ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
Понятие и функции общения в сестринском деле
Общение является одной из основных функций медсестры. При общении медсестра получает всю информацию о больном, передает информацию пациенту о его состоянии, лечении и т.д. Но самое главное – в процессе общения между сестрой и пациентом возникают доверительные отношения, которые помогают пациенту правильно относиться к полученной информации и прийти к необходимости изменения привычного образа жизни.
Что же такое «общение»? Существует много определений этого процесса. Вот некоторые из них:
1. Непрерывные динамические серии событий, включающие передачу информации от отправителя к получателю.
2. Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
3. Все способы поведения, которые человек использует сознательно или бессознательно, для воздействия на другого не только с помощью устной или письменной речи, но также и с помощью мимики, жестов и символов.
4. Общение – это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью передачи словесной (вербальной) и бессловесной (невербальной) информации.
В последние годы в научной литературе часто вместо слова «общение» используется термин «коммуникация».
Общение в сестринском деле – это процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности пациента, его близких и медсестры, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации (приспособления) к изменениям в жизни, связанными с изменениями состояния здоровья.
Навыки общения в сестринском деле требуют специальных знаний и умений, потому что медицинской сестре необходимо учитывать состояние здоровья пациента, как физического, так и психического. Для оказания максимальной помощи пациенту медсестре необходимы коммуникативные и профессиональные знания, умение слушать, задавать вопросы, сопереживать, проявлять внимание и заботу.
Общение с пациентом и всеми, кто участвует в лечении и в уходе, требует понимания, уважения и веры в выздоровление. Уникальность сестринского общения в том, что пациент должен верить в доброту и силу, способность медсестры руководить процессом адаптации.
Уровни общения
Можно выделить три уровня общения:
внутриличностный – мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-либо планы, развивает идеи, готовясь к общению с другим человеком. При этом ничего не произносится вслух;
межличностный – общение между двумя и более людьми. Человек обменивается мыслями, идеями, решениями, опытом с другими людьми. Например, м/с общается с пациентом, его родственниками, с коллегами;
общественный – общение человека с большой аудиторией.
Факторы, влияющие на общение
Возраст человека: внутриутробные движения плода; младенчество и детство: развитие навыков общения и формирование взаимоотношений; юность: расширение навыков общения и взаимоотношений; зрелый возраст: разнообразные формы общения; пожилой возраст и старость: утрата активности, угасание навыков общения и взаимоотношений.
Зависимое или независимое состояния при: физической активности и физиологических отправлениях; недостаточном зрении, слухе, качестве речи.
Биологические (анатомо-физиологические особенности): неповрежденные и сохраненные органы и функции; особенности речи (ее тембр); особенности слуха (способность слушать и слышать); особенности зрения; умение и возможность жестикулировать.
Психологические факторы: интеллект (диапазон словарного запаса); самоуверенность; чувство собственного достоинства; телесный образ; преобладающее настроение; взаимоотношения с другими.
Социальные и культурные факторы: умение и возможность читать и писать; родной язык; диалект/акцент; этническое происхождение и дискриминация; внешний вид человека (одежда, ее опрятность); привычные жесты; убеждения.
Окружающая среда: температура/состав воздуха в помещении; свет, шум; площадь помещения; обстановка (мебель).
Политико-экономические факторы: доход; профессия; использование компьютера, использование средств массовой информации
Элементы эффективного общения
Эффективное общение состоит из пяти элементов:
- отправитель – тот, кто передает информацию;
- сообщение – посылаемая информация (что именно человек хочет передать другому);
- канал – форма отправки сообщения (устная речь, неречевой метод: мимика, жесты, поза, письменная речь);
- получатель – тот, кому посылается сообщение;
- подтверждение – способ, с помощью которого уведомляют отправителя, что сообщение получено.
Последний элемент (подтверждение) очень важен при общении м/с и больного, так как позволяет сестре убедиться, что ее правильно поняли.
Сестра может получить подтверждение, попросив пациента повторить переданную ему информацию. В процессе ответа пациента м/с корректирует те моменты, которые больной понял неправильно. Если речь идет об обучении пациента какому-либо действию (например, сделать инъекцию, поставить компресс и. т. п.), то подтверждением будет служить правильно выполненная в присутствии м/с манипуляция.
Типы общения (каналы)
Типы, каналы или средства общения делятся на две больше группы: вербальные и невербальные.
Вербальное (словесное общение, устная речь) занимает в беседе примерно 35%, остальные 65%информации передаются с помощью невербальных средств.
Невербальное (бессловесное) общение осуществляется с помощью символов, жестов, мимики, поз, прикосновений и каких-либо действий, которые собеседник видит.
Особняком стоит письменное общение, которое иногда относят к невербальному (т.к. при этом используются символы: буквы, цифры, иероглифы).
По словесному каналу (и при письменном общении) передается чистая информация, т.е. смысл, а по невербальному каналу – отношение партнеров к информации и друг к другу, т.е. эмоции.