Карлхайнц Штокхаузен родился в 1928 году в местечке Медрат близ Кельна

Его отец, школьный учитель, пропал без вести на фронте в 1945 году. Ещё раньше (в 1941 году) мать, находившаяся в клинике для душевнобольных, была подвергнута эвтаназии, широко практиковавшейся в гитлеровской Германии по отношению к душевнобольным. Оставшись сиротой, будущий композитор сполна вкусил тяготы жизни, работая тапером в барах, рабочим на фабрике, сторожем на автостоянках. Тем не менее, в 1947-1951 годах Штокхаузен учился в Государственной Высшей музыкальной школе по специальностям фортепиано и музыкальное образование, которую закончил с отличием, а также в Кёльнском университете по специальностям германская филология, философия, музыковедение.

 

 

В 1950-1951 годах появляются первые произведения: «Хоры для Дорис» (Дорис Андреа в 1951 году стала женой композитора), «Три песни» для альта и камерного оркестра (на слова Бодлера и самого Штокхаузена), «Хорал» для хора а capella и «Сонатина» для скрипки и фортепиано.

Композиторское становление происходило с необычайной стремительностью, и уже в 1951 году он создаёт пьесу «Перекрёстная игра» для небольшого ансамбля (гобой, бас-кларнет, фортепиано и 12 ударных). Произведение стало рубежным не только для Штокхаузена, но и для всего авангарда: это одно из самых ярких, художественно убедительных и при этом наиболее строгих и последовательных применений техники тотального сериализма. (Серийная техника - техника композиторского письма, использующая ряд (серию) звуков, из которого путём его непрерывного повторения образуется звуковысотная ткань произведения).

Исполнение «Перекрёстной игры» на Дармштадских курсах вызвало широкий резонанс и поставило начинающего композитора в положение одного из лидеров новейшей музыки. Тем не менее, он продолжает совершенствовать своё мастерство в классе Оливье Мессиана (ритмика, эстетика) в Парижской консерватории, а позднее изучает теорию информации и коммуникаций в Боннском университете.

Создавая «Перекрёстную игру», Штокхаузен намеренно отказывается от всех принципов формообразования и тематической организации прежней музыки, используя лишь принцип серии и, более того, распространяя его на все параметры звука (высота, тембр, громкость, длительность).

Принципы, утверждённые в «Перекрёстной игре», были по своему развиты в каждом из последующих произведений 1950-х годов: «Формуле» и «Игре» для оркестра, «Контрапунктах» для ансамбля, фортепианных пьесах («Клавирштюках») N2 1-8.

В сериальных композициях Штокхаузен приходит к совершенно новому ощущению звуковой материи, а самое главное – музыкального времени. По мнению композитора, не только ритмические явления организуют время, но и звуковысотность также является проявлением времени. В итоге, музыкальная композиция может мыслиться как единство нескольких временных планов, в которых время тычет по-разному, в разных «темпах» - собственно, как и в окружающем нас космосе.

Оперируя временными процессами, композитор стремится исключить ощущение развития во времени (от начала к концу) – основы всех классических форм. В противоположность прежнему, он предлагает идею «статичного» времени. (Исследованию проблем времени посвящена работа Штокхаузена «…Как течёт время»).

Первые опыты Штокхаузена в области электронной музыки относятся ещё к 1952 году, а с 1953-го он становится постоянным сотрудником Студии электронной музыки при Западногерманском радио в Кельне (в 1963-1977 годах – художественный директор). Электронные средства, во-первых,

позволили Штокхаузену продолжить начатое в сериальных сочинениях: исследовать глубинную природу звука и добиться ещё большей точности упорядочивания звукового материала.

Во-вторых,

электронные средства позволили впервые в истории создавать музыкальный материал, а не только использовать уже существующий - звуки голоса, инструментов с их заданными тембрами и диапазонами.

К электронным композициям Штокхаузена 50-х годов относятся:

«Электронные этюды № 1 и 2»,

«Песнь отроков» и «Контакты».

В «Песни отроков» композитор при помощи электроники препарирует человеческий голос, получая широкий спектр звучания: от взрывообразных «космических» шумов до какого-то фантастического «пения». И лишь в отдельные мгновения возникают понятные слова и словосочетания.

В 1964 году Штокхаузен становится руководителем группы, исполняющей «живую» (live) музыку (то есть не смонтированную заранее на магнитофонной ленте). Среди сочинений для этого ансамбля – «Микрофония I» с использованием тамтама, «Микрофония II» для хора (сопрано и басы) в электронной обработке, «Процессии», также с использованием различных традиционных инструментов, «Короткие волны» для фортепиано, тамтама, альта и электроники.

В произведениях Штокхаузена 1960 годов преобладает алеаторический метод сочинения и нотной записи. (Алеаторика - метод музыкальной композиции ХХ века, предполагающий мобильность музыкального текста, когда элементы случайности становятся формообразующими).

 

Lengersdorf Music: Karl-Heinz Stockhausen: Sonatine

 

 

Сменив принцип сериализма с его строжайшей организацией, алеаторика явилась следующим необходимым звеном европейской истории музыки. В алеаторических произведениях единство, обеспечивающее логику развития звукового материала, предстаёт в виде моделей (нотных, графических или других). Вперёд выступает «вариантность», неизбежно сопутствуя каждому исполнительскому воплощению, которая фактически становится досочинением произведения.

Характернейшим примером вариативной композиции явился «Клавирштюк 11», созданный ещё в 1956 году,- его текст в виде отдельных элементов, произвольно выбираемых пианистом, записан на одном листе. Эту линию продолжил «Плюс-минус» (1963), а затем целый ряд сочинений 1960-х годов.

«Мировая музыка» Штокхаузена представлена в первую очередь «Телемузыкой» и «Гимнами».

В «Телемузыке», магнитофонной электронной композиции, используется в качестве материала для электронной обработки традиционная музыка всех континентов.

В «Гимнах» - монументальной композиции, длящейся около двух часов, электронной обработке подвергаются гимны всех стран, наряду с этим применяется «конкретная музыка» (обрывки речи, радиопомехи), а также используются инструменты.

Штокхаузен стремится подчеркнуть, что получающаяся в результате музыка - не импровизация (так как «импровизация» всегда связывается с представлением о лежащих в основах схемах и формулах, стилистических элементов), а интуитивно достигаемое согласие участников ансамбля друг с другом и с автором в обнаружении музыки космоса.

 

 

Начиная с 1977 года, Штокхаузен работает над циклом из семи опер «Свет».

Первой была написана опера «Четверг», премьера которой состоялась в 1981 году в Милане, в Ла Скала.

В 1984 году в Миланском Дворце спорта силами театра Ла Скала была впервые поставлена «Суббота».

Также в Ла Скала состоялась премьера «Понедельника» в 1988 году. «Вторник» сначала целиком был дан в концертном исполнении в 1992 году в Лиссабоне, а в 1993 году состоялась его театральная постановка в Лейпцигской опере. Премьера «Пятницы» состоялась также в Лейпциге в 1996 году.

Штокхаузен говорил, что его творчество может быть представлено как работа над одним единственным сочинением, подчёркивая тем самым единство всего своего пути и единое основание всех своих техник и манер.

Всё созданное с конца 70-х годов включено в единое произведение в самом буквальном смысле этого слова.

В 1999 году была завершена очередная опера из «Света» - «Среда», постановка которой откладывается, однако состоялись премьеры некоторых её сцен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: