Развитие экономических учений

Для лучшего понимания экономической теории нужно ознакомиться с историей становления и развития экономической мысли и экономических учений, взглядов и концепций, объясняющих экономические процессы и их закономерности.

В развитии экономической науки можно выделить условно четыре фазы: фазу до научного развития (до ХYIII века), фазу рождения экономической науки (1750- 1870 гг.), фазу открытия и разработки основополагающих теоретических исследований (1870-1930 гг.) и фазу современных теоретических исследований и разработок.

Древнейшими зачатками экономической мысли считаются дошедшие до нас письменные источники Древнего Египта, Индии, Китая и Греции. Когда основным было натуральное хозяйство, экономика анализировалась философами и религиозными деятелями, которые доказывали преимущества натурального хозяйства и осуждали спекулятивные торгово-ростовщические сделки как безнравственные и считали рабство нормальным и вечным явлением.

Ксенофонт, Платон и Аристотель анализировали проблемы разделения труда, обмена, стоимости и цены, денежного обращения, богатства и гармоничного идеального общества.

Определяющим направлением экономической мысли XY- XYII вв. стал меркантилизм, который эмпирически установил ряд закономерностей эпохи первоначального накопления капитала, выделял в качестве ведущей и решающей для накопления богатства сферу обращения.

Меркантилисты считали, что деньги и их накопление в виде золота и серебра составляют богатство нации. Запрет вывоза драгоценных металлов и ввоза иностранных товаров, не эквивалентный обмен во внешней торговле по принципу «разори соседа», превышение экспорта над импортом позволит привлечь в страну зарубежное золото.

После выхода в свет «Трактата политической экономии» Монкретьена в 1615 году суть политической экономии сводилась к науке о государственном хозяйстве.

Важное место в истории развития экономической мысли отводится физиократам. Эта школа возникла во Франции в середине XYIII века. Физиократов считают предвестниками появления классической школы. Их заслугой является то, что в отличие от меркантилистов, они считали, что основу богатства нации составляет продукт, полученный в сельском хозяйстве. Представители физиократов выступали за свободу торговли и конкуренции. Для того времени это были очень прогрессивные взгляды.

Зарождение в конце XYIII века классической школы связано с именем Адама Смита. А.Смит открыл законы разделения труда и роста его производительности. Его теоретические выводы лежат в основе современных концепций о товаре, деньгах, заработной плате, прибыли, капитале и др. Он считал, что основным стимулом экономической активности человека является частный интерес, который можно реализовать в процессе разделения труда, поэтому свободная конкуренция, свободное передвижение капитала, товаров, денег и людей необходимо для процветания общества. Его работа оказала влияние на все последующее развитие экономической науки в мире

Дальнейшее развитие классической школы в конце XYII – начале XIX в принадлежит таким экономистам, как Д.Рикардо, Жан – Батист Сэй и Томас Мальтус. Так, Д.Рикардо выявил закономерность тенденции нормы прибыли к понижению, разработал теорию о формах земельной ренты, обосновал закономерности изменения стоимости денег как товаров в зависимости от их количества в обращении.

Ж.Б.Сэй впервые исследовал проблему равновесия между спросом и предложением, реализации совокупного общественного продукта в зависимости от конъюнктуры рынка.

К особым теориям XIX века следует отнести марксизм, который основываясь на теоретических предпосылках классической школы обосновал необходимость революционного переустройства капиталистического общества.

К. Марксом была разработана теория прибавочной стоимости и раскрыта эксплуататорская сущность капитализма. В главном произведении «Капитал» К.Маркс изложил основы своих экономических и социалистических воззрений, дал критику капитализма и предрек его неизбежную гибель.

Дальнейшее развитие марксистского направления было предложено Плехановым, Лениным, Каутским и т.д.

В последней трети XIX века классическую политэкономию дополнила маржинальная экономическая теория. Наиболее яркими представителями которой являлись Карл Менгер, Евгений Бем-Баверк и Фридрих фон Визер. Работы представителей австрийской школы основывались на том, что движущим мотивом общественного развития является не сфера производства, как на это указывали представители классической школы, а сфера потребления. Именно изменяющиеся потребности человека являются движущим рычагом развития экономики.

Спор между представителями классической школы и маржиналистами так же вечен, как выяснение вопроса: «Что появилось раньше: материя или идея».

Но австрийская школа вошла в историю экономической мысли не только данным подходом, но и принципиально новыми методами экономического анализа, базирующегося на предельных величинах. У маржиналистов не стоимость продукта, а его полезность становится исходной категорией исследования.

Девяностые годы XIX века ознаменовались появлением неоклассической школы, которая явилась естественным продолжателем классических традиций. Его ярким представителем стал Альфред Маршал. Он понимал возникновение предельного анализа в работах маржиналистов не как революцию в науке, а как результат ее эволюции. Ему удалось связать классику с современностью, обеспечить преемственность идей и показать неразрывность развития экономической мысли.

После «Великой депрессии», когда многие положения экономики не подтвердились на практике с опубликованием книги Джона Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» началась кейнсианская революция в экономической теории.

Его новаторство проявилось в анализе рынка и всей экономики, как единого целого организма, где все взаимосвязано, где действует система взаимообусловленных совокупных показателей национального дохода, потребления, сбережений и инвестиций. Кейнс и его последователи исходили из того, что рыночный механизм без государственного регулирования не справляется с многочисленными проблемами на макроуровне: безработицей, иныляццией, нарушением пропорций и т.д.

Но в 70-ые годы в условиях экономического спада в экономике Запада, рецепты кейнсианской школы не работали, и в противовес кейнсианству, возникла неолиберальная концепция. Неолибералы отстаивали свободу предпринимательства, отводя государству роль «ночного сторожа» либо «спортивного судьи».

Следующий этап развития экономики связан с американским ученым Полем Самуэльсоном. Он пришел к разумному сочетанию наиболее ценного в неокейнсианских и неоклассических теориях. Он выступает за активное вмешательство государства в экономику при сохранении ценностей западной цивилизации: демократии, личной свободы, частной собственности, свободной конкуренции.

Итак, современная экономическая мысль находится в развитии и представлена многообразием экономических концепций и теорий. Она дала жизнь таким наукам, как планирование, управление, финансы, кредит, бухгалтерский учет, статистика и т.д.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: