Термин «социальная ценность» многозначен. В самом общем виде он характеризует значимость для общества и человека каких-либо явлений действительности. Применительно к науке ценности включают интересы и предпочтения ученого, критерии научности, идеалы и нормы научного исследования, научные методы и принципы [6, с. 184]. Все большее значение в современной науке приобретают этические ценности.
Этика науки как совокупность нравственных норм и принципов включает общечеловеческие нормы, адаптированные к научному исследованию. Например, плагиат подобен краже, а ложью является преднамеренное искажение истины. Кроме того, этос науки включает специфические ценности. Среди них заслуживают внимания этические ценности, выделенные Р. К. Мертоном [3, с. 475–476].
1 Универсализм. Истинность научных положений должна оцениваться независимо от должности, титулов, авторитета, пола, расы тех, кто их формулирует.
2 Общность. Научное знание должно свободно становиться общим достоянием. Кто первый его получил, не должен монопольно владеть им.
3 Бескорыстность. Стимулом научной деятельности является поиск истины, а не личная выгода, в том числе денежная.
4 Организованный скептицизм. Не следует слепо доверять авторитетам, при всем уважительном к ним отношении они могут быть подвергнуты критике.
Об этике науки см. подробнее [9, с. 299–303; 3, с. 474–483; 6, с. 183–196; 10, с. 201–208].
В современном обществе в связи с развитием генной инженерии, биотехнологии, возрастанием возможностей трансплантации органов в медицине, клонирования живых организмов и т.д. проблемы научной этики становятся все более актуальными.
Индивидуальные задания
1 Отличие классической и постклассической гносеологии.
2 Классическая концепция истины и ее альтернативы.
3 Явное и неявное знание, их познавательный смысл.
4 Вера и сомнение, их познавательный смысл.
5 Сократ утверждал, что мнений много, а истина одна. Современная философия настаивает на плюрализме истины. Можно ли совместить подобные представления?
6 Объяснить высказывание Р. Декарта: «прелесть вымыслов оживляет ум».
7 Отличие научного от ненаучного знания.
8 Современная научная картина мира.
9 Соотношение науки и паранауки.
10 Концепция сменяемости теорий К. Поппера.
Темы рефератов
Образ развивающейся науки в работе Т. Куна «Структура научных революций» [11, с. 6–26].
1 Какой цикл лекций был прочитан Т. Куном в 1951 г. в институте Лоуэлла?
2 Какие две задачи ставит историк, интересующийся развитием науки?
3 Что такое «нормальная наука» и «парадигма» в понимании Т. Куна?
4 Как трактует Т. Кун понятие «научная революция»?
Синергетика и новые стратегии научного поиска [10, с. 169–179; 6, с. 381–391].
Компьютеризация науки, ее проблемы и следствия [6, с. 363–380].
Список литературы
1 Спиркин, А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. — М.: Гардарики, 2001.
2 Современная западная философия. Словарь / Под ред. В. А. Лекторского и др. — М.: Изд-во полит. лит., 1991.
3 Степин, В. С. Философия / В. С. Степин. — Минск: РИВШ, 2006.
4 Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева, Т. Н. Федосеева и др. — М.: Советская энциклопедия, 1983.
5 Мир философия: хрестоматия в 2 ч. / Сост. П. С. Гуревич, В. И. Столяров. — М.: Политиздат, 1991. — Ч.1.
6 Микешина, Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л. А. Микешина. — М.: Прогресс — Традиция, МПСИ, Флинта, 2005.
7 Философия: учебник / В. Г. Кузнецов [и др.]. — М.: ИНФРА-М., 2005.
8 Апокалипсис смысла. Сборник работ западных философов XX–XXI вв. — М.: Алгоритм, 2007.
9 Канке, В. А. Основные философские направления и концепции науки: учеб. пособие / В. А. Канке. — М.: Логос, 2004.
10 Лешкевич, Т. Г. Философия науки: учеб. Пособие / Т. Г. Лешкевич. — М.: ИНФРА-М, 2005.
11 Кун, Т. Структура научных революций / Кун Т. — М.: Ермак, 2003.
12 Стрюковский, В. И. Курс философии в схемах / В. И. Стрюковский. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.
13 Данильян, О. Г. Философия: учебник / О. Г. Данильян, В. М. Тараненко. — М.: ЭКСМО, 2007.
14 Берков, В. Ф. Философия и методология науки / В. Ф. Берков. — Минск, 2004.
15 Микешина, Л. А. Философия познания: полемические главы / Л. А. Микешина. — М., 2002.
16 Всемирная энциклопедия: Философия XX в. / Глав. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: АСТ, Минск: Харвест, Современный литератор, 2002.