Как было показано ранее, федеративными являются государства, в которых источник власти находится на региональном уровне. Если унитарные государства основаны на принципе субординации — верхний уровень решает, какие полномочия оставить себе, а какие делегировать низшему, то в федеративных реализуется принцип субсидиарности — полномочия, с которыми эффективно справляется нижний уровень, закрепляются за ним, а те, для которых требуются большие возможности, передаются наверх.
Например, на муниципальном уровне хватает ресурсов управлять школой, но нет возможности организовать училище, тогда эта функция делегируется выше — на региональный уровень. Регион способен управлять училищем, но не имеет возможности открыть вуз — тогда эта задача ставится перед более высоким национальным уровнем. При субординации нижестоящий подчиняется вышестоящему, при субсидиарности — нижестоящий ставит перед вышестоящим задачу, с которой не может справиться сам.
Таким образом, в федеративном государстве властные полномочия (компетенции) делятся на два уровня — федеральный, за которые отвечает центр, и региональный, реализуемый органами власти региона (дуалистический федерализм); или на три уровня, если к первым двум добавить совместный, обозначающий сферы совместной ответственности центра и региона (кооперативный федерализм).
Данные страны конституируются снизу-вверх, при этом могут быть как сверхдецентрализованными (мягкая федерация Боснии и Герцеговины), так и сильно централизованными (как Россия или Канада). Они также могут быть симметричными — регионы имеют равный статус (Россия, Германия), или асимметричными (федератистскими) — регионы отличаются по своим полномочиям (США, Канада). В то же время в федеративных странах регионы, будучи источником власти, не обладают суверенитетом — он отнесен к национальному уровню.
По своему генезису федеративные государства делятся на исторические и договорные. Исторические возникли путем объединения независимых политических систем в единое образование через формирование нового уровня центральной власти (Швейцария, США), договорные же раньше были унитарными, однако на определенном этапе произошла их трансформация, при которой центр и регионы договорились о разграничении полномочий (Россия, Бельгия).
Характерные признаки федеративных государств:
· наличие у регионов собственной конституции (устава), определяющей структуру органов региональной власти и сферу их независимой компетенции;
· наличие законодательных органов региональной власти, обеспечивающих нормотворческую работу в пределах компетенций региона;
· наличие собственных налогов либо закрепленной доли перечисляемых в субъект федеральных налогов, распределение которых происходит органами исполнительной власти региона на реализацию собственных компетенций;
· наличие двухпалатного федерального парламента, в котором верхняя (региональная) палата уравнивает голоса субъектов федерации и имеет решающую роль в принятии знаковых решений (войны и мира, бюджета, изменения политической структуры и т.д.);
· обязательное согласование изменений в политической системе страны (скажем, изменений в конституцию) с регионами;
· отсутствие права на сецессию — односторонний выход из состава федерации региона.
Формально к федеративным государствам на современной политической карте мира относятся 27 государств:
· шесть в Европе (Россия, Германия, Австрия, Швейцария, Бельгия, Босния и Герцеговина);
· шесть в Азии (Индия, Пакистан, Малайзия, ОАЭ, Ирак, Мьянма, Непал);
· шесть в Африке (Эфиопия, Нигерия, Коморские острова, Судан, Южный Судан, Сомали);
· семь в Америке (США, Канада, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Сент-Китс и Невис);
· два в Океании (Австралия и Микронезия).
Федеративные государства мира Автор: Lokal_Profil, CC BY-SA 2.5
При этом на практике федеративный принцип реализуется только в 22 из них. Остальные относятся либо к квазифедерациям, называющимся федерациями, но пока не реализующими данный принцип на практике (Мьянма, Судан, Сомали), либо к муниципальным федерациям, где регионы обладают не политической автономией, а просто муниципальным самоуправлением (Микронезия, Сент-Китс и Невис).
Россия является симметричной федерацией договорного типа. Несмотря на разницу в названиях регионов страны, согласно Конституции, все они обладают одинаковым статусом, и единственное отличие республик — право определять официальные языки на территории субъекта в дополнение к русскому (статья 68 Конституции РФ). Таким образом, нельзя говорить о национальном характере российского федерализма.
Также в отдельный тип по ПТУ выделены конфедеративные государства. Они тоже основаны на федеративном принципе, однако их регионы обладают суверенитетом (не автономии, а суверенные регионы), т.е. такие страны представляют собой сверхдецентрализованные федерации, в которых на региональном уровне остается большинство полномочий, а государственный создается (часто временно) для решения отдельных задач (чаще всего безопасность и монетарная политика), не предполагающих передачу суверенитета в центр.
Сегодня таких стран в мире нет (наиболее близка «мягкая» федерация Боснии и Герцеговины), однако в прошлом они встречались довольно часто (например, Сербия и Черногория, Сенегамбия). Часто термин конфедерация используют по отношению к союзу суверенных государств, например, это Европейский Союз.