Самосознание – выделение индивидом себя из окружающей социальной среды, духовное отображение человеком окружающего мира.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей.
Интересы – постоянный побудительный механизм познания и деятельности личности.
Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, независимо от социальных ситуаций, в которых она находится.
Убеждения – личностные социально-психологические потребности, в основе которых лежат определённые представления, идеи, принципы.
Установки – предрасположенность к действиям.
Ценностные ориентации – совокупность социальных ценностей, выступающих в качестве целей жизни и основных средств их достижения.
Идентичность – отождествление личностью самой себя с определённым местом, социальной группой и т.п.
Теории развития личности. Сложность и многомерность процесса формирования и вития личности обусловили появление самых различных теорий, пытающихся объяснить те или иные стороны данной проблемы.
В рамках междисциплинарных исследований сложи социобиологический подход, сторонники которого (Э. Уилсон, Д. Фридман и др.) в объяснении процессов формирования и развития личности делают акцент на биологических факторах. По их мнению, некоторые типы поведения человека обусловлены генетически, т.е. наличием врожденных механизмов, являющихся результатом длительной эволюции. Эта теория подвергается критике со стороны многих ученых, отмечающих, что социобиологи не принимают во внимание способность людей мыслить, использовать символы и тем самым игнорируют роль культуры и социальной среды в становлении и развитии личности.
Ряд концепций личности основывается на функциональном подходе, согласно которому единицей социального анализа является не столько сам действующий индивид, сколько выполняемая им в обществе функция. Наибольшую распространенность в социологии получила ролевая теория личности, разные варианты которой разработали Дж. Г. Мид, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Шибутани и другие известные социологи и социальные психологи. С точки зрения всех этих концепций, личность представляет собой совокупность социальных ролей, выполняемых ею в обществе. Но если в трактовке Дж. Г. Мида и других социальных психологов роль выступает как результат межличностного взаимодействия, то в интерпретации Р. Линтона, Р. Мертона, Т. Парсона и их последователей — как комплекс требований, предъявляемых обществом к индивиду, занимающему определенную позицию в социальной системе. Иными словами, представители структурного функционализма рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи индивиду в обществе.
Ролевая теория личности имеет ряд несомненных достоинств. Во-первых, она позволяет раскрыть механизм взаимодействия человека и общества. Во-вторых, парные понятия «роль-статус» являются удобным аналитическим инструментом для описания ценностно-нормативной структуры общества и места в ней личности. В-третьих, понятие социальной роли можно зафиксировать эмпирическими методами, используя такие смежные категории, как «ролевые предписания», «ролевые ожидания» и т.д. Однако ролевую теорию нельзя принять в качестве единственной, поскольку она оставляет в тени активное, творческое начало личности.
С психологической трактовкой ролевой теории личности тесно связана концепция «зеркального Я», разработанная американским исследователем Ч. Кули. В соответствии с этой концепцией личность формируется в процессе ее социального взаимодействия и отражает представления человека о том, как его воспринимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое «зеркальное Я», которое состоит из трех элементов:
• представления о том, как его воспринимают другие люди;
• представления о том, как они его оценивают;
• как человек отвечает на воспринятую им реакцию других людей.
Таким образом, в теории «зеркального Я» личность выступает как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность оценивать себя с точки зрения других членов данной социальной группы.
При марксистском подходе к изучению личности упор делается на социальную обусловленность ее природы и деятельности. Исходным моментом здесь является теоретическое положение К. Маркса о том, что сущность человека есть «совокупность всех общественных отношений». Сущность же «особой личности составляет не ее физическая природа, а ее социальное качество, т.е. общественно значимое качество, присущее многим людям. Таким образом, личность, с точки зрения марксистского подхода, рассматривается как реализованная в индивиде интеграция социально значимых черт и общественных отношений данного общества. Это, с одной стороны, продукт исторического развития, а с другой — результат включения индивида в социальную систему, его предметной деятельности, способной изменять общественные отношения.
В русле психоаналитического подхода сформировала фрейдистская концепция личности, оказавшая заметное влияние на развитие представлений о природе человека. Модель личности, разработанная 3. Фрейдом, включает три компонента:
• сферу подсознания (Ид —Оно), где господствуют биологически обусловленные сексуальные (либидо) и агрессивные возбуждения;
• сферу самосознания (Еgо — Я), которая стремится реализовать бессознательные побуждения в приемлемой для общества форме;
• сферу сверхсознания (Suрег Еgо— Сверх-Я), включающую моральные нормы, принятые в данном обществе (это своеобразный «моральный цензор»).
Взаимодействие этих сфер носит конфликтный характер и определяет динамику развития личности. Возникающие при этом конфликты между сознанием и подсознанием решаются, по Фрейду, с помощью ряда психологических механизмов, которые подавляют и вытесняют из сознания личности побуждения и импульсы, противоречащие требованиям «морального цензора».
Главная проблема, которую пытался разрешить Фрейд, — проблема противоречия между человеком и обществом. В своих выводах он склонялся то к пессимизму, полагая, что человеческая природа слишком консервативна, чтобы могли произойти серьезные социальные изменения и был разрешен драматический конфликт человека и общества, то к осторожно оптимистической позиции, согласно которой, в конечном счете, с помощью психоаналитической терапии и правильно организованной системы воспитания может произойти эволюция в нужном направлении.
Таким образом, проблема личности породила немало теорий и концепций. Ни одна из них не может быть абсолютизирована. Только синтез лучших достижений разных исследовательских подходов позволит составить целостное представление о природе личности, о процессах ее формирования и развития.
Социальная типология личности. Социальный тип личности представляет собой продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей и отражает их устойчивые черты характера, сформировавшиеся под влиянием общественной системы.
В социологии часто выделяют несколько типов личности:
· модальный – усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе;
· базисный – понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества
· идеальный – не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего.
Существуют и иные типологии. К примеру выделяют такие виды личности как:
· пассионарный (обладающий чрезмерной жизненной энергией);
· модальный (т.е. идеальный к которому нужно стремиться);
· базисный (наиболее часто встречающийся в данном обществе, типичный);
· маргинальный (т.е. находящийся на стыке двух культур);
· авторитарный (стремящийся к сильной авторитарной власти в обществе);
· мафиозный (готовый на всё ради достижения своих идеалов);
· демократический, реактивный (т.е. реагирующий на окружающую действительность);
· проактивный (меняющие обстоятельства а не подстраивающиеся под них); стяжательский, рыночный, конформистский, деструктивный, преступный, творческий.
Социологические исследования показывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию — предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, умения подать себя; взаимодействия в сфере производства фокусируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а в сфере семейной и личной жизни — эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии.
В то же время социологи отмечают и обратное воздействие устойчивых личностных качеств и поведенческих стереотипов на возникновение и развитие общественных отношений или иного типа.
Социализация. Это начинающийся во младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм.
Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т. п. Понятие «социализация» объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.
Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации, в основе которого лежат связи между индивидуумами и освоение социальных навыков. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении жизни.
Выделяют две основные формы социализации:
· ненаправленная или стихийная социализация – стихийное, автоматическое формирование определённых социальных качеств в процессе и результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении;
· направленная – специально разработанная обществом или его определёнными институтами и организациями система средств воздействия на развивающуюся личность с целью формировать её в соответствии с доминирующими в данном обществе ценностями.
Обе формы могут в определённых обстоятельствах согласовываться, гармонизировать друг с другом или наоборот, противоречить друг другу. В последнем случае может возникнуть конфликтная ситуация, осложняющая и затрудняющая процесс социализации. Считается, что при стихийной социализации, детерминированной социальной средой (друзья, семья и т.п.), возможна передача личности отживших стереотипов, представлений, правил, которые увлекут его на путь девиантного поведения, отклоняющегося от общепринятых в обществе норм. Такая социализация, без включения механизмов направленной социализации может стать ущербной как для формирующейся личности, так и для общества. Однако возможны иные ситуации, когда направляемая социализация навязывает обществу антинормы, контркультуру (фашистская идеология). В такой ситуации важна роль семьи и т.п.
Важную роль в процессе социализации играет идентификация личности, т.е. отождествление её с определёнными ценностями, нормами, которые ей кажутся наиболее близкими. Принимая те или иные установки, ценности, личность и начинает развивать свою индивидуальность.
Основные факторы социализации:
· биологические (напр. биологическая наследственность индивида);
· психологические (влияние на процесс социализации темперамента, характера);
· социальные (экономические, политические, культурные и т.п.).
Основные агенты социализации:
· семья;
· школа;
· трудовой коллектив;
· система культуры (СМИ, церковь и т.п.).
Этапы социализации. Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст.
Д-р Орвиль Г. Брим (1966) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.
1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.
2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.
3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета».
4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками, социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.
Большинство исследователей выделяет несколько этапов социализации:
Первый этап – младенчество (первые два года). Основной канал социализации на данном этапе – общение.
Второй этап – раннее детство (2-6 лет). Здесь ведущим каналом является ролевая игра. Поэтому основой формирующегося ребёнка на данном этапе является освоение ролей. Развитие воображения, фантазии значительно опережают обретение знаний.
Третий этап – младший школьный и подростковый возраст (7-14 лет), этап перехода от «возраста игр» к «возрасту учения» в школе. Главными доминантами социализации являются обучение и познание мира с помощью учителей, книг, фильмов. Развивается абстрактное мышление, оттесняющее на задний план художественную фантазию).
Четвёртый этап – юношеский и завершение учёбы (14-25). Происходит завершение учёбы. Также наблюдаются существенные изменения в самосознании и самооценке личности, возникает потребность в выработке мировоззренческих установок, смысложизненных принципов и т.п.
Пятый этап – трудовая стадия (25-60 лет). Переход от систематического обучения к продуктивному труду. Важную роль приобретает специализация в разделении труда.
Шестой этап – послетрудовая деятельность. Переход к заслуженному отдыху.
Ресоциализация - усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить свое поведение на основе этого понимания.
Жизненные кризисы. Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном развитии человека, Эриксон (1950) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.
По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.
Ритуалы перехода. В традиционных обществах ритуалы перехода — это специальные ритуалы, знаменующие собой переход из одного социального или религиозного статуса в другой. Подобные ритуалы есть во всех известных истории обществах. Большинство наиболее важных и распространенных ритуалов перехода связаны с биологическими жизненными кризисами — рождением, половым созреванием, воспроизводством рода и смертью. Каждый из этих кризисов приносит с собой изменения в социальном статусе. Другие ритуалы сопровождают изменения, всецело относящиеся к культурной, а не биологической, жизни, такие, как, к примеру, посвящение в члены обществ и братства объединенных особыми интересами.
На протяжении почти всей истории человечества ритуалы перехода всегда были религиозными церемониями; они совершались в религиозном обрамлении, рассматривались как религиозные акты и потому наделялись особой сакральной значимостью. Однако с точки зрения современной социологии они обычно расцениваются как абсолютно секулярные по своей природе. Возникшая в последние десятилетия тенденция к секуляризации представлений о ритуалах перехода влечет за собой понимание природы таких ритуалов скорее как социальной, чем чисто религиозной.
Одной из важнейших функций ритуалов перехода, которая часто упускается из виду интерпретаторами, является обеспечение массовых зрелищ. Ритуалы перехода и другие религиозные действа были в прошлом важнейшим средством вовлечения масс в эстетическую деятельность, и религия служила двигателем развития изобразительного искусства, музыки, пения, танца и других эстетических форм самовыражения.
Девиантное поведение. Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам.
В широком смысле девиант — любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При такой постановке вопроса следует говорить о формах и размерах отклонения. К видам (или формам) девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.
В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название — делинквентное ( буквально — преступное) поведение. Оба значения — широкое и узкое — одинаково употребляются в социологии.
Основные подходы к объяснению девиантного поведения. В конце XIX и начале XX в. были распространены биологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли.
Уильям X. Шелдон (1940), известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела. Он считал, что у людей определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. Экоморф – он отличается тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью.
В последнее время биологические объяснения девиантного поведения фокусируются на аномалиях половых хромосом. Нормальная женщина обладает хромосомами типа ХХ, а мужчина ХУ. Но у отдельных людей обнаруживаются дополнительные Х или У-хромосомы. У мужчины, имеющего дополнительные хромосомы типа У наблюдаются тяжёлая психопатичность, для них характерна повышенная девиантность.
По мнению Уолтера Гоува большинство преступлений совершается молодыми людьми, т.к. это требует большой выносливости, физической силы. Разнятся и преступления между мужчинами и женщинами. Только несколько процентов женщин арестованы за грабежи и разбойные нападения при отягчающих обстоятельствах. Правонарушения, где требуется физическая сила совершается в основном мужчинами. И наоборот, среди женских преступлений значительный процент составляют подлоги, мошенничества, хищения, растраты, магазинное воровство.
Сторонники психологической трактовки связывали девиацию с психологическими чертами (неустойчивостью психики, нарушением психологического равновесия и т. п.).
Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. Он предлагает теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально — «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути, аномия, — это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми.
Теория аномии получает дальнейшее развитие у Р. Мертона. Главной причиной девиации он считает разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. Многие правонарушения возникают в результате разочарований личности. Снижение жизненного уровня, расовая дискриминация и т.п. приводят к девиантному поведению. Если человек не занимает прочного поведения в обществе, не может достичь определённых целей, то со временем возникает разочарование.
Но эта теория не может объяснить, почему воруют состоятельные люди.
Теория подражания – её вывел французский социолог Г. Тард. Согласно ему, преступниками становятся потому, что с ранних лет попадают в преступную среду или среду лиц, склонных к девиации.
Теория дифференциальной ассоциации – чем больше контакты человека с криминогенной средой, тем больше вероятность того, что в его поведении возникнут девиации.
Согласно культурологическим объяснениям, девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. В обществе существуют отдельные группы, нормы которых отличаются от норм остального общества. Это обусловлено тем, что интересы группы не соответствуют нормам и большинства.
Согласно культурологическим объяснениям, девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры.
Теория стигматизации (наклеивания ярлыков) объясняет девиантное поведение способностью влиятельных групп ставить клеймо «девиантов» членам менее влиятельных групп. Именно так поступали с неграми в Америке. Согласно данной теории, чем выше статус личности, тем меньше у неё получить ярлык девианта.
Конфликтологический подход к девиации отвергает все теории преступности, трактующие ее как нарушение общепринятых законов. Согласно конфликтологам, создание законов и подчинение им является частью конфликта, происходящего в обществе между различными группами. Так, когда возникает конфликт между властями и некоторыми категориями граждан, власти обычно избирают вариант принудительных мер.
Другие конфликтологи, разделяющие марксистскую точку зрения, утверждают, что законы и деятельность правоохранительных органов — это орудие, которые правящие классы (владеющие средствами производства) используют против тех, кто лишен власти. Например, в XII в. были приняты законы, запрещающие бродяжничество, что было обусловлено стремлением землевладельцев заставить бедняков работать, ибо в то время каждый десятый работник погибал от чумы или его забирали в отряды крестоносцев.
Особый интерес для социологов представляет социально-психологическая классификация преступников, предложенная социологом В. Харчевой:
1. Глобальный преступный тип, для которого характерна «полная преступная заряженность». К нему относят бандитов, террористов, особо опасных рецидивистов и др.
2. Парциальный тип, т. е. человек с «частично преступной заряженностью». Эти лица нравственно «раздвоенные», в которых соседствуют черты нормального типа личности и типа личности преступника.
3. Предкриминальный тип характерен для лиц, которым присуща большая эмоциональная возбудимость, недостаточное самообладание и т. д. В конфликтной ситуации они способны на преступление, хулиганство, убийство из ревности и т. д.
Основные формы девиантного поведения. К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, наркоманию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику.
Преступность. К факторам, воздействующим на динамику преступности можно отнести: социальное положение, род занятий, образование, нищету, социальная дезорганизация и деклассирование (разрушения или ослабления связей между индивидом и социальной группой). До сих пор остается дискуссионной проблема соотношения биологического и социального в формировании преступного поведения.
Алкоголизм. Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем. Однако эта социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50% всех разводов также связано с пьянством.
По каким критериям можно судить об алкогольной ситуации и ее динамике? Как правило, используются три группы социологических показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране: во-первых, уровень потребления алкоголя на душу населения и структура потребления; во-вторых, характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртного; в-третьих, ущерб, причиненный экономике и обществу пьянством.
Следует учитывать и еще целый ряд характеристик, например, регулярность потребления, длительность, связь с приемом пищи. Важны и особенности распределения общего объема потребления алкоголя среди населения: численность и состав пьющих, непьющих, пьющих умеренно; распределение потребления алкоголя между мужчинами и женщинами, по возрастам и другим социально-демографическим признакам. Поведение при одинаковой степени опьянения и оценки этого поведения также существенно различаются в социокультурных и этнических группах. Все перечисленные характеристики входят в понятие модели алкогольного потребления. В истории борьбы общества с алкоголизмом можно обнаружить два направления. Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства. Во-вторых, усилия направленные на уменьшение потребности в алкоголе, улучшении социальных и экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности.
Наркомания. (от греч. «нарко» – оцепенение и «мания» - бешенство). Это заболевание, выражающееся в зависимости от наркотических средств, постепенно приводящей к глубокому истощению психических и физических функций организма. Подавляющее большинство наркоманов – молодые люди в возрасте до 30 лет (в России). Соотношение мужчин и женщин – 10:1 в России и 2:1 на Западе.
Суицид. Отмечено, что вероятность проявления этой формы отклонений зависит и от возрастной группы. Самоубийства совершаются чаще в возрасте после 55 и до 20 лет, сегодня самоубийцами становятся даже 10—12-летние дети. Мировая статистика свидетельствует, что суицидное поведение чаще проявляется в городах, среди одиноких и на крайних полюсах общественной иерархии.
Выделяют европейский и азиатский типы распространения самоубийств. Азиатский тип распространения самоубийств объясняется национально-религиозными традициями, особенностями межличностных отношений, большим количеством многодетных семей, урбанизацией; европейский — неблагоприятной социально-экономической обстановкой на селе, стагнацией деревенской жизни, оттоком работоспособных селян в города, старением сельских жителей. По этим же причинам среди городов по числу самоубийств лидируют малые и средние.
Наконец, несомненна связь суицидного поведения с другими формами социальных отклонений, например, с пьянством. Судебной экспертизой установлено: 68% мужчин и 31% женщин покончили с жизнью, находясь в состоянии алкогольного опьянения. На учете как хронические алкоголики состояли 12% совершивших самоубийство мужчин и 20,2% всех покушавшихся на свою жизнь.
В отечественной социологии до настоящего времени мало исследована остается проблема аддикции (аддикция — пагубная склонность к чему-либо). Между тем, без понимания механизма возникновения и протекания этого явления, на наш взгляд, трудно анализировать алкоголизм, наркоманию и некоторые другие формы деструктивного поведения.
Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности.
Какие вещества, предметы или действия могут быть средством для людей с аддиктивной формой поведения? Это — наркотики, алкоголь, табак, азартные игры (включая компьютерные), длительное прослушивание ритмической музыки, а также полное погружение в какой-либо вид деятельности с отказом от жизненно важных обязанностей человека.
Делинквентное поведение. Нарушения социальных норм могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.
К преступлениям относятся мошенничество, хищения, изготовление фальшивых документов, взятки, промышленный шпионаж, вандализм, воровство, взлом, автокражи, поджоги, проституция, азартные игры и другие разновидности противоправных действий.
Девиантное и делинквентное поведение можно различить следующим образом. Первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы — отклонение, для другого или других может быть привычкой. Высщий класс считает свое поведение нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших, — отклонением. Поведение считается таковым относительно культурных норм данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. Уличное ограбление представителями социальных низов может считаться нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма — юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления.
В современную эпоху острых социальных потрясений негативные отклонения, в том числе преступления, получают все большее распространение. По данным VII Конгресса ООН (1985), преступность в развитых западных странах в 80-е годы по сравнению с 70-ми существенно возросла: число насильственных преступлений увеличилось 2 раза, корыстных — в 3 раза. Алкоголизм охватил до 10% работающих. Появились или получили распространение новые особенно опасные формы преступности, в том числе преступность в бизнесе на внутригосударственном и международных уровнях (преступность транснациональных монополий), коррупция служащих, хищение произведений искусства, преступность, связанная с наркотиками, международный терроризм, преступления против потребителя (фальсификация продуктов), экологические преступления, экономический шантаж и др.
Изменились и формы преступлений, и типы негативных отклонений в нашей стране. Развитие частного предпринимательства, кооперации вызвали к жизни такую форму посягательства, как рэкет. Получили развитие организованная преступность, детская преступность, проституция.
Конформизм – он является антиподом девиантного поведения и представляет собой внешнее согласие с общепринятым, потому что внутренне индивид может сохранять в себе несогласие с ними, но никому не говорить о том. Социальный конформизм может иметь разные формы.
Эмиль Дюркгейм полагает, что в традиционном обществе комформизм принимает форму внешнего сходства всех вплоть до полного тождества. В современном обществе, по Дюркгейму суть конформизма – не обязанность человека быть неотличимым от социального типа, а выполнение долга перед обществом.
Девиантное поведение в России. По мнению профессора В. Лунеева, основными причинами, формирующими высокий уровень преступности в нашей стране, являются следующие:
1. Идёт процесс привыкания населения, особенно молодежи, к преступности. Два десятка лет тому назад череда организованного кровавого террора, массовых захватов заложников, работорговли, вереница публичных заказных убийств, многомиллионных мошенничеств и открытая беспрецедентная коррумпированность высших государственных чиновников шокировали бы нас. В настоящее время люди наблюдают это все почти ежедневно и принимают как данность.
2. В виртуальном мире кино и телевидения мы видим сплошной криминал. И привыкание к нему как к обыденности, интерес детей и молодежи к кровавым зрелищам — очень опасная тенденция, имеющая самые трагические последствия. Героизация бандитизма в отдельных телесериалах, к примеру в «Бригаде», дает свой результат: уже немалая часть молодых людей сознательно ориентируются на эти образцы поведения.
3. Доминирующая криминальная мотивация прагматична, утилитарна и примитивна — личная корысть и иная личная выгода. Она мало изменилась с библейских времен. Процесс «окорыствования» общественных отношений, не только экономических, но и политических, нравственных и даже творческих, продолжается. Надежды на то, что экономический прогресс, повышение благосостояния населения автоматически приведут к снижению преступности, не оправдались. Самый высокий уровень преступности характерен для некоторых экономически развитых стран, например США. По некоторым оценкам, уровень преступности в мире за последние четверть века увеличился по крайней мере в 5 раз.
4. Ежегодно в мире регистрируется до 500 млн преступлений. В расчете на 6 млрд населения Земли это 8 тыс. преступлений на 100 тыс. жителей. На этом фоне ситуация в России выглядит не так уж и плохо — 2,4 тыс. Реальная преступность по меньшей мере в два раза выше, а во многих странах — в четыре и пять раз. Есть основания полагать, что официальная статистика
правонарушений в России серьезно занижена.
5. Наряду с фактическим ростом преступности, идет непрерывный процесс криминализации (возведения в ранг преступления) и деликтолизации (возведения в ранг административных правонарушений) все новых и новых видов общественно опасного и вредного поведения. За время действия четырех уголовных кодексов России было криминализировано более 300 видов преступных деяний (видеопиратство, деятельность хакеров и др.) и декриминализировано около 100 (валютные операции, спекуляция и т. д.). Таким образом, тенденции криминализации в три-четыре раза выше декриминализации общественной жизни.
6. Нарастают противоречия в уголовном законодательстве и правоохранительной системе. Налицо снисходительное отношение ко многим распространенным и опасным формам фактической криминальной деятельности политической и экономической элиты — фактору особенно криминогенному. Коэффициент поражаемости реальной преступностью элитарных групп не ниже, чем самых низших слоев населения. Преступность власти, богатых почти не попадает в орбиту деятельности правоохранительных органов, хотя именно эти социальные группы причиняют колоссальный материальный и моральный вред: рушится вера в демократию, проводимые экономические и политические реформы, подрывается доверие к власти и государству. Достаточно вспомнить иммунитет депутатов Государственной Думы и сенаторов в Совете Федерации. Подобных заведомых индульгенций нет ни в одной из цивилизованных стран.
Один из авторов либеральных реформ, Е. Гайдар, высказался достаточно цинично. «Власть и собственность — одно и то же. Если у тебя есть власть, то у тебя есть собственность. У тебя есть собственность, но нет власти, так у тебя и собственности не будет»5.
В 1990 г. по России было зарегистрировано 1240 преступлений на 100 тыс. населения, в 2002 — уже 2400. По мнению некоторых юристов, правоохранительная система явно не справляется с валом преступности. Если бы она регистрировала, расследовала и рассматривала в суде основную часть совершаемых преступлений, то просто рухнула бы под грудой многих миллионов дел.
Социологические опросы показывают: половина населения не надеется на то, что правоохранительные органы смогут обеспечить им защиту от преступных посягательств. Почти все, кто обращался в правоохранительные органы за помощью, были разочарованы их действиями — до 90% опрошенных. Самое большое число заявлений в Европейский суд по правам человека в Страсбурге — из России.
Основное влияние на рост преступности в современной России оказывают общая нестабильность и разбалансированность экономики, прогрессирующий рост цен, падение жизненного уровня, снижение степени социальной защиты населения. Крайне отрицательно влияет на состояние преступности рост безработицы. Зарубежные социологи отмечают, что рост безработицы на 10% влечет за собой рост преступности на 3—6%. Безработица особенно заметно сказывается на росте краж, грабежей, вымогательств и других подобных преступлениях.
Переходное состояние российского общества, процессы первоначального накопления капитала ведут к усилению организованной преступности, к преступным посягательствам в финансовой сфере, внешнеэкономической деятельности, способствуют росту коррупции и взяточничества. В 1989 г. в России было зарегистрировано 485 организованных преступных групп, в 1995-м их было уже 82226. Рост за 16 лет — в 17 раз. Более интенсивно устанавливались организованными преступными формированиями международные и региональные связи. И еще более интенсивно росла коррумпированность организованной преступности.
По самым осторожным оценкам, реально в России ежегодно совершается 12—15 млн преступных деяний, по подсчетам ВНИИ МВД РФ —22— 25 млн. Официально же регистрируется около 3 млн (в 2003 г. учтено 2 756 398 преступлений), или 15—20% от фактически совершаемых преступлений, выявляется около 10% правонарушителей, а осуждаются к различным видам наказания не более 5% преступников от реально совершивших преступления. Но и с ними правоохранительная система справиться не может. «Помогают» массовые амнистии, которые проходят ежегодно. Латентная (незаявленная, незарегистрированная и недоказанная) же преступность приближается к 80—85%. Превентивная роль уголовного наказания равна практически нулю9.
Сегодня в России проживают 145,2 млн человек, а к 2015 г., как прогнозируют демографы, может остаться всего 130 млн. Одним из факторов уменьшения численности населения являются убийства — их в 2002 г. зафиксировано 32,2 тыс., а в 2003 — 30,9 тыс. Связанной с преступными проявлениями можно считать гибель в дорожно-транспортных происшествиях — их было более 33 тыс., а также от передозировки наркотиков — от 10 до 50 тыс. человек (по неофициальным данным). Ежегодно в России по «неестественным причинам» умирает около 200 тыс. человек — по 548 ежедневно. За 2003 г. в нашей стране в целом зарегистрировано 2526305 преступлений, из них 1347723 тяжких и особо тяжких. Т. е. ежеминутно совершается 5 преступлений. Мировая статистика свидетельствует, что если в мире количество преступлений за последние 10 лет возросло в 4 раза, то в России — в 8 раз. Можно сделать вывод о том, что преступность в России — это своего рода война криминалитета с обществом10.
Среди отдельных социальных групп самый большой рост преступности наблюдается у частных предпринимателей и чиновников. Больше того, некоторые идеологи и теоретики демократической власти (Г. Попов) оправдывали взяточничество и коррупцию чиновничества, объясняя это необходимостью повышения их заинтересованности в экономическом реформировании общества.
К тому же нельзя забывать, какой девиантный потенциал накоплен в России, где тюремный и лагерный опыт имеют 10—12 млн человек. И в настоящее время в местах заключения в нашей стране находится почти миллион человек — больше, чем в любой другой стране мира. По состоянию на 1 января 2003 г. в 748 исправительных колониях содержалось 720,8 тыс. человек, в воспитательно-трудовых колониях — 10,9 тыс., в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания — 145,4 тыс. человек.
В 1879 уголовно-исполнительных инспекциях состояла на учете 641 тыс. осужденных без лишения свободы".
В современной России нарастают негативные явления, которые можно было бы назвать социальными болезнями. В конечном счете именно они в значительной мере определяют девиантный потенциал населения.
На фоне резкого сокращения средней продолжительности жизни (в 2004 г. для мужчин — 59,1 года, для женщин — 72,5) нарастает удельный вес лиц в возрасте старше 65 лет. В России он составляет 11 % (предельное критическое значение в мире — 7%). Оценивая состояние здоровья населения, следует учитывать, что за годы реформ потребление основных продуктов питания в России сократилось почти вдвое. Зато на человека в год приходится 14-18 литров абсолютного алкоголя (критическое значение в мировой практике — 8 литров). На учете сегодня состоят 2,2 млн алкоголиков и 70 тыс. наркоманов. По мнению С. Олькова, чтобы получить реальную информацию, надо официальные данные увеличить в 3—3,5 раза по алкоголикам и в 10 раз по наркоманам. И тогда число алкоголиков и наркоманов приближается к 10 млн. человек. Все эти люди формируют потенциал девиантного поведения.
Сегодня происходит взрыв социально обусловленных заболеваний: туберкулезных, венерических, особенно среди детей и подростков. За годы реформ заболеваемость сифилисом возросла в 50 раз14, число смертей от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей и подростков — в 42 раза15.
Современная российская молодежь, в отличие от людей среднего и пожилого возраста, прекрасно информирована о наркотиках. О них хорошо знают даже те юноши и девушки, которые сами их не пробовали: в ходе опроса было названо более 100 наименований наркотических веществ. Для удобства анализа все наименования были сведены в группы по двум критериям. Первый основан на характере воздействия на психику индивида (8 типов), второй классифицирует виды наркотических средств (24 вида). Среди опрошенных 80% знают об опийной группе, 77% — о препаратах на основе каннабиса (конопли), 61% — о стимуляторах, 30% — о галлюциногенах, 8% — о снотворных и седативных средствах, 2% — об ингалянтах, 0,5% — о внутривенном наркозе, 11% назвали другие средства, включая «самоделки». Информированность о первых трех группах наркотических средств велика уже у 12-летних детей; с 15-летнего возраста резко возрастает количество знающих о существовании галлюциногенов; молодые люди старше 16 лет чаще называют снотворные и седативные средства. Число юношей и девушкек, которые никогда не пробовали никакие наркотические препараты, составили 55%, молодые люди, принимавшие какой-либо наркотик один-три раза, — 23%. Тех, кто потребляет наркотик не реже одного раза в две недели («группа риска»), насчитывается 14%; а наркозависимых, требующих лечения в обязательном порядке (т. е. тех, кто принимает наркотики как минимум через день), — 8%16.
Новым явлением в России стала компьютерная преступность, нарастающая вместе с темпами информатизации страны. В 1997 г. было создано специальное управление «К» МВД России. В 2002 г. в стране совершено 3,5 тыс. компьютерных правонарушений: рост только за один год — в три раза17.
Мировоззренческие принципы хакеров пропагандируются в средствах массовой информации. Помимо сайтов и порталов, конференций и съездов ценности хакерской субкультуры широко представлены в печатной продукции и пользуются колоссальным успехом. Так, спрос на книгу «Библия хакера», изданную в России в 2001 г., столь велик, что ее коммерческая цена достигла 20 тыс. рублей.
Социологи, изучающие это новое для нашей страны явление, дают следующую характеристику участникам хакерского движения:
· шутники — взламывают компьютерные системы для достижения известности, не причиняют системам серьезного вреда и выражают себя внесением различного рода юмористических заставок;
· фракеры — осуществляют взлом интрасетей в познавательных целях для получения информации об их топологии, используемых в них программно-аппаратных средствах и информационных ресурсах, а также о реализованных методах защиты;
· взломщики — производят взлом компьютерной системы с целью кражи или подмены хранящейся там информации. Разновидностью этой категории хакеров являются взломщики программного обеспечения и специалисты по подбору паролей, кодов;
· вандалы — взламывают компьютерную систему для ее разрушения (порчи и удаления данных, внедрения вирусов).
Социальный контроль. Институты в то же время выступают инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному порядку стимулируют людей подчиняться и дисциплинироваться. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.
Любое общество для самосохранения устанавливает определенные нормы, правила поведения и соответствующий контроль за их исполнением. Основные формы контроля:
• профилактическая работа с социальными группами в предкриминальном состоянии;
• изоляция — отлучение от общества закоренелых преступников;
• обособление — ограничение контактов, неполная изоляция, например колония, психбольница;
• реабилитация — подготовка к возвращению к нормальной жизни правонарушителей.
Функции и содержание социального контроля. Социальный контроль по отношению к обществу выполняет:
· охранительную функцию;
· стабилизирующую функцию.
Основные элементы социального контроля. Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий и включает такие элементы, как
· социальные нормы;
· санкции;
· власть.
Социальные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы, предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом.
Первый тип — это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах).
Второй тип — это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодежи. Есть общенациональные традиции и нравы.
Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует мягкое наказание — неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм могут следовать очень сильные жесткие санкции — изгнание из страны, тюремное заключение, даже смертная казнь.
Нормы связывают или, как научно выражаются специалисты, интегрируют людей в единую общность, коллектив. Во-первых, нормы — это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Во-вторых, нормы — это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения.
Санкциями называются не только наказания, но также поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Наряду с ценностями они ответственны зато, почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон — со стороны ценностей и со стороны санкций. Социальные санкции — разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т. е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т. е. за девиантность.
Выделяют 4 типа санкций:
1) позитивные;
2) негативные;
3) формальные;
4) неформальные.
Форма ответной реакции (санкций) общества на тот или иной вид девиации должна зависеть от того, какие (по степени важности) социальные нормы нарушаются: общечеловеческие, расовые, классовые, групповые, индивидуальные. Выделяют следующие зависимости:
1) чем важнее те социальные нормы и ценности, которые нарушаются, тем решительнее должны быть действия государства. Самая почитаемая ценность — естественные права человека;
2) чем ниже уровень нарушенной социальной нормы, тем больший упор должен делаться на неформальные меры социального контроля (социальное вознаграждение или порицание, убеждение и т. д.);
3) чем сложнее социальная структура общества, тем многообразнее должны быть формы социального контроля;
4) чем ниже уровень нарушаемых человеком социальных норм, тем терпимее должна быть реакция на его действия;
5) чем демократичнее общество, тем больший акцент должен делаться не на внешнем социальном, а на внутреннем личностном самоконтроле.