Лекция 1. Практическая психология и психологическая практика в социальной работе

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

 

Курс лекций

по курсу « Практическая психология в социальной сфере»

для студентов направления подготовки

6.130102 «Социальная работа»

дневной и заочной форм обучения

 

.

 

Мариуполь

2015


ББК Ю94я73+Ю95я73

 

Любчук О. К. Практическая психология в социальной сфере [Электронный ресурс]: курс лекций по курсу «Практическая психология в социальной сфере» для студентов направления подготовки 6.130102 «Социальная работа» дневной и заочной форм обучения / О. К. Любчук. – Мариуполь: ПГТУ, 2015. – 158 с. – Режим доступа: http://umm.pstu.edu/handle/123456789/8910

 

В курсе лекций представлены цель, задание, содержание дисциплины «Практическая психология в социальной сфере» для студентов направления подготовки 6.130102 «Социальная работа». Курс лекций разработан с учетом требований к подготовке социальных работников, которые должны овладеть основами практической психологии для осуществления эффективной социальной работы.

Курс лекций предназначен для самостоятельной работы студентов и имеет своей целью оказать теоретическую и практическую помощь студентам дневной и заочной форм обучения на всех этапах работы по данному курсу.

 

 

Автор О. К. Любчук, д-р гос. упр., профессор  
Рецензент И. В. Федосова, д-р пед. наук, профессор  

 

Утверждено

на заседании кафедры

«Социология и социальная работа»,

протокол № 4 от 01 октября 2015 г.

 

Утверждено

на заседании методической комиссии

социально-гуманитарного факультета,

протокол № 3 от 16 ноября 2015 г.

 

 

© ГВУЗ «ПГТУ», 2015




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 5

Лекция 1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ. 7

1.1 Психологические основы социальной работы. Национальная система социально-психологической службы и перспективы развития. 7

1.2 Практическая психология в системе социальной работы: цели, основные задачи, функции. 16

1.3 Кабинет практического психолога, его организация и оснащение. 19

Лекция 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ. 24

2.1 История становления и развития практической психологии в социальной работе. 24

2.2 Современное подходы и теоретические концепции практической психологии в психосоциальной теории и практике. 27

2.3 Принципы практической психологии в системе социальной работы.. 40

Лекция 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 43

3.1 Психология социального управления. Психология личности руководителя 43

3.2 Практическая психология управления и руководства. 47

3.3 Психологические основы управления конфликтами. 51

Лекция 4. СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ И ПРАКТИКИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ. 61

4.1 Роль и место социальной психологии в социальной работе. 61

4.2 Использование различных отраслей психологической науки в социальной работе. 70

4.3 Специфика психологической практики в социальной работе. 72

Лекция 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 75

5.1 История и современное состояние социальной работы и психологической практики в системе образования. Задачи психологической службы образования 75

5.2 Практический психолог в системе образования как профессионал и личность. Основные виды, принципы деятельности практического психолога в системе образования. 78

5.3 Практическая психология в дошкольных заведениях. 84

5.4 Психолого-педагогическая экспертиза готовности ребенка к школе. 90

5.5 Практическая психология в начальной и средней общеобразовательной школе 95

5.6 Практическая психология в высшей школе. 98

Лекция 6. СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ.. 109

6.1 Типы семьи, проблемы, специфика семейных отношений. Психологическая реабилитация женщин и детей, пострадавших от насилия в семье. 109

6.2 Основные модели, виды консультативной помощи семье. 112

6.3 Семейная психотерапия как самостоятельный вид психологической помощи 115

Лекция 7. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 118

7.1 Психологическое обеспечение безопасности труда. Психологическое сопровождение профессионального подбора, переподготовки персонала. 118

7.2 Практическая психология обеспечения профессиональной деятельности (синдром психологического выгорания) и при возникновении чрезвычайных ситуаций. 122

7.3 Психологическая помощь в ситуации профессиональной реабилитации и реадаптации (потеря работы, выход на пенсию) 127

Лекция 8. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА СОСТОЯНИЙ, СИТУАЦИЙ И ПОВЕДЕНИЯ РИСКА.. 131

8.1 Психопрофилактика: первичная, вторичная, третичная. Практическая психология в преодолении кризисних состояний. 131

8.2 Психологическая профилактика состояний, ситуаций и поведения риска (профилактика и коррекция суицидального поведения) 133

8.3 Девиантное поведение. Профилактика негативных явлений в подростковой среде. 137

Лекция 9. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕЗАЩИЩЕННЫМИ СЛОЯМИ НАСЕЛЕНИЯ.. 143

9.1 Понятие инвалидности. Психологическая практика работы с инвалидами. 143

9.2 Психологическая работа с неизлечимо больными. Психологическая работа с беспризорными. 147

9.3 Социально-психологическая работа с пожилыми в домах-интернатах. Отношение к смерти лиц пожилого возраста и практическая психологическая работа. 150

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 158



ВВЕДЕНИЕ

 

Объективные трудности трансформации украинского общества, становления демократического правового государства, социально ориентированной рыночной экономики, привели к тому, что обострилась проблематика личности и социальных групп, которая проявилась в несостоятельности самостоятельно решать определенные задачи социализации.

Этими группами являются пенсионеры, инвалиды, безработные, мигранты и другие, – которым вместе с активной материально – экономической поддержкой необходима социально – психологическая помощь, повышение уверенности в завтрашнем дне, снижение напряженности и тревожности.

Кроме того, проблемами для Украины конца ХХ – начала XXI века стали: рост уровня правонарушений, в том числе среди подростков и молодежи; рост количества больных наркоманией и токсикоманией; увеличение заболеваемости венерическими болезнями; стремительный рост количества людей, живущих с ВИЧ / СПИД; малодетность семей; нарушение естественной структуры семьи, состоящей веками, создание различных типов, преимущественно неполных семей; упадок моногамной семьи. Данные проблемы вызывают новые трудности, которые ведут к появлению беспризорных детей и подростков, проявлению девиантного поведения, активизации негативной среды неблагополучных семей, необходимости оказания социальной защиты для граждан, потерявших работу, лишившихся имущества, своего привычного социального положения и окружения. Поэтому и возникла настоятельная потребность подготовки специалистов по социальной работе, знающих и умеющих разрешать проблемы незащищенных слоев населения в социальной сфере на основе применения практической психологии.

Исходя из этого целью освоения дисциплины «Практическая психология в социальной сфере» является: формирование у студента умения использовать знания по практической психологии в социальной работе с различными категориями клиентов. Поставленные цели реализуются путем решения следующих задач курса:

- овладеть основными направлениями и сферами применения практической психологии в системе социальной работы;

- усвоить требования к личности и профессиональной компетентности социального работника, организации его места работы.

Согласно требованиям образовательно-профессиональной программы студенты должны:

Знать:

- понятийный аппарат практической психологии в социальной сфере;

-историю становления и развития практической психологии в социальной работе;

- психологическую проблематику в основных сферах социальной работы;

-профессионально важные черты и качества психолога, основы организации его работы в социальной сфере;

Уметь:

- применять модели социальной работы согласно различных парадигм психологической практики;

- осуществлять различные подходы психологической практики в социальной работе: психологическая помощь, психологическое содействие, психологическая поддержка и социально-психологическое сопровождение;

- применять основные функциональные направления практической психологии: просветительскую работу, психопрофилактику, психодиагностику, психокоррекцию, психологическое консультирование и немедицинское психотерапию с различными видами клиентов;

- осуществлять профессиональную диагностику и самодиагностику профессиональной пригодности и коррекционные мероприятия по исправлению профессиональных девиаций социального работника.


Лекция 1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

План

1.1 Психологические основы социальной работы. Национальная система социально-психологической службы и перспективы развития

1.2 Практическая психология в системе социальной работы: цели, основные задачи, функции

1.3 Кабинет практического психолога, его организация и оснащение

 

1.1 Психологические основы социальной работы. Национальная система социально-психологической службы и перспективы развития

 

Многие подходы к социальной работе опираются на те или иные психологические концепции. Психоанализ явился основой для диагностической теории социальной работы, позднее определял становление методов индивидуальной психосоциальной работы. В последние десятилетия особое значение для стратегии социальной работы приобретают положения гуманистической психологии. Во-первых, в своей основе сущность, содержание и методы социальной работы определяются принципом гуманизма и, во-вторых, эти положения позволяют понять человека как целостную личность, которая находится во взаимодействии со своим окружением. И социальная работа, и психология имеют прикладной характер, а для практики социальной работы особое значение приобретают следующие направления современной психологии: психодиагностика, психологическое консультирование. Современная психология представляет большие возможности использования в социальной работе различных способов взаимодействия с клиентом: психодрама, музыкотерапия, ролевая игра и др.

В социальной сфере относительно недавно начали работать практические психологи, а также специалисты по социальной работе, выполняющие психосоциальную работу. С возникновением социальной работы в нашей стране появились практические запросы на решение ряда социальных проблем, чаще всего связанных с оказанием помощи семье и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, пожилым людям и инвалидам, подросткам и другим уязвимым группам населения.

Современная психология пытается оценивать свои собственные возможности и перспективы развития в сфере социальной работы, которая требует практических применений, вмешательства в кризисную или тяжелую жизненную ситуацию, ищет ответы на вопросы, что «может» или что «должна» сделать психология, чтобы успешно решать острые задачи оказания помощи разным группам населения. Интенсивное внедрение психологических методов в социальную работу обусловлено тем, что клиент социальной работы – это человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации.

Разработкой методов и реализацией психологической поддержки традиционно занимается практическая психология. Специалист по социальной работе должен уметь осуществлять индивидуально-психологический подход к конкретному клиенту, знать психологические особенности различных социальных категорий. Психологи работают с семьей и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, инвалидами и пожилыми людьми, а также со специалистами по социальной работе. Изучение познавательной, эмоциональной, волевой, коммуникативной сфер помогает им в диагностической, коррекционной и профилактической работе с этими категориями населения, помогает оказывать психологическую помощь.

Под психологическойпомощью понимается специфический вид услуг в разрешении индивидуальных, семейных или профессиональных психологических трудностей. В нашей культуре роль бытовых психологов нередко вполне успешно выполняют родственники, друзья или прежде незнакомые люди (всем известный феномен пассажира поезда, когда совершенно незнакомому человеку другой рассказывает о самых сокровенных проблемах, о которых не рискнул говорить с близкими людьми). Бытовыми психологами могут быть представители любой профессии, даже не имеющие специального образования. Чаще всего это удается людям, которым по роду их профессиональной деятельности приходится работать с другими людьми и которые обладают навыками общения, – педагогам, воспитателям, социальным работникам и т.д. Их главными навыками являются умения слушать и разделять чувства другого человека. Суть такой помощи заключается в том, что человек ощущает временное облегчение от проговаривания собственной проблемы, от разделения негативных чувств с другими людьми, от возможности поделиться своими психологическими трудностями с окружающими.

Профессиональная психологическая помощь оказывается только специально подготовленными профессиональными психологами или профессиональными психотерапевтами, психиатрами, если они прошли специальную психологическую подготовку. Профессионально грамотное ведение беседы подразумевает качественное, активное слушание, умение задавать вопросы и отвечать на вопросы собеседника. При этом обязательным требованием выступают знания личности, общения, малых групп, в том числе семьи, а также закономерностей и способов взаимного влияния людей друг на друга. Профессиональный психолог обязан непременно следовать принципам оказания психологической помощи, которые обеспечивают защиту прав обратившихся к нему за психологической помощью людей, высокую эффективность деятельности специалиста.

Смысл профессиональной психологической помощи не ограничивается временным облегчением состояния клиента, а подразумевает помощь человеку в его собственной оценке сложных жизненных обстоятельств и в самостоятельном выборе им стратегии решения своих психологических трудностей, в расширении его психологических возможностей, повышении уважения и принятии им других людей. Если клиент готов, то психолог может вместе с ним выявить происхождение его психологических проблем, поможет убедиться в неадекватности используемых им невротических способов взаимодействия с окружающими, приобрести навыки общения, что позволит ему в дальнейшем строить здоровые взаимоотношения со своим «Я» и с другими людьми. Такая работа дает возможность клиенту более эффективно использовать собственные психологические ресурсы.

Специфика профессиональной психологической помощи состоит в ее добровольном характере, в активном обращении человека за помощью к специалисту, в субъект-субъектном характере общения психолога и клиента, которое возможно лишь при изначально уважительном отношении психолога к клиенту. Специфика профессиональной психологической помощи состоит в ее добровольном характере, в активном обращении человека за помощью к специалисту, в субъект-субъектном характере общения психолога и клиента, которое возможно лишь при изначально уважительном отношении психолога к клиенту. Профессиональная психологическая помощь людям – это очень важная, но лишь одна из многих, узких отраслей человеческого знания вообще и психологического знания в частности. Профессиональные знания психологов универсальны, потому что на бытовом уровне они нужны всем, кто живет среди людей и работает с людьми. Социальный работник должен обладать определенным уровнем психологической грамотности для эффективного выполнения своих профессиональных обязанностей.

Социально-психологическая работа – это наведение мостов между индивидом и его окружением. «Целью социально-психологической работы является усиление сопротивляемости индивида в отношении требований, предъявляемых средой, а также изменение среды и общества, так сказать, внутри самого индивида». Социально-психологическая работа проводится среди людей с отклонениями от общепринятой нормы или сломленных жизнью и включает изменение как внутренней психологической жизни этих людей, так и их внешних жизненных обстоятельств. Социально-психологическая работа – это работа, направленная на изменение и осуществляемая тремя разными способами жизненных ситуаций клиента (клиентов) с помощью:

 – собственных действий, без помощи клиента,

 – путем прямого управления,

 – путем косвенного управления.

Например, в первом способе социальной работник (психолог) помогает в выплате пособий, приобретении квартиры и пр., вплоть до того, что отбирает у алкоголика бутылку, чтобы тот совсем не спился; подбирает на улице пьяного подростка и доставляет его домой к родителям – т.е., во всех этих случаях социальный работник (психолог) принимает меры, не ожидая инициативы от клиента. После оценки внешних факторов, он либо снабжает клиента ресурсами, либо вмешивается непосредственно с целью осуществления благоприятного изменения ситуации.

Социальный работник при прямом управлении непосредстввенно руководит действиями клиента, предлагает, призывает, заставляет иногда клиента делать то-то, т.е. здесь он берет ответственность за действия, но сами действия по улучшению ситуации производит клиент. К ним относятся профилактические меры, консультации, беседы (например, социальный работник советует своему клиенту пройти курсы переподготовки, чтобы устроиться на работу). При косвенном управлении используется рациональная терапия, аппелирование к сознанию клиента, побуждение его принять решение об улучшении своей ситуации и реализовать это решение. В процессе работы с клиентом социальный работник использует все виды работы.

Структура психологии социальной работы включает три основных блока:

- общетеоретические психологические идеи и концепции, составляющие, методологическую базу психологической практики социальной работы;

- конкретные психотехнологии, т.е. психологические методы профилактики, диагностики и разрешения («лечения») социально-психологических проблем индивидов и отдельных групп, их социально-психологической адаптации и реабилитации;

- особенности социально – психологической работы социальных работников с индивидами и разными группами населения, нуждающимися в психосоциальной помощи (что предполагает выявление и учет специфики их социально – психологического поведения, образа мышления и действий).

Основные понятия психологии социальной работы. На основе общего диалектического подхода к человеку как главному объекту психологии социальной работы, взятому в его статике (относительной устойчивости) и динамике (изменчивости) в качестве основных ее понятий следует выделить, прежде всего, понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». При этом само понятие человека выражает, в основном, философско – антропологический уровень анализа, «индивид» – социологический уровень, «личность» и «индивидуальность» психологический уровень исследования человека. С другой стороны, динамический подход к человеку как к изменяющейся системе с учетом основных целей и задач психологии социальной работы, требует выделения в качестве основных понятий, прежде всего понятий – социализации, социально – психологической адаптации и реабилитации.

Социализация – это включение, вхождение, встраивание человека в социальные отношения, социальный мир, усвоение им социальных ценностей, норм поведения, знаний, навыков и умений, сформированных и утвержденных в обществе. Понятие «социализация» используется в философии, психологии, социологии, педагогике. Впервые это понятие описано в конце 40 – начале 50х г.г. у американских психологов и социологов (А. Парк, Д. Даллард, Дж. Кольман, В. Уолтер и др.).

Социализация личности представляет собой сложный процесс взаимодействия индивида с социальной средой, в итоге которого формируются качества человека как полноценного субъекта социальных отношений. Социализация, следовательно, выступает как процесс и как результат усвоения социального опыта на основе общения и деятельности индивидов.

В детстве и молодости (юности) социализация происходит наиболее интенсивно – идет процесс становления личности и ее основных качеств – характера, интеллекта, сознания и самосознания, мировоззрения, личностных нравственных качеств, формирования половой идентичности (половая социализация). Особенности социализации взрослых: социализация взрослых выражается, главным образом, в изменении их внешнего поведения, тогда как детская социализация формирует базовые ценности и нормы поведения. Взрослые способны оценивать нормы, тогда как дети только усваивают их. Социализация взрослых направлена, прежде всего, на то, чтобы помочь человеку овладеть конкретными навыками, опытом, знаниями (стать военным, управленцем и т.д.). Социализация же детей направлена, главным образом, на мотивацию их поведения.

Смена социальных ролей с переходом от одного жизненного цикла к другому, отказ от прежних норм, ценностей, окружения, установившихся ранее форм поведения и обретение новых форм поведения и деятельности, новых ценностей, правил, новых друзей и пр. и выражается в понятиях десоциализация и ресоциализация. Десоциализация – это процесс изменения (разрушение, отучение) старых ролей, прежних ценностей, норм и правил поведения, стереотипов деятельности. Ресоциализация – это процесс обучения новым ролям (в том числе, восстановление разрушенных ролей), ценностям, нормам и правилам поведения и деятельности (например, переподготовка, обучение новым профессиям и пр.).

Десоциализация и ресоциализация – диалектически взаимосвязанные процессы отрицания старого (десоциализация) и обретение нового (ресоциализация). В детстве и отрочестве резких изменений в жизни ребенка и подростка обычно не бывает (кроме экстремальных ситуаций – смерть родителей, преступление и попадание в исправительные учреждения, психическая болезнь и помещение в психиатрическую больницу и пр.).

Американский психолог Ирвин Гоффман выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях (помещение в тюрьму, больницу, призыв в армию):

- изоляция от внешнего мира (высокие стены, решетка, спецпропуска и т.п.);

- постоянное общение с одними и теми же людьми, с которыми индивид работает, отдыхает, спит;

- утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания (замена гражданской формы спецформой);

- замена старой обстановки на новую, обезличенную;

- отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым;

- утрата свободы действий.

Поскольку человек не готов к такой перемене среды (его к этому не готовили), он может нравственно деградировать в указанных условиях (негативная ресоциализация). Десоциализация может быть слишком радикальной и тогда позитивная ресоциализация уже не поможет – разрушены основы личности.

Вместе с тем, позитивная ресоциализация может быть также радикальной (например, русский, обосновавшийся в США, попадает в новую культуру, отвыкает от старых привычек и т.д. и обретает новые; человек ушедший в монастырь, не становится духовно нищим).

Одним из сложных типов социализации взрослых является социализация пожилых. Основные особенности и сложности этой социализации в следующем:

- адаптация к старости может не вести к росту и развитию;

- развитие личности может прекратиться или она может даже деградировать из–за ослабления физических и психологических озможностей человека. Пожилые плохо адаптируются к впечатлениям (рост дохода, женитьба, власть, любовные приключения и пр.);

- чаще происходят потери (друзей, близких, знакомых), дети уезжают и т.д. – отсюда одиночество и стрессы;

- роли пожилых не определены четко (вдова не жена, эксначальник уже не начальник и т.д.);

- старики не пользуются как в другом возрасте, престижем, почетом.

Социализация происходит на основе ряда психологических механизмов. Среди них выделяются:

- имитация – осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения (подражание родителям, учителям или другим людям, имеющих для него авторитет);

- идентификация – способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных;

- стыд и вина – чувства, которые запрещают определенное поведение.

Половая социализация – это процесс формирования мужской или женской половой идентичности в соответствии с принятыми в данном обществе культурными нормами. Половая идентичность означает осознание и принятие своей половой принадлежности, т.е. соответствие личности, интересов и поведения человека его собственным определениям мужественности и женственности.

Первичная половая социализация ребенка начинается с рождения – родители, определив пол дитя, начинают обучать его половой роли мальчика или девочки. К 1,5 годам – у ребенка формируется половая идентичность, которая составляет наиболее устойчивый стержень его будущего самосознания. С возрастом объем и содержание этой идентичности меняются и включают широкий набор маскулинных и феминных черт. 2–х летний ребенок знает свой пол, но еще не умеет его объяснить. В 3 – 4 года – дети различают пол окружающих, но ассоциируют его, с внешними признаками – платье у женщин, брюки у мужчин. В 4 – 5 лет дети осознают основные различия в занятиях и поведении женщин и мужчин: считается, что мальчики должны быть большими, сильными, умными, боевыми, независимыми, а девочки – маленькими, тихими, послушными и т.д. В 6 – 7 лет дети окончательно осознают половую принадлежность.

Адаптация человека – это процесс активного взаимодействия человека с природой, способствующий не только оптимальной жизнедеятельности, но и дальнейшему нормальному биологическому и социальному развитию человечества. Адаптация человека включает несколько уровней:

- биологический;

- физиологический;

- психологический;

- социальный.

Адаптация организма к среде, взаимодействие организма и внешней среды носит динамический характер, т.е. постоянно меняется, но в определенных пределах (например, t° человеческого тела меняется в пределах – от 36 до 36,8 или 36,9°). Это динамическое равновесие организма и среды называется гомеостазом. На основе гомеостаза осуществляется главный смысл адаптационного процесса – выживание человека через гармоничное приспособление его организма к процессам природной среды.

В отличие от социальной адаптации под психологической адаптацией понимается «принятие социально-полезных стандартов поведения и ценностных ориентации, сближение установок и направленности личности с ожиданиями социальной среды». «Социальная и психологическая адаптация находятся в неразрывном единстве хотя иногда могут не совпадать». Учитывая эту теснейшую взаимосвязь и единство основного содержания социального и психологического уровней адаптации целесообразно говорить о единой социально – психологической адаптации личности.

Социально – психологическая адаптация является важнейшим механизмом социализации и определяется взаимодействием личности и социальной среды. При этом возможны ряд вариантов социально – психологической адаптации в зависимости от особенностей этих взаимодействующих систем:

- успешная адаптация в итоге взаимодействия положительной среды (микросреды) и положительно направленной личности;

- при несоответствии микросреды и личности по установкам, требованиям – ожиданиям, нормам отношений и поведения возникают 2 типа адаптации:

- в случае если личность с негативной направленностью (антиобщественные установки), а микросреда с позитивной направленностью, личность, входя в данную среду, может преодолеть свой негативизм, усвоить положительные социальные нормы, идеалы, ценности;

- в случае если личность имеет положительную направленность, а микросреда антиобщественные нормы и установки, последняя может сформировать у индивида соответствующие негативные антиобщественные установки и интересы. В данном случае будет иметь место псевдоадаптация. Поэтому эффективность социальной и психологической адаптации человека зависит от взаимодействия объективных условий (социальное происхождение, образовательный уровень, природные задатки, непосредственная среда – семья, школа, трудовой коллектив, неформальное окружение и т. д.) и субъективных индивидуальных особенностей (сама личность, ее активная или пассивная позиция, ее способности к творческой деятельности и т.п.).

Реабилитация – это общественно необходимое функциональное и социально – трудовое восстановление больных и инвалидов (детей и взрослых), осуществляемое комплексным применением государственных, общественных, медицинских, психологических, педагогических, юридических и других мероприятий.

Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Выделяются различные уровни социально – реабилитационной деятельности:

- медико – социальный;

- профессионально – трудовой;

- социально – психологический;

- социально – ролевой;

- социально – бытовой;

- социально – правовой.

Общее содержание реабилитации, в частности, в отношении больных и инвалидов, состоит в следующем:

- функциональное восстановление способностей больных и инвалидов и т. д.; в том числе, полное восстановление (реституция) или компенсация при ограниченном или отсутствующем восстановлении (например, при неспособности работать правой кистью руки вследствие ее травмы приспособление к работе левой рукой);

- приспособление к труду (трудотерапия);

- непосредственная социально – психологическая реабилитация – приобщение личности к повседневной жизнедеятельности, включение в социальные отношения на основе восстановления психических функций и коммуникативных способностей.

В 1960г. Создано Международное общество по реабилитации инвалидов, которое регулярно проводит конгрессы, помогает реабилитации людей в разных странах. Объектами социальной и социально-психологической реабилитации являются наряду с больными и инвалидами следующие группы людей: пенсионеры и пожилые; бомжи; беспризорные и бездомные дети и подростки; безработные; мигранты и беженцы и др.

Становление Национальной системы социально-психологической службы началось в 1992 году принятием Постановления о создании Концепции государственной системы психологической службы. В марте 1992 года было подготовлено и подано в адрес Комиссии Верховной Рады Украины по вопросам науки и народного образования письма: «О создании государственной системы психологической службы Украины» и «О кадровом обеспечении государственной психологической службы Украины».

 В 1993 году Институтом психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины была разработана и одобрена Кабинетом Министров «Концепция государственной системы психологической службы». В ее основных положениях определены цели и задачи деятельности Национальной системы социально-психологических служб, описана структура, направления деятельности и требования к специалистам, которые могут осуществлять р работу в рамках системы.

Отмечается, что Национальная система социально-психологической службы – это объединение государственных органов и организаций, выполняющих практическую работу в области социальной педагогики, прикладной психологии и прикладной социологии. Национальная система социально-психологической службы включает:

- психологические и социально-психологические службы и подразделения, которые функционируют в разных ведомствах (пока наблюдается определенная изоляция и разобщенность в их функционировании);

- социально-психологические службы государственной администрации;

- территориальные (муниципальные) структуры (объединения), которые оказывают социально-психологические услуги населению.

Основной целью Национальной системы социально-психологической службы является обеспечение необходимых социально-психологических условий повышения эффективности деятельности человека во всех сферах общественной жизни (политика, управление государством, семейные отношения, межличностные взаимодействия) и одновременно – поддержка развития и защита психического здоровья личности граждан Украины.

Основными задачами Национальной системы социально-психологической службы являются:

- оказание помощи органам управления в разработке и реализации государственной политики на основе изучения состояния массового сознания, прогнозирования и активного воздействия на социально-психологические процессы в обществе;

- выполнение консультативных, совещательных и экспертных функций в сфере управления государством, в экономике, в других областях науки и культуры, в органах законодательной, исполнительной и судебной дела;

- обеспечение социально-психологической защиты и поддержки индивидуального развития граждан Украины с учетом их способностей, особенностей жизни и труда;

- участие в разработке и практическом применении новых технологий и практик обучения и воспитания, развития и перевоспитания детей и молодежи, влияния СМИ на людей;

- осуществление психометрического надзора, контроля за соблюдением профессиональной этики;

- участие в лицензировании учебных заведений и в аттестации специалистов в соответствии с государственными и международными стандартами;

 – координация прикладных психологических, социологических и педагогических исследований в практической деятельности, поддержка приоритетных научно-методических и практических программ по работе с семьей и молодежью, создание единой информационной системы социально-психологической службы.

Органы в структуре Национальной системы социально-психологической службы работают на трех уровнях: центральном, областном, районном (городском). На каждом уровне создаются практические центры непосредственно осуществляющие практическую социально-психологическую деятельность, и органы научно - методического обеспечения деятельности службы. Признается право на создание профессиональной ассоциации, общества практикующих психологов и социальных работников.

Высшим органом управления Национальной системы социально-психологической службы является Совет главных психологов ведомств и областей, который определяет направление и содержание деятельности Национальной системы социально-психологической службы и т.п. Главной управленческой, методической и координирующей организацией Национальной системы социально-психологической службы является Украинский научно-методический центр практической психологии и социальной работы.

Определены функции и специфика деятельности научно-методического центра, Совета по практической психологии, главного психолога области, областных, районных и городских центров Национальной системы социально-психологической службы, порядок их аттестации, аккредитации и др. Национальная система социально-психологической службы Украины создается на основе вышеуказанной Концепции. Прежде всего, следует отметить, что процесс создания ее продолжается. Не достигнуто пока согласованности между социально-психологическими и психологическими службами различных учреждений и ведомств. Это создает определенную сложность в их деятельности, в мониторинге основных направлений их деятельности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: