Две формы государственного устройства

Различают две формы государственного устройства: унитарную и федеративную. Обе они основаны на принципе статусов регионов. Первая из них появилась гораздо раньше. Но есть и очень старые федерации, например, Швейцария существует в такой форме уже более 700 лет. Но в чём их отличие? Рассмотрим два наиболее типичных подхода к их определению на уровне государства.

Административное деление Испании
Автор: Савин А.С., CC0 1.0

1. Первый подход заключается в том, что унитарное государство — то, в котором все субъекты являются административно-территориальными единицами, а федеративное государство имеет в своем составе автономии. Такой подход легко опровергается тем, что на политической карте мира мы можем найти множество унитарных государств, в составе которых есть автономии.

2. Второй подход говорит о том, что федерация — это государство, в составе которого все субъекты являются автономиями, а унитарное может состоять либо только из административно-территориальных единиц, либо дополнительно иметь в своем составе одну или несколько автономий.

Второй подход решает обозначенную проблему, однако две группы государств его опровергают:

· есть унитарные государства, в составе которых все регионы являются автономиями. Это новый, регионалистский тип, возникший в 1990-е гг. К ним относятся Италия, Испания и ЮАР;

· существуют федерации, в составе которых есть административно-территориальные единицы, например, Округ Колумбия в США, Федеральный округ Бразилиа в Бразилии, шесть союзных территорий в составе Индии и т.д. Они называются федеральными территориями.

Италия делится на 20 областей, 5 из которых автономные

Таким образом, подходы к определению форм политико-территориального устройства на основе только статусов регионов несостоятельны. Необходим подход к разграничению унитаризма и федерализма, основанный на принципе взаимодействия уровней политической организации общества. Ключевым критерием такого подхода будет направленность вектора формирования власти.

Федеративный принцип противоположен унитарному. Там регионы формируют центральную власть путем передачи центру её части. Именно на региональном уровне в таких государствах находится источник власти, хотя носители будут и на других уровнях.

Формы государственного устройства

Унитарные государства по принципу статусов регионов делятся на симметричные, асимметричные и регионалистские. Унитарные государства, в составе которых все субъекты являются административно-территориальными единицами, следует отнести к симметричной унитарной форме (например, Франция, Япония), государства, в составе которых наряду с административно-территориальными единицами есть и автономии, — к асимметричной унитарной форме (Украина, Китай), а государства, в составе которых есть только автономии, — к регионалистской унитарной форме (Италия, Испания, ЮАР).

Федеративные государства по тому же принципу делятся на симметричные и асимметричные (федератистские). Федеративные государства, в составе которых присутствуют только автономии, называются симметричными (например, Австрия, Аргентина), государства, в составе которых наряду с автономиями (которые такую федерацию и формируют) присутствуют административно-территориальные единицы, называются асимметричными (федератистские, например, США, Индия). Федеративного государства, состоящего исключительно из административно-территориальных единиц, быть не может, так как в таком образовании не будет субъектов, способных данное государство сформировать (осуществить принцип федерализма).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: