Выводы об уровне развития

Методика «Кругозор»

С.А.Банков

(общая осведомленность, ориентация в пространстве и времени)

Цель: выявление общей осведомленности ребенка: о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям, установление эмоционального контакта.

Возраст: 5-7 лет.

п/п

Вопросы

Общая осведомленность

1

Назови свою фамилию, имя (1 балл), отчество (2 балла)

2

Когда ты родился? Сколько тебе лет? Сколько лет тебе будет через год? (дата или месяц – 1 балл), число, месяц, год – 2 балла

3

Как зовут твоих родителей? (ФИО – 2б, ФИ – 1б)

4

Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной (1 балл)?

5

В каком городе ты живешь (1 балл)?

6

Каких ты знаешь диких животных? Назови (1 балл).

7

Каких ты знаешь домашних животных? Назови (1 балл).

8

Что делает почтальон (врач, учитель) (по 1 баллу за каждого)?

9

Что больше 8 или 5 (1 балл)? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2 (2 балла).

Ориентация во времени

10

Сейчас утро или вечер (1 балл)?

11

Какое сейчас время года (1 балл)?

12

Назови четыре времени года (в любом порядке) (4 балла).

13

Назови дни недели, начиная с понедельника (2 балл).

Ориентация в пространстве

14

Покажи свой правый глаз, левое ухо (1балл)? Зачем нам нужны глаза, уши (1 балл)?

Знание цветов

15

Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга) (1 балл)?

 

Оценка результатов:

21 и более баллов – высокий уровень

15 - 20 баллов – хороший уровень

7 – 14 баллов – средний уровень

6 и менее баллов – низкий уровень

 

Методика «Аналогии»

(мышление: анализ, обобщение)

Цель: оценка умственных операций анализа и обобщения.

Возраст: 5-7 лет

Инструкция: « Я буду называть тебе тори слова. Два из них подходят друг другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к третьему, то есть найти ему пару».

Слова:

1. ОКУНЬ – РЫБА, а РОМАШКА - …

2. МОРКОВЬ – ОГОРОД, а ГРИБЫ…

3. ЧАСЫ – ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК…

4. ГЛАЗ – ЗРЕНИЕ, а УШИ - …

5. ДОБРО – ЗЛО, а ДЕНЬ …

6. УТЮГ – ГЛАДИТЬ, а ТЕЛЕФОН -…

Оценка результатов: За каждый правильный ответ выставляется по два балла, если ребенок справился без помощи психолога, если с помощью – 1 балл, совсем не справился – 0 баллов.

10-12 – высокий;

7-9 - хороший;

4-6 – средний;

3 и менее – низкий.

Методика «10 картинок»

(зрительная память)

 

Цель: определение объема произвольного зрительного запоминания.

Возраст: 5-7 лет

Инструкция: «Сейчас я покажу тебе картинки, посмотри на них внимательно и постарайся их запомнить».

Процедура обследования: ребенку предъявляется 10 картинок (время предъявления – 15 секунд).

Оценка результатов:

За каждое правильное воспроизведение выставляется по одному баллу.

8-10 – высокий уровень

6-7 – хороший уровень

4-5 – средний уровень

3 и меньше – низкий

Методика «Четвертое лишнее»

Е.Л.Агаева

(образно-логическое мышление, классификации)

 

Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

Возраст: 4-5 лет.

Стимульный материал: картинки с изображением 4 предметов, один из которых не подходит к остальным по следующим признакам: 1) по величине; 2) по форме; 3) по цвету; 4) по родовой категории (дикие – домашние животные, овощи – фрукты, одежда, мебель и др. – 4 шт. от простого к сложному)

Процедура проведения методики: ребенку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов. 10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее, чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. 8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минут. 6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 минут. 4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 минут. 2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут. 0-1 балл – ребенок за 3 минуты не справился с заданием.

Выводы об уровне развития.

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий

Методика «10 слов»

А.Р. Лурия

(слуховая память)

 

Цель: определение объема кратковременной слуховой памяти.

Возраст: 5-7 лет.

Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе слова. Пожалуйста, слушай меня внимательно».

Процедура обследования: ребенку вслух называют 10 слов с интервалом в 1 секунду между словами.

Слова: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

Оценка результатов:

За каждое правильное воспроизведенное слова выставляется по одному баллу.

8-10 слов – высокий уровень (запомнил и воспроизвел за 5 попыток)

6-7 слов – хороший уровень (запомнил и воспроизвел за 5 попыток)

4-5 – средний уровень (запомнил и воспроизвел за 5 попыток)

3 и меньше – низкий (запомнил и воспроизвел за 5 попыток)

 

 

Методика «Домик»

Н. И. Гуткина

(произвольность внимания)

 

Цель: оценка уровня произвольности внимания.

Возраст: 5-10 лет.

Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги, на котором нарисована картинка, и карандаш. На этом листе прошу тебя нарисовать точно такую же картинку. Не торопись, будь внимателен. Если же нарисуешь неправильно, то ничего стирать не нужно, рядом нарисуй правильно».

Когда ребенок говорит об окончании работы, ему надо предложить, все ли верно.

Ошибками считаются:

1. отсутствие какой-либо детали 4б.

2. увеличение отдельных деталей рисунка, 3б.

3. неправильно изображенный элемент рисунка 2б.

4. неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (смещение забора вниз или вверх, трубы, отклонение колечек дыма более 30˚ от горизонтальной линии) 1б.

5. отклонение прямых линий более 30˚ от заданного направления. 1б.

6. разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены. 1б.

7. залезание линий одна за другую. 1б.

 

Оценка результатов:

0б. – высокий уровень

1-2б. – хороший

3-4б. – средний

более 4б. – низкий

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: