказать о ценности использования визуально-нарративного подхода в рамках занятий психотерапевтической фотографией. Визуально-нарративный подход в психотерапии предполагает сочетание какого-либо визуального материала (фотографий, рисунков, видеозаписей) с повествованием. В одних случаях такое повествование представляет собой развернутый комментарий автора к фотографии или рисунку; в других случаях это может быть созданный клиентом литературно-художественный текст. Достоинства визуально-нарративного подхода заключаются в возможности глубокой, всесторонней, предполагающей активность самого клиента проработки психологического материала. Это позволяет клиенту самому раскрыть значение визуального образа, найти определенные логические связи между элементами образа или несколькими рисунками, организовать свой опыт и т. д. Визуально-нарративный подход иногда может быть использован в качестве средства психологической самопомощи. В качестве примера подобной работы можно рассматривать ведение дневника, включающего фотографии, рисунки и описания разных событий или размышления автора.

Под нарративом (повествованием) в современной психотерапевтической практике нередко понимают использование таких форм работы, когда клиент создает свой способ описания жизненного опыта и имеющихся у него проблем, иными словами, применяет или создает собственный дискурс. В отличие оттрадиционого клинического или психотерапевтического интервью, в рамках нарративного подхода предполагаеся, что клиент «ведет» беседу, а специалист присоединяется к его дискурсу, т. е. фактически начинает говорить на его «языке».

Визуально-нарративный подход тесно связан с постмодернистским пониманием дискурса как такого способа визуальной и вербальной коммуникации с соответствующей ему системой значений, которая тесно связана с культурными и социальными условиями жизни людей. В практической работе психотерапевта или психолога следование визуально-нарративному подходу предполагает создание клиентом своей личной «истории» (или «истории» о других, в частности, воображаемых персонажах). Такая работа способствует возникновению у клиента ощущения полноты бытия и позволяет терапевту проникнуть в его целостное мировосприятие и увидеть связь его личной истории с культурным контекстом.

Большое значение в рамках визуально-нарративного подхода придается возможности рефрейминга и изменения системы значений визуальных образов, т. е. фактическому «переписыванию» представленной на фотографиях личной истории клиента. Использование нарративных приемов обеспечивает психологическую целостность клиента, а во многих случаях – также изменение и развитие его образа «Я». При этом следует учитывать, что в рамках визуально-нарративного подхода психологическая идентичность клиента рассматривается и как реальный, исторический феномен, и как конструкт (Leiblich et al., 1998). Идентичность, таким образом, формируется не только за счет интеграции личного опыта, но и благодаря использованию тех «строительных блоков», которые предоставляет культура.

Исходя из сказанного, можно признать, сколь важно при обсуждении фотоматериала стимулировать клиента к применению тех форм описания своего опыта, которые представляются ему более естественными и близкими. Психотерапевт также иногда может предлагать клиенту выполнить специальные задания, такие, например, как художественные описания, составление подписей к фотографиям или фото-плакатам и т. д.

Как при использовании готовых фотографий, так и при активном создании клиентом или участниками группы какого-либо визуального материала ведущий занятий может также попросить их, взяв фотографии домой, подобрать к ним тот или иной текст из художественной, философской литературы, поэтических сборников и т. д.

Интерпретация и вербальная обратная связь являются важнейшим фактором психотерапевтического воздействия фотографии, основная задача обсуждения заключается в том, чтобы помочь клиенту или участникам группы в понимании их внутреннего мира – чувств, потребностей, внутренних конфликтов и т. д.

Интерпретацию и вербальную обратную связь можно отнести к «интервенциям, направленным на смыслообразование» (Болл, 2000).

М. Барби (см. статью в данном сборнике) пишет о трех стратегиях исследования, используемых им при психотерапевтическом обсуждении фотографий – проясняющей, раскрывающей и трансформативной.

Психотерапевтические факторы, обеспечивающие лечебно-коррекционное и здоровьесберегающее воздействие занятий фотографией:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: