III. Участие УССР в образовании СССР

 

Советский Союз возник на основе плана, предложенного В. Лениным: на равных правах независимые республики объединялись в единую многонациональную державу. Реальное объединение УССР и других национальных республик с Советской Россией произошло в ходе гражданской войны. В республиках развивалась система учреждений и органов военной и гражданской власти, которая ничем не отличалась от существующей в РСФСР. Вместе с тем, они признавались независимыми, хотя их границы обозначались только на географической карте. ЦК РКП(б) реализовал в середине 1919 г. через республиканские законодательные органы постановления о централизованном управлении защитой, народным хозяйством, финансами, транспортом, трудом, почтой и телеграфом. Соответствующие управленческие структуры в республиках, даже если они возглавлялись собственными наркоматами, юридически подчинялись наркоматам РСФСР. Как правило, фактическое подчинение предшествовало юридическому, так как устанавливалось по мере развития управленческого аппарата. На противоречие между суверенным статусом республик и прямым подчинением национальных советских учреждений российским наркоматам никто не обращал внимания. Подчинение наркоматам РСФСР получило название «военно-политического союза». Это название косвенно свидетельствовало о том, что руководство партии признавало неудобство фактического включения национальных республик в состав РСФСР конституционного оформления. Наличие военного положения служило определенным оправданием. Л. Каменев, И. Сталин и некоторые другие руководители высказывались за то, чтобы превратить формально независимые советские республики в автономные республики. Проблема отпала, когда белогвардейские войска захватили Украину.

Соглашение о создании «военно-политического союза» после гражданской войны надо было обновить. 9 декабря 1920 г. на пленуме ЦК РКП(б) были утверждены «Политические директивы ЦК РКП(б) ЦК КП (б) У». Президиуму ВЦИК и наркомату иностранных дел РСФСР совместно с соответствующими органами УССР поручалось найти новую формулу межгосударственных отношений. Поручение было выполнено в кратчайшие сроки. 28 декабря 1920 г. В. Ленин, Г. Чичерин и Х. Раковский подписали «союзный рабоче-крестьянский договор». По его образцу 16 января 1921 г. был заключен союзный договор РСФСР с Белоруссией, 4 марта - с Бухарой, 21 мая - с Грузией, а также ряд соглашений с Арменией. Вместе с предыдущими соглашениями (союзный договор с Хорезмом от 13 сентября 1920 г. и договор о военно-экономическом союзе с Азербайджаном от 30 сентября 1920 г.) они образовали целостный договорной комплекс. Он связывал Россию с теми национальными окраинами бывшей империи, в которых государственной партии удалось утвердить свою власть. Так возникла вторая, после «военно-политического союза», форма существования формально независимых советских республик - «договорная федерация». Суть взаимоотношений между республиками не изменилась. Реальное положение характеризовалось управлением из центра всей периферией. Партия, профсоюзы, хозяйственные и силовые ведомства были построены на одинаковых принципах «демократического централизма».

Завершение гражданской войны дало повод руководителям партии вновь поставить вопрос о ликвидации декларативной самостоятельности УССР и других советских республик. Они считали необходимым «автономизировать» их, то есть сравнить по статусу с автономными республиками, существовавшими составе Российской Федерации (Башкирия, Татария). Однако, некоторые руководящие деятели партии в республиках с независимым статусом хотели для себя большей свободы действий. Х. Раковского волновало, в частности, положение, когда центральные наркоматы обходили республиканский уровень управления и напрямую связывались с подведомственными предприятиями и учреждениями в губерниях УССР. Это ставило под сомнение целесообразность харьковского управленческого центра.

Во время обсуждения национального вопроса на X съезде РКП(б) обе тенденции проявились. С докладом выступил нарком по делам национальностей Сталин. Он заявил, что живым воплощением той формы государственного союза, которая нужна, является Российская Федерация. В ответ В. Затонский намекнул на то, что «некоторые товарищи» путают необходимость установления действительного централизма с привычным представлением о единой и неделимой России. По его мнению, надо было точнее определить взаимоотношения между республиками, и не в том плане, чтобы увеличить или уменьшить права отдельных частей федерации, а для того, чтобы устранить путаницу, которая портит хорошо налаженное дело. «Нам необходимо, - заявлял он, - вытравить из голов товарищей представление о советской федерации как федерации непременно русской, потому что дело не в том, что она русская, а в том, что она советская... Необходимо, чтобы вошло в сознание широких партийных масс, что им не надо следовать той примитивной русской линии, которой придерживается значительная часть наших товарищей в ущерб советской власти и в ущерб советской федерации». На выступления по докладу Сталина записались 29 делегатов съезда, но слово дали только трем. Несмотря на протест со стороны М. Скрипника, съезд прекратил дебаты по этому вопросу, который стоял последним в повестке дня. На следующий день часть делегатов должна была уехать на подавление кронштадтского восстания. После обсуждения доклада была принята резолюция об очередных задачах партии в национальном вопросе, которая не меняла существующего неопределенного положения с построением союза советских республик. Но идея с «автономизацией» национальных республик не прошла.

Неопределенность прав национальных республик, которую Затонский в выступлении на партийном съезде назвал «путаницей», заставляла руководство УССР неоднократно повторять попытки конституционного оформления «договорной федерации». Ленин не поддерживал Сталина в его попытках «автономизировать» республики с независимым советским статусом (Сталинский план автономизации), но воздерживался от более четкого определения полномочий их центров. Очевидно, он довольствовался существующим положением. Во всяком случае, события следующего 1922 г. убедительно это показали. Сразу после партийного съезда, в марте 1921 г. Совнарком УССР принял постановление о целесообразности разработки общефедеративной конституции. 6 апреля президиум ВУЦИК утвердил М. Скрипника представителем УССР в конституционной комиссии, образование которой после предложения из Харькова было санкционировано ЦК РКП (б). В состав комиссии от РСФСР вошли нарком юстиции Д. Курский и член президиума ВЦИК М. Владимирский. Доклады ее время от времени заслушивались в высших советских и партийных органах обеих республик. Однако расхождение мнений по основным принципам конституционного оформления «договорной федерации» не позволило комиссии сделать согласованных выводов.

10 декабря 1921 г. X. Раковский в выступлении на VI Всеукраинской партконференции дал негативную оценку работе этой комиссии. Он отметил, что вопрос о конституции остается открытым, и поэтому снова появится. «Конечно, мы можем рассчитывать на то, что наша конституция не будет разрабатываться 200-300 лет». Желание харьковского партийно-советского центра конституционно определить свое место в системе власти было понятным.

Примеров бесцеремонного игнорирования прав УССР было множество. В принципиальных случаях руководству УССР приходилось опротестовывать произвольные действия в ЦК РКП (б). Наиболее поразительный пример такого произвола показала практика работы Государственной комиссии по электрификации России и созданного на ее основе Госплана РСФСР. В оценках Укрдержплана план ГОЭЛРО характеризовался следующим образом: «План ГОЭЛРО считается только с югом России, или, говоря точнее, за исключением Днепростроя,  только с Донбассом. Интересы других частей Украины, особенно Правобережья, в нем не нашли отражения».  

Один из ведущих экспертов ГОЭЛРО, а затем Госплана РСФСР, автор проекта Днепрогэса проф. И.Александров проработал с группой сотрудников схему нового экономического районирования страны. УССР он  разделил на два экономических района - Юго-Западный с центром в Киеве и Южный с центром в Харькове. Обосновывая это разделение на заседании президиума ВСНХ 24 октября 1921, он заявил: «Наша позиция при создании автономных областей в настоящее время опирается на совершенно новый принцип целесообразного разделения государства: рационально-экономический, а не на пережитках потерянных суверенных прав». Президиум ВСНХ одобрил эту схему и предложил Госплану после обсуждения во всех заинтересованных наркоматах представить ее для законодательного утверждения на Всероссийском съезде советов. Узнав о намерениях ВСНХ разделить Украину на две части, X. Раковский немедленно обратился к В. Ленина с протестом и заблокировал прохождение проекта Александрова в высших законодательных инстанциях. Ленин поддержал стремление «Украинская товарищей» сохранить УССР как целостный район.

       Комиссия по районированию под председательством М. Калинина обработала и в апреле 1922 утвердила на президиуме ВЦИК тезисы, в основу которых была положена схема Александрова. Но в тезисах подчеркивалось: «Привлечение республик к образованию экономических областей должно происходить на основе специального соглашения».

       Между тем руководство УССР официально внесло вопрос о схеме Александрова в ЦК РКП(б) и добилось такого решения: «Принять к сведению, что ЦК КП(б) У считает, что предложенный Госпланом РСФСР план районирования фактически нарушает союзный рабоче-крестьянский договор (от 28 декабря 1920 – В.А.), разбивая Украину на две части, самостоятельно подчиненных московским центральным органам». ЦК РКП(б) без выявления своего отношения («принять к сведению») процитировал довольно острое отрицание «Украинская товарищей». Это подействовало на президиум Госплана. По его поручению Александров летом 1922 г. совершил поездку в УССР и заявил в Харькове руководству УССР, что Госплан не будет настаивать на разделении республики.

       Сношения руководителей центральных ведомств непосредственно с губерниями и трестами УССР подрывали значение органов власти в Харькове.  Когда наркоматы РСФСР считали украинские предприятия чужими, они не выделяли ассигнований.  Собственных ассигнований в «независимой» республики не могло быть, потому что она была лишена прав на денежную эмиссию. Известен факт принятия украинскими металлургами первого в истории советских республик «социалистического обязательства». Во время встречи в Москве с В. Лениным 7 ноября 1921 г. директор треста «Югосталь» И. Межлаук (1891-1938) выпросил государственную дотацию на приобретение сырья и материалов и выплаты заработной платы работникам Макеевского, Петровского и Юзовского металлургических заводов. Еще в октябре президиум ВСНХ принял решение о выделении тресту ассигнований, но деньги не выплачивались. В. Ленин получил от Межлаука письменное обязательство, названное «коммунистическим векселю»: поставить ВСНХ 10 млн. пуд. чугуна и прокат.  Металлурги выполнили это обязательство и до конца хозяйственного года, то есть до сентября 1922 г.  включительно произвели 10400000. пуд. металла.

       После несогласованного с его непосредственным начальством в Харькове визита Межлаука в Москву В. Чубарь поставил вопрос о работе УСНХ на политбюро ЦК КП (б) У.

Докладывая о своих проблемах, председатель УСНХ горько жаловался на то, что из его подчинения изымаются крупные предприятия. В качестве примера полного игнорирования УСНХ он привел факт предоставления Межлаук 25 млрд. руб. Для всей украинской промышленности на 1921/22 хозяйственный год центр ассигновало только 40 млрд. руб. После этого доклада ЦК КП(б)У принял решение: поручить Чубарю в ближайшее время выехать в Москву для выяснения отношений с ВСНХ. Видим, что во время существования «договорной федерации» центральные ведомства РСФСР не удовлетворялись подчинением предприятий и учреждений УССР харьковскому партийно-советскому центру. Каждое из них пыталось непосредственно управлять важнейшими подведомственными объектами, используя для этого финансовые рычаги. Протесты со стороны харьковского центра в такой ситуации были неизбежны.  

       Процесс переподчинения важнейших объектов на территории УССР наркоматам РСФСР в 1922 г. ускорился. В ответ участились протесты со стороны ЦК КП (б) У. Архив политбюро ЦК КП(б)У свидетельствует, что почти на каждом заседании рассматривались конфликтные ситуации, связанные с переподчинением объектов или ущемлением прав республиканского управленческого аппарата в другой форме. Центральные российские органы по местонахождению в Москве стали уже называться союзными или федеративными (федеральными).

  Конечно, от изменения названия они не переставали оставаться российскими органами. Конфликтные ситуации между российскими и украинскими органами власти председатель Совнаркома УССР связывал со схематичностью договора от 28 декабря 1920 г.

Действительно, договор имел только семь коротких статей. Текст договора об образовании СССР был в четыре раза больше. И конфликты возникали не из-за схематизма. На самом деле они были отголоском реального процесса образования СССР, растянувшийся на ряд лет, начиная с 1920 г. Этот процесс заключался в установлении прямого подчинения важнейших объектов на территории национальных республик центральным российским ведомствам. Совершенное 30 декабря 1922 г. образование СССР по разработанному в ЦК РКП (б) сценарию юридически оформляла переподчинении предприятий и учреждений. На Донбассе конфликт между партийной и хозяйственной ветвями власти сосредоточился вокруг личности руководителя Центрального правления каменноугольной промышленности (ЦПКП) Г.Пятакова. Партийно-советское руководство республики стало на сторону Донецкого губкома партии и добилось устранения  Г. Пятакова от должности. Поскольку найти равноценную замену не удалось, председателем ЦПКП был назначен в декабре 1921 г. руководитель УСНХ В. Чубаря. Ему пришлось, совмещая обе должности, постоянно переезжать из Харькова в Бахмут и обратно. В. Ленину такая комбинация не понравилась. По его мнению, Пятаков как администратор был вне конкуренции. Вождь был недоволен уже второй расправой с Пятаковым («украинские товарищи» в 1919 г. сбросили его с должности главы правительства).  Это выступление убедительно свидетельствовало, что партийно-советское руководство УССР осознавало угрозу «автономизации», которая исходила из партийного центра, и связывало устранения этой угрозы, во-первых, с личной позицией В. Ленина в данном вопросе и, во-вторых, с установлением новых гарантий независимого статуса своей республики в рамках «договорной федерации».

       Именно поэтому по инициативе X. Раковского на политбюро ЦК КП(б) У 11 марта 1922 г. была принята такая резолюция: «Оставаясь на позициях тезисов Всероссийской конференции РКП в декабре 1919 г. по национальному вопросу, ЦК КПУ считает своевременной необходимость конкретизации взаимоотношений РСФСР и УССР в понимании определения и уточнения прав и обязанностей УССР, для чего считает необходимым составить специальную комиссию из членов ЦК РКП и ЦК КПУ для окончательной и точной разработки взаимоотношений РСФСР и УССР». В ЦК РКП(б) поступило аналогичное предложение от партийно-советского руководства БССР, а в июле - от республик Закавказья. Предложения УССР, БССП, республик Закавказья оценивались в советской историографии как исходная точка, с которой начался непосредственный процесс образования единого союзного государства. Но вчитаемся в текст резолюции ЦК КП (б)У: речь идет лишь об уточнении взаимоотношений двух независимых государств. Предложений о ликвидации режима «договорной федерации» республика не предъявляла. В Москве возникла идея воспользоваться этими резолюциями национальных компартий, чтобы покончить с «договорной федерацией» и втянуть независимые республики в границы РСФСР.

       В мае 1922 г.. Ленин потерпел первое атаки смертельной болезни и на несколько месяцев потерял способность влиять на события. При его отсутствии в ЦК РКП (б) усилилось значение утвержденного в апреле на должность генерального секретаря Сталина, позиция которого по «договорной федерации» была резко отрицательной. Оргбюро ЦК РКП (б) создало в августе 1922 комиссию для подготовки проекта совершенствования отношений между республиками. В нее вошли члены ЦК РКП (б) В. Куйбышев (председатель), Г. Орджоникидзе (1886-1937), X. Раковский, Г. Сокольников (1888-1939), И. Сталин, а также представители от национальных республик.        

УССР представлял председатель ВУЦИК Г. Петровский. Сталин отстранил от работы представителей республик и фактически отстранил от председательства своего ближайшего соратника по оргбюро ЦК Куйбышева. Он собственноручно подготовил проект решения ЦК РКП(б) под названием «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками». Им предусматривалось вхождение республик в Российскую Федерацию на правах автономных образований. Понимая, что главная оппозиция «автономизации» уходит из УССР, генсек поспешил сблизиться с секретарем ЦК КП(б)У Д. Мануильским. Как позже вспоминал Х. Раковский, он пообещал честолюбивому Д. Мануильскому место в ЦК РКП(б) и очень быстро выполнил это обещание: тот стал членом ЦК на XII съезде партии. Сталина Д. Мануильский интересовал не только как политическая фигура, но и как человек высокого интеллекта, способного подвести теоретическую основу под политические решения. В начале сентября 1922 г. этот выпускник Сорбонны прислал из Харькова Сталину такие соображения по поводу проекта решения ЦК РКП(б) «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками»: «Образование на окраинах самостоятельных республик со своими ЦИК и Совнаркомом соответствовало определенному этапу нашей революции, который было бы неточно называть «национальным» шагом… Это была неизбежна уступка национальной стихии, которую революция привела в движение и которая, опираясь на недовольство крестьянской массы, могла превратиться в серьезную «Вандею».  Изменение экономической политики внесло успокоение в деревню, выбив почву из-под ног политических сепаратистов, которые пытались использовать экономику для своих целей. Украинский мужик «национальным» вопросом не интересуется и больше участвовать в бандах политического характера не хочет. Надо только, я считаю, провести реализацию этого мероприятия таким образом, чтобы инициатива исходила от национальных съездов советов, получив свое законодательное утверждение на Всероссийском съезде в декабре». Сталин разослал свой проект резолюции ЦК в национальные республики еще во второй половине августа. Однако предложение завершить работу по созданию единого союзного государства в декабре 1922 г., когда созывались республиканские съезды советов, впервые было сформулировано в письменном виде именно в этом письме, то есть 4 сентября. Времени оставалось мало, и генсек по своим каналам ускорил обсуждения проекта в национальных республиках. Правда, он не смог добиться какого-либо решения от УССР, потому что Х. Раковский и Д. Мануильский занимали полярно противоположные позиции. Встречаясь с В. Лениным в Горках, Сталин ни разу не поднял вопрос о работе этой комиссии оргбюро. Он явно рассчитывал провести нужное ему решение об «автономизации» независимых республик через пленум ЦК РКП(б) до возвращения В. Ленина в Кремль. Возможно, что о ходе дел В. Ленину сообщил Х. Раковский, который имел аудиенцию в Горках 25 августа. Возможно и то, что Х. Раковский согласовал свою тактику затягивания работы комиссии оргбюро с В. Лениным, возвращение которого в кремлевский кабинет ожидалось, в зависимости от вердикта врачей, в конце сентября или в начале октября. Во всяком случае, когда Куйбышев направил в Харьков телеграмму с сообщением о том, что заседание комиссии оргбюро назначается на 23 сентября, Х. Раковский и Петровский обратились с просьбой перенести его на 15 октября. Просьба была немотивированным и его, конечно, отклонили.

25 сентября вождь написал письмо Л. Каменеву для передачи членам политбюро ЦК. Проект Сталина отвергался. Вместо включения независимых республик в состав РСФСР на правах автономных образований предлагалось, чтобы обе федерации - Российская и Закавказская вместе с УССР и БССР образовали новый союз. «Мы, - писал Ленин, - признаем себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию». И далее: «Важно, чтобы мы не давали пищи «независимым» не уничтожали их независимости, а создали еще новый этаж, федерацию равноправных республик». Чтобы не давать пищи «независимым», под которыми В. Ленин понимал не настоящий незалежников, а Х. Раковского и других товарищей по партии, он не видел проблемы в том, что слово «Россия» исчезало из названия государства. Дело было не в названии. Суть, то есть статус республиканских компартий как областных организаций единой партии плюс подчиненность важнейших республиканских наркоматов московскому центру, оставались неизменными при всех возможных изменениях в форме, названии, фасаде. ЦК РКП (б) на пленуме в октябре 1922 г.  принял формулу, которую предлагал Ленин, и образовал конституционную комиссию в составе Сталина (председатель), M. Калинина, Л. Каменева, Г. Пятакова, X. Раковского и Г. Чичерина, а также представителей независимых республик. Комиссия высказалась за создание наркоматов трех типов - слитых, объединенных и автономных. Слитные наркоматы с «безраздельной властью» должны были действовать на всей территории новой федерации, без различия республиканских границ. Такой статус должны были иметь ГПУ, Госбанк и Верховный суд. Объединенные наркоматы отличались от слитных только тем, что подчиненные московской коллегии республиканские подразделения получили название наркоматов. Статус самостоятельных управленческих звеньев в республиках сохраняли шесть наркоматов: юстиции, внутренних дел, земледелия, образования, здравоохранения и соцобеспечения.

       Убеждая собственных граждан и внешний мир в том, что объединение независимых республик в единое многонациональное государство не означало потери их суверенитета, конституционная комиссия признала необходимым зафиксировать в ст. 4 Основного закона такую ​​норму: «За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза». Позже эта норма была зафиксирована в конституциях союзных республик. События развивались по сценарию, тщательно обработанному в ЦК РКП(б). 10 декабря 1922 г. в Харькове открылся VII Всеукраинский съезд советов. Его делегаты одобрили декларацию об образовании Союза СCP и проект основ Конституции СССР. Они обратились ко всем республикам с призывом немедленно начать законодательное оформление единого государства и предложили созвать общесоюзный съезд сразу после окончания работы X Всероссийского съезда советов. Последний открылся в Москве 23 декабря. В нем приняли участие представители всех республик, избранные делегатами всесоюзного съезда.

       30 декабря состоялся I Всесоюзный съезд. Он утвердил Декларацию об образовании Союза СCP и Союзный договор. Был избран состав ЦИК СССР, в том числе четырех председателей ЦИК, от УССР - Г.Петровского. В этом безупречно составленном сценарии чужой нотой стало письмо Ленина «К вопросу о национальностях или об «автономизации», написанный в день работы I съезда советов СССР.

       В. Ленин, вследствие болезни отстраненный от  политической жизни,  в первых строках письма выразил сожаление, что не вмешался достаточно энергично и достаточно резко в пресловутый вопрос об автономизации». Он писал: «Я, кажется, сильно виноват перед рабочими России за то, что не вмешался достаточно энергично и достаточно резко в пресловутый вопрос об автономизации, официально называемый, кажется, вопросом о союзе советских социалистических республик. Летом, когда этот вопрос возникал, я был болен, а затем, осенью, я возложил чрезмерные надежды на своё выздоровление и на то, что октябрьский и декабрьский пленумы дадут мне возможность вмешаться в этот вопрос. Но, между тем, ни на октябрьском пленуме (по этому вопросу), ни на декабрьском мне не удалось быть, и таким образом вопрос миновал меня почти совершенно». Важно отметить не только употребленный эпитет («пресловутый вопрос»), но и отождествление «автономизации» независимых республик с провозглашением СССР. В письме он предложил рассмотреть возможность возвращения на следующем Съезде советов к проблеме образования СССР с тем, чтобы оставить союз только для двух ведомств - военного и дипломатического, а во всех других сферах жизни восстановить самостоятельность республик. В союзные органы, начиная от возглавляемого самим Лениным Совнаркома, были переименованы органы РСФСР. А это означало, что они не только фактически (что наблюдалось всегда), но и юридически стали выше по сравнению с органами власти в республиках. ЦИК СССР образовал в январе 1923 г. конституционную комиссию, которую возглавил М. Калинин. Вместе с ЦИК союзных республик она начала работать над разработкой фундаментальных положений государственного устройства. Работая гласно, эта комиссия была вынуждена только повторять все то, что в принципе уже решила конституционная комиссия, назначенная в октябре 1922 г. пленумом ЦК РКП (б). XII съезд РКП(б) в апреле 1923 г. рассмотрел национальный вопрос. Дебаты в секции, которая проходила под председательством Сталина, закончились полным поражением X. Раковского и Н. Бухарина. При отсутствии Ленина, который в связи с болезнью сошел с политической арены, депутаты съезда поддержали Сталина. II съезд советов СССР открылся 26 января 1924 г. Он утвердил первую Конституцию СССР. Новый текст Конституции УССР был утвержден в мае 1925 г. на IX Всеукраинском съезде советов. В Конституции СССР термин «федерация» упоминался только в названиях Российской и Закавказской союзных республик.

 

IV. Украинизация.

VII конференция КП(б)У (1923 г. приняла решение о «кореннизации». Кампания по «кореннизации» проходила с 1923 по 1932 г. и особенно активизировалась в бытность первым секретарем ЦК КП(б)У Л. Кагановича (с апреля 1925 г. Провозглашенная цель «кореннизации» состояла в попытке привлечь в органы госуправления местные кадры, содействовать повышению грамотности населения национальных окраин и в целом, - способствовать демократизации общественной жизни после завершения Гражданской войны.

Постановлением Совета Наркома УССР «О выделении национальных районов и советов», на протяжении 1924-1926 гг. на территории Сталинской области были созданы 43 сельских совета по национальному признаку: 27 греческих, 6 немецких, 4 татарских, 4 русских, 1 болгарский и 1 еврейский.

В Мариуполе открылись 25 румейских и 16 урумских (греческих) средние школы и местное греческое население получило возможность, обучать своих детей на родном языке. На начальных этапах сложно адаптировалась политика украинизации в школьных учреждениях Донецкой губернии, где в 1923 г. школа не была украинизирована. В округах Донбасса проживало 47,9% украинского населения, но было 0,4% украинских школ, 0,7% украинско-российских, 98,9% российских школ и школ других национальностей.

В середине 1920-х годов в городах промышленного Донбасса среди местного населения доля россиян составляла около 50%, использовали русский язык больше 70% всего населения этого района. В городской местности процент россиян был более значительным, так как именно промышленные города Донбасса выступали местом реализации труда для русских крестьян-отходников. Среди этнических украинцев, на которых приходилось 40% населения этих городов, употребляли родной язык только их пятая часть.. Почти не разговаривали на родном языке молдаване, белорусы, а среди греков и евреев национальный язык употребляла только половина соответствующего населения, лишь татары и немцы еще сохраняли свою самобытность. В сельской местности выработался так называемый юго-восточный диалект, для которого в орфоэпическом, морфологическом, синтаксическом и других языковых аспектах ощутимо влияние русского языка. Культурная политика большевиков шла в разрез с языковой практикой региона.  К 1 апреля 1924 г. на обучение на украинском языке была переведена 181 средняя школа. Из Центральной и Западной Украины в Донецкий регион прибыли 546 учителей украинского языка, в Донбассе были открыты многочисленные курсы по обучению украинского языка взрослого населения края.

Таким образом, адаптация украинского языка была делом политическим. И, безусловно, национальный колорит региона вызывал сложности в реализации политики власти.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: