Класс история. Внутренняя политика Александра I, социально-экономическое развитие и национальный вопрос в 1815-1825 гг

Приступая к характеристике внутренней политики Александра I, учащимся предлагается вспомнить основные направления политики перед войной 1812 г. Учитель ставит перед учащимися задачу — по окончании урока определить причины перемены во внутренней политике Александра I после войны 1812 г. Учащиеся работают с текстом учебника и заполняют таблицу. Особое внимание уделяется терминам «либеральная политика», «консервативная политика», работа над которыми была начата на предыдущих уроках. Учитель осуществляет проверку работы, предлагая ответить на вопросы: 1. Как вы думаете, какое влияние оказала Отечественная война 1812 г. на внутреннее положение в Российской империи? 2. С чем были связаны перемены во внутренней политике Александра I? 3. Можно ли считать, что Заграничный поход повлиял на внутреннее состояние российского общества? 4. Как вы думаете, почему Александр I пошел на «польский эксперимент»? 5. Почему русский самодержец ввел конституцию на территории автономной области, а не во всей империи? Задание: Охарактеризуйте мотивы императора в желании ввести конституцию в Польше. Учитель отмечает, что работу над текстом российской конституции царь поручил Н. Н. Новосильцеву.

Анализ текста «Уставной грамоты Российской империи» Н. Н. Новосильцева. После прочтения документа учащиеся отвечают на вопросы: 1. Можно ли считать, что с введением в действие этого документа Российская империя стала бы ограниченной монархией? 2. Наличествует ли в проекте принцип разделения властей? Задания: 1. Подчеркните одной чертой высшие органы управления Российской империи, представленные в проекте Новосильцева. 2. Подчеркните двумя чертами их компетенцию. 3. Отметьте сходство и отличие проекта Новосильцева с проектом Сперанского.

Работая с текстом учебника, учащиеся записывают в таблицу указы, которые носили консервативный характер. Проект конституции, подготовленный Новосильцевым, был забыт. Разорение крестьян и помещиков центральной части России в ходе войны 1812 г. привели к тому, что Александр I пошел на вынужденную меру — разрешил продавать в частные руки государственных крестьян. Усиление крепостнических порядков консервировало самодержавную форму правления, препятствовало его реформированию. С 1820 г. начинается усиление реакционного курса. Крестьянам было запрещено жаловаться на жестокость помещиков, последние получили вновь право ссылать крепостных в Сибирь. В армии началась жесткая муштра, в результате в 1820 г. вспыхнуло восстание в Семеновском полку. Усилились гонения на просвещение и печать. В 1821 г. в Казанском и Петербургском университетах были уволены в отставку передовые профессора, против некоторых из них были возбуждены судебные дела, неблагонадежные студенты отданы в солдаты.

Нерешенность назревших и ставших явными проблем (тормозившей развитие страны самодержавной власти и крепостного права) привели к возникновению тайных организаций в армии.

Потрясения, связанные с тяжелой войной, со смертью детей, память о насильственной смерти отца привели Александра I к увлечению мистицизмом. В 1814 г. он приблизил к себе архимандрита Фотия. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. Проводилась политика на усиление положения и влияния православной церкви в стране в ущерб другим конфессиям. Была запрещена деятельность ордена иезуитов, появившихся в России в правление Павла I.

В заключение учитель обращает внимание учащихся на внутренние проблемы государства и отмечает главную — крепостное право, которое препятствовало инициативе крестьян и тормозило экономическое развитие в целом. Учащимся предлагается вспомнить содержание указа о «вольных хлебопашцах», изданного в 1803 г. В рамках либерального курса в 1816 г. был опубликован закон о полной отмене крепостного права в Эстляндии (однако земли сохранялись за помещиками), т. е. крестьяне освобождались от крепостной зависимости без земли, а в 1818—1819 гг. подобная реформа была проведена в Курляндии и Лифпяндии. Вопросы: 1. Как вы думаете, какие последствия имел этот закон для экономики этих земель? 2. Почему в качестве «полигона» этой реформы были избраны земли Прибалтики?

Разработкой общероссийской крестьянской реформы по указанию императора занимался А. А. Аракчеев. Учащиеся заслушивают сообщение об этом государственном деятеле. Учитель может дополнить сообщение, например характеристикой, которую дал Аракчееву Е. Баратынский.

Отчизны враг, слуга царя, К бичу народов — самовластью —Какой-то адскою любовию горя, Он не знаком с другою страстью...Скрываясь от очей, злодействует впотьмах Чтобы злодействовать свободней, Не нужно имени: у всех оно в устах, Как имя страшное владыки преисподней.

А П. А. Вяземский отмечал, что «это лицо, как и многие другие лица современной истории, ожидает еще верного, строгого, но и беспристрастного суда истории... ибо нередко имеют слишком большое значение сплетни, предубеждения, личности и страсть текущего дня». Сам Аракчеев, подводя итог прожитому, писал: «В жизни моей я руководствовался всегда одними правилами — никогда не рассуждал по службе и исполнял приказания буквально, посвящая все время и все силы мои службе царской. Знаю, что меня многие не любят, потому что я крут, да что делать? Таким меня Бог создал! И мною круто поворачивали, а я за это остался благодарен. Мягкими французскими речами не выкуешь дела! Никогда я ничего не просил для себя, и милостью Божьей дано мне все! Утешаюсь мыслью, что я был полезен».

«Аракчеевщиной» называли современники и ученые период «всевластия» этого государственного деятеля, не принимая в расчет, что в самодержавном государстве без императора не принималось ни одно решение, например с военными поселениями. После войны 1812 г. экономика страны оказалась в тяжелом положении: сократилась торговля, начался кризис финансовой системы. Поскольку страна не могла провести даже частичную демобилизацию армии, перейдя к всеобщей воинской повинности, приходилось тратить на ее содержание более 50% бюджетных доходов. Сохранение рекрутских наборов вызывало недовольство крестьян и помещиков, которые лишались рабочих рук. Чтобы как-то попытаться решить эту проблему, Александр I предложил создать военные поселения по примеру казачьих полков вдоль западной границы государства. Было предложено поселить пехоту возле Новгорода, а кавалерию — на Украине. Военными поселянами стало около 10% русской армии. Предполагалось, что в результате организации округов военных поселян будут сокращены расходы на армию, в мирное время не будут проводиться рекрутские наборы. В результате произойдет формирование зажиточного военно-земледельческого сословия, которое станет социальной опорой самодержавия. Однако на практике создание поселений натолкнулось на резкое сопротивление солдат и крестьян Новгородской, Херсонской и Слободско-Украинской губерний. Наиболее крупным протестом стало восстание летом 1819 г. в Чугуеве близ Харькова, подавленное властями.

До введения в действие указа крестьяне были втянуты в товарно-денежные отношения. Переходя в разряд хозяев-поселян, они становились обязанными содержать солдат действующей армии. Насильственное прикрепление крестьян к земле, запрещение заниматься торговлей и промыслами приводили к разорению.

Вопрос: Докажите, что военные поселения ограничивали возможности свободного развития хозяйства.

Закрепление материала 1. Почему император отошел от либерального курса во внутренней политике?

2. Каковы, на ваш взгляд, субъективные и объективные причины изменения внутреннего курса императора?

3. Можно ли считать, что Россия была не готова к кардинальным переменам политического строя и введению конституции?

Домашнее задание: § 5, конспект, вопросы и задания в конце параграфа.

Национальный вопрос.

В XVIII–XIX веках состав населения России претерпел существенные изменения. Этому в первую очередь способствовало расширение границ страны, включение в её пределы больших территорий с пёстрым национальным составом.

Так, по данным седьмой ревизии за 1815 год, в России проживало около 45 миллионов человек. При этом существенный процент (по некоторым данным, около 30) её населения составляли народы, не являвшиеся восточнославянскими. В начале 19 века Российская империя являлась многонациональным государством, которое было населено представителями разных народов. В период царствования Александра I в состав России были включены различные территории.

Кроме земель бывшей Речи Посполитой, ранее принадлежавших Пруссии и Австрии (где в основном проживали поляки и евреи), были присоединены земли, населённые финнами и шведами. На особом положении находилась Прибалтика.

Всё XIX столетие Россия продвигалась на Кавказ, постепенно принимая под свою опеку его многочисленные народы. Ещё в конце XVIII века к России были присоединены новороссийские и кубанские земли. Их освоение вызвало поток переселенцев не только из центральных районов страны, но и из-за границы.

При Александре I в Северном Причерноморье селились болгары, греки, сербы, гагаузы, немцы. Поэтому при проведении реформ требовалось учитывать местные особенности различных регионов страны. Проводить сбалансированную национальную политику в отношении каждого из многочисленных народов империи.

По итогам Русско-шведской войны 1808–1809 годов Россия присоединила Финляндию. Этот регион получил название Великое княжество Финляндское и сразу же приобрёл особый статус в составе империи (2 календаря). Финляндия была наделена довольно обширной автономией в управлении. Имела собственный сейм (собрание представителей всех сословий). Без его согласия нельзя было издавать, изменять или отменять ни один закон. Для управления Великим княжеством Финляндским император назначал генерал-губернатора. Как правило, им становился выходец из прибалтийских дворян. Генерал-губернатор возглавлял Комитет главного управления. Он являлся высшим административным учреждением. Состоял из 12 местных жителей: шести дворян и шести недворян. Всё делопроизводство в Финляндии велось, как и прежде, на шведском языке. Также был учреждён Правительственный совет. Он управлял судом и государственным хозяйством. Автономными оставались система образования и система местного самоуправления. Однако все должностные назначения в крае осуществлялись российским императором. Также в качестве жеста доброй воли и желая завоевать расположение своих новых подданных в 1811 году Александр I присоединил к Великому княжеству Финляндскому город Выборг с окрестностями. В целом достаточно мягкая политика российских властей позволяла обеспечить относительно спокойное развитие Финляндии в составе империи.

По решению Венского конгресса в состав России вошли земли герцогства Варшавского – государства, где к 1815 году не было крепостного права, существовала конституция, были провозглашены гражданские свободы. Поляки стали третьим по численности народом империи (после русских и украинцев), а евреи – четвёртым. Царство Польское, образованное в 1815 году, получило значительную самостоятельность.

Александр I даровал ему конституцию. Она считалась одной из самых либеральных в Европе. Согласно её статьям, главой Царства Польского являлся российский император. Он был обязан приносить присягу на верность конституции. Непосредственно от имени императора власть осуществлял наместник. Законодательная власть принадлежала царю и Сейму.

Сейм состоял из двух палат: Сената и Палаты послов. Его нижняя палата избиралась от городов и от дворянства, а верхняя назначалась императором. Избирательное право было ограничено возрастным и имущественным цензом. Сейм не обладал правом принятия законов. Он мог лишь предоставлять обращение на имя императора с предложением принять те или иные нововведения. Также все проекты законов должны были обсуждаться в Государственном совете – совещательном органе при наместнике.

Конституция Царства Польского гарантировала населению неприкосновенность личности, частной собственности, свободу вероисповедания, справедливый суд, свободу печати. Провозглашала равенство всех граждан перед законом. Польский получил статус единственного государственного языка. Назначение на государственные должности могли получить только подданные Царства.

Интересно, что в 1818 году на открытии Сейма в Варшаве российский император выступил с речью, в которой произнёс следующее: «…Либеральные учреждения… всегда были предметом моих забот, и я надеюсь распространить… их благотворное влияние на все страны, которые даны мне в управление».

Однако принятие конституции привело польское дворянство в состояние восторга. Многие стали надеяться на дальнейшее усиление независимости Царства Польского, на расширение его границ за счёт украинских и белорусских земель бывшей Речи Посполитой. Поэтому отношение к конституции было разным: поляки считали её принятие началом пути к восстановлению своей государственности. Император Александр I полагал, что и так сделал для Польши слишком много. В итоге это противоречие привело к формированию мощного польского национально-освободительного движения. Оно развернулось в последующие десятилетия, став источником множества проблем для Российской империи.

Реформаторская деятельность Александра I затронула также ещё одну национальную окраину империи – Прибалтику. Прибалтийские народы проживали в трёх западных губерниях России – Эстляндской, Лифляндской и Курляндской. К началу XIX века положение прибалтийских крестьян значительно ухудшилось. Фактически они находились под крепостным и национальным гнётом своих помещиков, которые в большинстве имели немецкое происхождение. Крестьянами же были предки современных эстонцев и латышей. Александр I попытался смягчить ситуацию. Согласно его указу от 1804 года, все прибалтийские крестьяне признавались прикреплёнными к земле, а не к помещику. Также запрещалась их продажа без земли. Крестьяне объявлялись владельцами своих наделов, но они не имели права передавать участки по наследству. Была введена строгая регламентация размеров барщины и оброка (повинностей). Однако указ не касался безземельных крестьян. В то же время новый закон был невыгоден для прибалтийских дворян. Они потеряли часть своих земель. Поэтому в 1816–1819 годах в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях Александр I провёл новую реформу. Здесь отменялась крепостная зависимость крестьян от помещиков – крестьяне получили личную свободу. Однако они потеряли все права на свои наделы. Собственниками земли объявлялись помещики. Крестьяне же получили лишь право аренды участков у них. Согласно реформе, создавались крестьянские волостные общины и крестьянские суды. Правда, контроль за их деятельностью возлагался на помещиков.

Ещё одной национальной окраиной империи являлся Кавказ. Карта его народов всегда была чрезвычайно пёстрой. К началу 19 столетия здесь проживало более 50 народов. При этом они относились к самым разным языковым семьям. К армянской (армяне) и иранской (осетины, курды, таты) группам индоевропейской семьи. К картвельской семье (грузины). К северокавказской семье (абхазы, абазины, кабардинцы, черкесы, адыгейцы, шапсуги, чеченцы, ингуши, аварцы, лакцы, даргинцы, табасараны, лезгины, агулы, рутульцы, цахуры). К тюркской (кумыки, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, азербайджанцы) группе алтайской семьи.

При этом народы Кавказа не только говорили на разных языках, но и исповедовали разные религии. Христианство – грузины, армяне, осетины. Ислам суннитского толка – большинство горских народов. Ислам шиитского толка – часть дагестанцев и азербайджанцев. В основном горские племена занимались скотоводством, а также подсобными промыслами – охотой, рыболовством. У большинства из них господствовал родоплеменной строй. Всю первую четверть XIX века проходило расширение российских владений на Кавказе. Каждое из расположенных здесь государственных образований имело свою историю вхождения в состав империи. Одни сами принимали подобное решение, другие сражались с русскими войсками за независимость. Присоединение кавказских земель к России имело как позитивные, так и негативные последствия. С одной стороны, кавказские народы получили надёжную защиту от нападок со стороны Турции и Ирана. Началось обоюдовыгодное взаимодействие экономики и культуры народов Кавказа и России. Русская администрация стала арбитром в межнациональных и родовых спорах. С другой стороны, включение Кавказа в состав империи стало источником многочисленных внутренних проблем в будущем. Обострило противоречия России с южными соседями. Введение новой системы управления, появление новых культурных обычаев, рост числа переселенцев из России часто вызывали протест местного населения. Кроме того, освоение новых земель требовало от российской казны огромных расходов. Это отвлекало часть средств, предназначенных для развития центральных областей страны.

Свои тонкости присутствовали и в национальной политике, проводимой властями в Сибири. Население этого обширного региона постепенно росло. В начале XIX века здесь проживало около 200 тысяч человек. Но уже к середине столетия его численность достигла 600 тысяч. В Сибирь переселялись жители центральных районов. Но это создавало угрозу того, что местные народы могли утратить свои самобытные черты. Все нерусские народы Сибири именовались в то время инородцами. У многих из них сохранились признаки родоплеменных отношений. Они активно перемещались по огромным сибирским просторам. Манси и ненцы продвигались на восток, занимая земли энцев. Селькупы двигались на юг по Енисею. Тунгусы (эвенки) расселялись на северо-запад. Чукчи теснили юкагиров. Заметно увеличили территорию своего проживания якуты, численность которых быстро росла. Шёл процесс формирования новых народов. Так, хозяйственная и культурная близость племён, проживавших в Туве, стала основой их этнической общности. Жившие в Минусинской котловине племена койбалов, качинцев, бельтиров, сагайцев, кызыльцев образовали хакасский народ. Монголоязычные племена Прибайкалья и Забайкалья – бурятский.

Всё это требовало от российских властей как бережного отношения к народам Сибири, так и включения её коренных жителей в экономическую и культурную жизнь российского общества. Желая упорядочить управление инородцами, в 1822 году был принят Устав об управлении инородцев. Он был разработан при активном участии Михаила Сперанского, являвшегося на тот момент генерал-губернатором Сибири. Согласно этому документу, коренные народы делились на три разряда – бродячие, кочевые и оседлые. Оседлые инородцы полностью были приравнены в своих правах к государственным крестьянам. Они несли все те же повинности. К ним были причислены такие народы, как татары, алтайцы, шорцы, южные ханты и манси. Бродячими инородцами, в число которых попали ненцы, коряки, юкагиры и другие охотничьи народы, управляли «князья» из числа местной родоплеменной верхушки. Похожее управление получили и кочевые инородцы (буряты, якуты, эвенки, хакасы и другие). Территория их расселения делилась на улусы и стойбища. Устав предусматривал постепенный переход бродячих и кочевых народов в оседлые с целью уравнивания их в правах с русским крестьянством, за исключением воинской службы. В Российской империи инородцам её несение не полагалось. Устав об управлении инородцев был самым прогрессивным для своего времени документом в отношении коренных народов. Аналогов ему не имело ни одно государство того периода.

Таким образом, в первой четверти XIX века российская власть была поставлена перед необходимостью строить национальную политику с учётом интересов всех народов империи.

ДЗ – таблица «Национальная политика Александра I в послевоенный период.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: