Социальное взаимодействие: понятие и сущность.
Социальное взаимодействие - это система социально обусловленных индивидуальных и/или групповых действий, связанных взаимной причинной зависимостью, при которой поведение одного из участников является одновременно и стимулом и реакцией па поведение остальных.
Таким образом, поведение одного или всех участников взаимодействия вызывается предшествующими социальными действиями или условиями этих действий и одновременно выступает в качестве причины последующих действий.
В процессе взаимодействия происходит разделение и кооперация функций, а, следовательно, взаимное согласование совместных действий. В футболе, скажем, согласованность действий вратаря, защитников и нападающих; в балете - солистов и танцевальной группы; на заводе - директора, главного инженера, начальника цеха, мастера, рабочего и т.п. В каждом из приведенных примеров, в любом взаимодействии все выполняемые в процессе его развертывания функции распределены и согласованы, что и вызывает определенный эффект взаимодействия.
|
|
Можно выделить четыре основных признака взаимодействия:
1.Предметность - наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам или группам цели, осуществление ко торой по различным причинам предполагает необходимость объединения усилий, будь это тот же футбол или работа какого-либо цеха Минского автозавода.
2.Ситуативностъ — достаточно жесткая регламентация конкретными условиями той ситуации, в которой протекает процесс взаимодействия: если мы с друзьями находимся в оперном театре, мы реагируем на происходящее на сцене совсем иначе, чем в том случае, когда мы с ними же бываем на футбольном матче или загородном пикнике.
3.Эксплицирование - доступность для стороннего наблюдателя внешней выраженности процесса взаимодействия, будь это - игра, танцы или работа на заводе.
4. Рефлексивная многозначность - возможность для взаимодействия быть проявлением как особенных субъективных намерений, так и неосознаваемым или осознаваемым следствием совместного участия людей в межиндивидуальных или групповых видах деятельности (та же игра или работа, например).
Процесс взаимодействия имеет две стороны – объективную и субъективную. Объективная сторона взаимодействий - это связи, не зависящие от отдельных личностей или их групп, но опосредующие и регулирующие содержание и характер их взаимодействия (например, содержание совместного труда на предприятии).Субъективная сторона — это сознательное, нередко эмоционально насыщенное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения.
|
|
Социальный механизм взаимодействия достаточно сложен, В простейшем случае он включает в себя следующие компоненты:
1) индивиды (или их группы), совершающие определённые действия по отношению друг к другу;
2) изменения во внешнем мире, совершаемые этими действиями;
3) изменения во внутреннем мире участвующих во взаимодействии индивидов (в их мыслях, чувствах, оценках, стремлениях);
4) влияние этих изменений на других индивидов;
5) обратная реакция последних на такое влияние.
Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальными группами определяется усвоением и преломлением социальных ценностей, норм, стандартов поведения в сознании и чувствах взаимодействующих людей, в их реальных действиях.
В реальной жизни существует разнообразие социальных взаимодействий. Можно выделить три основных типа социальных взаимодействий.
• коммуникация (межличностная, внутригрупповая, межгрупповая массовая);
• сотрудничество (кооперация, взаимопомощь, переговоры, консенсус);
• соперничество (конкуренция, спор, конфликт, столкновение).
Сотрудничество или кооперация возникает в тех случаях, когда продвижение каждого из партнёров к своей цели способствует, или, по крайней мере, как минимум, не препятствует реализации целей остальных партнёров. Соперничество (конкуренция) возникает в ситуации, когда достижение цели одним индивидом затрудняет или исключает осуществление своих целей другими участниками.