Методика «Разрезные картинки»

С. Забрамная

(восприятие)

 

Цель: выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки ребенком.

Возраст: 3-7 лет.

Стимульный материал: предметные картинки, разрезанные по диагонали.

Процедура обследования: психолог показывает ребёнку четыре части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: «Сделай целую картинку». Обучение: психолог показывает, как надо соединить части в целое. После этого снова предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.

Интерпретация: Дети с нормальным умственным развитием с 3 лет складывают картинку из двух частей методом проб. После 4 лет они переходят к зрительному соотнесению. Картинки, разрезанные на 4 части, предлагаются с 4 лет, к 5 годам задание выполняется способом зрительного соотнесения. При работе с картинками, разрезанными по прямым на три части, дети часто «теряют» среднюю часть, сдвигая начало и конец изображения, но при удивлении и вопросе «А куда положим этот кусочек?» самостоятельно исправляют ошибку.

Дети с ЗПР собирают картинку из двух частей к 4 годам, картинка из 4 частей может вызвать у них затруднения и в 5 лет. После показа способа действия (взрослый собирает, показывает ребёнку, а потом разрушает картинку) ребёнок выполняет задание. Дети отвлекаются, могут не закончить задание, им требуются организующая помощь и поддержка.

Дети с УО не понимают смысл задания, хаотично перекладывают части картинки. К 5 – 6 годам эти дети способны собрать картинку, разрезанную на 2 – 4 части, но для этого им необходимо показать уже сложенное изображение. Если части лежат в перевёрнутом виде, то складывание вызывает большие трудности. Только после показа и совместного со взрослым выполнения они начинают собирать картинку самостоятельно. Однако для некоторых из них составление картинок из четырёх частей остаётся в этом возрасте недоступным.

Оценка результатов:

1 балл (низкий уровень) – не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения.

2 балла (средний уровень) – принимает задание, но условия задания не понимает, действует хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения.

3 балла (хороший уровень) – принимает и понимает цель задания, выполняет методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб.

4 балла (высокий уровень) – принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическим примериванием.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: