II. Установление монополии большевистской власти. Борьба с церковью

Политические процессы в УССР, Донецком регионе в годы НЭПа.

а) Социально-экономическая ситуация в УССР после завершения гражданской войны.

б) Установление монополии большевистской власти. Борьба с церковью.

в) Участие УССР в образовании СССР

г) Политический аспект политики украинизации.

в) Административно-территориальные изменения. Ликвидация Донецкой губернии.

 

I. Социально-экономическая ситуация в УССР после завершения гражданской войны.

 

        Гражданская война закончилась огромными людскими и материальными потерями. Общий государственный ущерб оценивался в 50 миллиардов золотых рублей. В ходе Гражданской войны от голода, болезней, террора и в боях погибло (по различным данным) от 8 до 13 млн человек, в том числе около 1 млн бойцов Красной Армии. Численность населения Донбасса уменьшилось на две трети. В 1916 г. в Донбассе насчитывалось 295 тыс. шахтеров, к началу 1921 г. их число уменьшилось до 130 тыс. Людей косили эпидемические заболевания. В марте 1920 г. в Донбассе было зарегистрировано 30,6 тыс. случаев заболевания сыпным тифом. В августе появились очаги заболевания холерой, дизентерией, брюшным тифом. И без того тяжелое материально-бытовое положение людей продолжало ухудшаться. Жизненный уровень рабочих снизился примерно в 3 раза.

       В семь раз снизились темпы промышленного производства, транспорт страны находился в полном упадке. Объемы добычи донецкого угля составляли 22% от показателей 1913 г. Если в 1916 г. добывался 1700  млн. пудов угля, то в 1920 г. - всего 273 млн., то есть, в 6,2 раза меньше. Из 3269 шахт работали 893. Из 284 мелких шахт работали 156, требовало ремонта 2376. В стране усугубился топливный голод. Угля в январе1921 г. было добыто 12% от потребностей народного хозяйства. Был парализован железнодорожный транспорт. Доля угольного топлива составляла около 5%. Из-за отсутствия угля прекратилась эксплуатация 700 паровозов. В 1920 г. На предприятиях Юга производилось: стали – 1,7%, проката – 1,8%, промышленное производство упало до 4-20 % от уровня 1913. Металлургия производила столько металла, сколько его выплавляли при Петре I. Материальный ущерб, причиненный ж.-д. транспорту составил более 4 млрд. рублей золотом. Грузооборот сократился более чем в четыре раза. В украинских губерниях было разрушено иповреждено свыше 4000 мостов, среди которых имевшие особо важное значение – мосты через Днепр - два киевских моста, Черкасский, Кременчугский и Днепропетровский. Было выведено из строя более 80% ж.-д. сети, разрушено 90% локомотивного, 80% вагонного парка, свыше 400 паровозных депо и мастерских, около 3000 стрелочных переводов, более 5000 гражданских сооружений. Количество «больных» паровозов в Донбассе перевалила за 60% от их общего количества. Были разобраны некоторые железнодорожные участки, в т.ч. и сквозные: Горловка — Очеретино. На участке Красный Лиман-Славянск-Никитовка были разрушены все мосты, Сильно пострадала связь: было расхищено 186 тысяч километров телефонных проводов, свыше 5000 телеграфных и телефонных аппаратов. Сельскохозяйственное производство в УССР сократилось на 40 %. В Донбассе валовой сбор зерна в 1920 г. составил 38,5% от уровня 1913 г. 

       Продолжал свою борьбу Махно. Преследуемые кавалерийскими и броневыми частями Красной Армии, махновцы собрались 21 июля 1921 г. на совещание в селе Исаевка Таганрогского уезда. Обсуждался вопрос: в каком регионе продолжить борьбу? Ранее Махно сделал рейд по донецким и поволжских степях. Но в условиях приближавшегося голода политическая активность крестьянства уменьшилась практически до нуля. Никем не поддержанный, Махно вынужден был повернуть тачанки на Запад. Он пересек сначала Днепр, а затем Днестр и оказался в Румынии.

       В 1921—1922 годах страну охватил небывалый в истории голод. В РСФСР он бушевал в 35 губерниях с населением 90 млн. человек. Больше всего засуха поразила регионы Украины и Поволжье России. Почти четверть населения страны оказалась на грани голодной смерти. В Украине особенно пострадали Екатеринославская, Донецкая, Запорожская, Николаевская, часть Одесской губерний. На Украину прибыло 439 тыс. беженцев. В Донецкой губернии голодом были охвачены практически все населенные пункты. Но больше всех пострадал Мариупольский уезд. В самом Мариуполе за первые шесть месяцев 1922 г. на 281 родившегося пришлось 2 931 умерших. В Юзовском уезде за аналогичный промежуток времени родилось 854, а умерло 2 194 человека. Несмотря на критическую ситуацию с продовольственным обеспечением, в Донбассе собирались средства для помощи голодающим Поволжья. После проведения спектаклей, концертов и благотворительных вечеров было собрано 7 863 443 р.; из заработной платы было отчислено 7 503 884 р., добровольных пожертвований поступило 2 888 798 р., проведение Дня помощи голодающим дало 2 431700 р. Других поступлений было 4 399 641 р. Например, в ходе Всеукраинского воскресника на рудниках Юзовского уезда в пользу голодающих было добыто 50 тыс. пудов угля.

       К окончанию Гражданской войны в европейской части России в рядах Красной армии насчитывалось 5 млн. бойцов и командиров. Средств на их содержание (питание, обмундирование, обувь и т.д.) у страны не было. Единственным выходом стала демобилизация армии. К 1923 г. осталось под ружьем 516 тыс. человек. Демобилизация армии, сокращение штатов и числа предприятий, приток населения из голодающих губерний, привели к тому, что массовым явлением в городах стала безработица. В течение марта-сентября 1920 г. из Орловской, Тамбовской, Курской и других губерний РСФСР на шахты прибыло 16 тыс. человек. В октябре 1921 г. число горнорабочих увеличилось на 13 тыс., превысив 96 тыс.

           

II. Установление монополии большевистской власти. Борьба с церковью.

Фактически вся власть в УССР принадлежала РКП(б) - КП(б)У. Коммунистическая партия (большевиков) Украины была создана еще в июле 1918 г. в Москве на I съезде большевистских организаций Украины. КП(б)У стала неотъемлемой составной частью РКП(б) и была наибольшей ее организацией. Секретарем ЦК КП(б)У был избран Г. Пятаков. В составе ЦК из 15 человек только 2 были украинцами. В 1920-1922 гг.  секретарем Донецкого губкома партии был Э. Квиринг. В 1918-1925 гг. он член ЦК КП(б)У. В 1923-1925  гг.  секретарь ЦК КП(б)У. В период культа личности Сталина стал жертвой необоснованных репрессий, реабилитирован посмертно. В сентябре – ноябре 1920 г. секретарем Донецкого губкома КП(б)У был В. Молотов. Артема перевели в Москву, где он  работал на должностях секретаря Московского комитета РКП(б) и Члена Совета труда и обороны. В начале 1921 г. в стране развернулась дискуссия о роли профсоюзов. В апреле 1921 г. в Бахмуте Артем принимает участие в заседаниях І съезда Союза горняков Донбасса. Он побывал в Юзовке, Макеевке, Дебальцево. Артем спускался в шахты, знакомился с условиями работы шахтеров, общается с горняками по наболевшим вопросам быта и заработной платы. Позже  Артема избрали  председателем профсоюза горнорабочих РСФСР. 24 июля 1921 г. он погиб. 3 августа 1921 г. ВУЦИК принял Постановление об увековечении памяти Артема.  

В 1919 - 1920 гг. кроме КП(б)У на территории УССР легально еще действовали и другие партии, которые признавали советскую власть: Украинская коммунистическая партия (боротьбисты), Украинская партия левых социалистов-революционеров (борьбисты), анархисты, группы общероссийских партий левых эсеров и меньшевиков и др. С апреля 1919 г. боротьбисты и борьбисты вместе с большевиками входили в Совнарком Украины и других советских органов. Однако большевики взяли курс на ликвидацию многопартийности. Под их давлением в 1920 г. боротьбисты и борьбисты объявили о своем самороспуске. Часть из них была принята в КП(б)У. Против эсеров и меньшевиков применили методы дискредитации и репрессий, и к 1924 г. большевики ликвидировали эти организации. В УССР, как и в РСФСР, была установлена однопартийная партийная система.

В 1921 г, была проведена чистка партийных рядов. В Донецкой губернии в ноябре 1921 г. проверке подверглись 13940 чел, исключено было 2733 коммуниста, из которых 8,2% (224 чел.) ответственных политических работников. Их исключали за спекуляцию (председателя РКИ Шахтинской парторганизации – Лекарева Г.), за пьянство (уполномоченного политбюро – Сафонова Н.Ф.), за шкурничество (зав. жилотделом Юзовской парторганизации) и т.д.

В Донбасс, Юзовку вернулся Н.С. Хрущев. В конце 1921 г. открывается Юзовский горный техникум. Его первыми студентами стали рабочие нередко с 10-летним стажем работы на шахтах. При техникуме был открыт и рабфак. Он должен был давать курсантам общее образование, чтобы подготовить к обучению по специальным дисциплинам. На рабфак в возрасте 27 лет поступает Н. Хрущев. Историки пишут, что будущий глава СССР внешне ничем не выделялся среди студентов. Он ходил в суконной рубашке, в суконных брюках, носил кепку. Жил в общежитии вместе с тремя студентами. Учиться было трудно, так как он не имел запаса знаний. Однако, ему помогали настойчивость, жизненная смекалка и опыт работы на производстве. Его избирают секретарем партячейки, вводят в стипендиальную комиссию. В госархиве ДНР хранится фонд техникума. В нем находится список 237 студентов, получающих стипендию Российского Союза горнорабочих. Под номером 93 числится студент третьего курса рабфака Н. Хрущев.  Сохранились протоколы заседаний и собраний, на которых присутствовал Н.С. Хрущев. Из них следует, что Н. С.Хрущев как лидер парторганизации вел борьбу за укрепление и развитие техникума, который в 1924 г. оказался в тяжелом положении. Он занял четкую позицию, когда решался вопрос о переносе техникума в другой город и на всех уровнях отстаивал мысль о нецелесообразности этого. Коммунисты техникума делегируют Хрущева на IX Юзовскую окружную конференцию. На этой конференции в декабре 1923 г. его избирают членом окружного комитета партии. В литературе содержится утверждение, что в январе 1924 г. Н.С. Хрущев был в составе юзовской делегации на похоронах В.И.Ленина. В июле 1925 г. он становится вторым секретарем Петрово-Марьинского уезда Сталинского округа, в который кроме сел Марьинского района вошли шахты Петровского рудника. Н.С. Хрущев в своих мемуарах пишет, что Петрово-Марьинский район был крайним юго-западным районом промышленной Юзовки. Это был уже, как говорится, край света угольных шахт. Н.С. Хрущев пишет: «Уком располагался в поселке на шахте Трудовская. Тогда это была маленькая шахта с поселком, расположенным в степи, рядом с большим и богатым селом Марьинка». В 1926 г. на партийной окружной конференции Н.С. Хрущева избрали заведующим орготделом Окружного партийного комитета. В 1928 г. Н.С. Хрущев был переведен в Харьков.

В 1920 г. СНК РСФСР принял декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез), постановления которой имели обязательный характер. В 1920 г. в Донбассе образованных мужчин было 41–42 %. женщин 31–32 %, Благодаря начатой борьбе с ликвидацией неграмотности в Донбассе в 1926 г. в регионе грамотных мужчин было 59,6 %, женщин – 36 %. среди городского населения в Донбассе неграмотными оставались 17,9 %, а среди промышленных рабочих – 15 %. Велась борьба с беспризорностью. Для детей, лишившихся родителей, были открыты 37 детских домов.

В 1922 г., когда основные антибольшевистские силы были разгромлены или существенно ослаблены и фокус внимания властей переместился на Церковь, власти, в т. ч. чекисты, рассматривали Русскую Православную Церковь как противника второго плана, как врага, но не очень серьезного. В июле 1920 г. VIII отдел Наркомюста разъяснял, что представители церковной иерархии не имеют права отдавать никаких обязательных распоряжений, связанных с назначением священников для определенных групп верующих. Заявлялось, что такого рода действия находятся целиком в компетенции самих прихожан.

Руководство советского государства использовало этот голод в политических целях. 23 февраля 1922 года издан декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей для нужд голодающих. Власть сознательно использовала вопрос о церковных ценностях для того, чтобы начать мощную антирелигиозную кампанию. В пользу государства изымались принадлежащие церкви предметы из драгоценных металлов и камней, что вызвало сопротивление представителей духовенства и части прихожан. Революционные трибуналы квалифицировали противодействие изъятию церковных ценностей как контрреволюционную деятельность. Распоряжением Донецкого губернского отдела юстиции от 21 декабря 1921 г. для проведения в жизнь Законоположений по отделению Церкви от государства была образована Ликвидационная комиссия (окончательно Комиссия по отделению Церкви от государства оформилась 23 января 1922 г.). Распоряжением исполкома было «предписано священнослужителям» убрать из церквей и молитвенных домов «предметы», оскорбляющие «революционное чувство трудящихся масс».

Изъятие церковных ценностей в Донецком регионе, как и по всей советской России, шло в контексте общей антирелигиозной кампании. В 1922 г. на территории Донецкой губернии находилось только 7% православных приходов Украины. На момент проведения кампании по изъятию церковных ценностей в Юзовском уезде было 66 церквей и молитвенных домов (11 городских, 12 рудничных, 4 станционных, 39 сельских), среди которых было 57 православных храмов, два римско-католических костела, один армяно-григорианский храм, три еврейских синагоги, один молитвенный дом евангельских христиан и два меннонитских молитвенных дома. Изъятие церковного имущества в губернии (как и везде по стране) планировалось производить сначала в богатых городских церквах и лишь затем в бедных сельских. В храмах Донецкого региона повсеместно изымались священные предметы. В храмах Юзовского уезда после кампании по изъятию ценностей было оставлено только несколько серебряных предметов, за которые была взыскана «пятикратная... стоимость... серебряными деньгами» и серебряным ломом. В ряде случаев в храмах, где имелось несколько комплектов священных сосудов — как из драгоценных металлов, так и из меди, изымались и те и другие. Изъятые медные сосуды при этом передавались в те церкви, откуда отбирали сосуды из драгоценных металлов. Так, в Иоанно-Богословском храме села Ивановка первоначально изъяли «на приобретение хлеба для голодающих» «две чаши, два дискоса, две звездицы, пять тарелочек, три креста, одно кадило и один ковшик». Но через некоторое время решили забрать «на нужды Правительства» «оставшиеся предметы», с изъятием которых в храме прекратилось «главное богослужение — литургия». Кампания по изъятию церковных ценностей в Донецком регионе едва ли принесла советским властям ожидаемые результаты в плане пополнения бюджета государства за счет имущества Церкви. Каких-либо ценных вещей в храмах Юзовского уезда было очень немного, особенно в сельских приходах. Например, 26 февраля 1922 г. в Дмитриевской церкви села Большие Каракуты были изъяты: «1) один крест серебряный с позолотой, 2) одна лампадка с цепью серебряные, 3) серебряные монеты; три штуки достоинством двадцать копеек и три штуки достоинством по десять копеек». 1 марта 1922 г. в церкви села Стыла было изъято: шесть серебряных лампадок, один серебряный крест, две чаши, одна дарохранительница, один дискос, одна звездица, две лжицы, два ковшика. Сходное положение наблюдалось в большинстве сельских приходов Донетчины.

В городах ценностей изымалось больше, но ненамного. Так, из Николаевской церкви Юзовки забрали ценностей на 148 руб. 50 коп.; из храма в поселке Купчинково (Юзовка) — на 114 руб. 85 коп.; из храма на «Ветке» (район в г. Юзовка) — на 228 руб.; из церкви в Мушкетово (район в г. Юзовка) — на 62 руб. 60 коп. Пожалуй единственным исключением стал Преображенский собор в Юзовке, откуда было изъято ценностей на порядок больше, чем в большинстве других храмов, — на 1145 руб. 70 коп. Все изъятые из церквей Юзовского уезда ценности заняли 17 ящиков, и для них понадобились вагон и охрана. Согласно докладу Юзовской уездной комиссии по изъятию церковных ценностей, по Юзовскому уезду было изъято (по всей видимости, из всех церквей и молитвенных домов) 10 пудов 17 фунтов 34 золотника серебра (в денежном эквиваленте — 22 722 руб. 56 коп.).

Властями подчеркивалось, что «никаких противодействий со стороны общин верующих и др. лиц не было», отмечено только «недовольство одних духовных лиц». Тем не менее по Донецкому уезду было привлечено к суду Ревтрибунала 9 церковных общин — за непредоставление инвентарных книг до 1917 г. шесть общин привлекли за непредоставление ценностей, подлежащих изъятию и значащихся по описям.

Что касается голодающего Мариуполя, то здесь кампания по изъятию церковных ценностей проходила с 5 апреля по 3 мая 1922 г. Сопротивление изъятию церковных ценностей в Мариуполе было более ощутимым, «эксцессы», которые помешали ее быстрому проведению, были довольно серьезными, что заставило применить «твердые меры изъятия». Организаторами открытых выступлений прихожан против изъятия ценностей в Мариуполе нередко выступали женщины. В итоге ценности в Мариупольском уезде изъяли из 33 православных храмов, костелов и синагог. Согласно отчету, в Мариуполе было изъято: в Харлампиевском соборе — 3 золотника 36 долей золота, 8 пудов 37 фунтов 51 с половиной золотников серебра, 2 бриллианта, 9 алмазов, 7 жемчужин, 31 других камней (и дополнительно 31 фунт 81 золотник серебра); в греческой Екатерининской церкви — 2 пуда, 19 фунтов, 43 золотника серебра, 40 жемчужин, 3 рубина; в Успенской церкви — 8 пудов, 22 фунта, 59 золотников серебра; в Слободской церкви — 21 фунт, 14 золотников серебра; в кладбищенской церкви Всех святых — 3 фунта 52 золотника серебра; в церкви Рождества Богородицы — 32 фунта, 48 золотника серебра. Из храмов уезда было изъято весьма небольшое количество ценностей: например, из Мангушской церкви — 4 фунта 44 золотника серебра; из МалоЯнисольской — 7 фунтов 46 золотников серебра и т. д. Всего по городу и уезду было изъято: золота — 3 золотника 36 долей (только в соборе), серебра — 29 пудов, 33 фунта, 37,5 золотников, 2 бриллианта, 9 алмазов, 17 жемчужин, 3 рубина, 31 других камней62. Отдельно следует остановиться на изъятии церковных ценностей в Святогорском Успенском монастыре, относившемся в то время к Харьковской епархии.

Губернская комиссия по изъятию церковных ценностей прибыла в Святогорский Успенский монастырь 23 апреля 1922 г. А уже 28 апреля 1922 г. в газете «Всесоюзная кочегарка» появилась статья «К изъятию ценностей в Святогор ском монастыре», в которой ограбление обители называлось «выполнением воли трудящихся масс». Автором публикаций в прессе был председатель губернской комиссии по изъятию А. Самохвалов. По подсчетам Самохвалова, из обители было экспроприировано «40 и 25 фун. серебра», «108 бриллиантов, 100 алмазов, 50 рубинов, 17 золотн. 78 долей золота, 20 аметистов, изумруд 2, парчи и шелку в кусках 1 пуд 18 ф., ковров персидских и проч. 80 штук, большое количество жемчуга и камней разных». Обыски и изъятия в монастыре сопровождались издевательствами над монахами, святотатственными действиями (большевики заходили в алтарь, курили в нем), что, естественно, вызывало противодействие со стороны насельников обители. Как выяснилось в ходе изъятия, в монастыре во время послеоктябрьских грабежей исчезли некоторые документы: инвентарная книга, опись и т. д. В таких условиях многие предметы (в том числе личные вещи монашествующих) были спрятаны в тайники65. В этой связи насельники были обвинены в сокрытии ценностей. 8–12 июня в Бахмуте по этому поводу состоялось судебное заседание67. В ходе судебного процесса монахов также обвинили в том, что за частицы мощей они якобы выдавали кусочки ладана и воска68. Это послужило поводом для «разоблачительных публикаций» по поводу монастырских «обманов» в газете «Всесоюзная кочегарка». Тем не менее, несмотря на шумный процесс, никто из монашествующих арестован не был. Но суд вынес «предложение в Губисполком о закрытии Святогорского монастыря и о целесообразном использовании… имущества… монастыря». Было очевидно, что конечной целью показательного процесса была ликвидация обители.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: