А. Я. Иванова, Е. В. Доценко

(образно-логическое мышление, геометрические фигуры)

 

Цель: оценка образно-логического мышления ребенка, знания геометрических фигур, цветов.

Возраст: 5-7 лет.

Процедура обследования: ребенку показывается картинка, на которой нарисованы геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники, ромбы следующих цветов – красные, желтые, синие и белые и двух размеров. Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.

Инструкция: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из групп и по какому признаку они выделены». На выполнение задания отводится 3 минуты.

Оценка результатов:

10 баллов – ребенок выделил все группы фигур за время меньше чем 2 минуты.

8-9 баллов – выделил все группы за время от 2,5 до 3 минут.

6-7 баллов – выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3 минут.

4-5 баллов – за время 3 минуты ребенок сумел назвать только от 5 до 7 групп.

2-3 балла – за время 3 минуты ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп.

2.

3. балл – за время 3 минуты ребенок сумел выделить не более 1 группы фигур.

 

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

1.

1. балл – очень низкий.

 

Методика «Диктант»

Д.Б. Эльконин

(произвольность поведения)

Цель: оценить такие показатели произвольности поведения как умение слушать и понимать, а затем в точности выполнять каждую инструкцию педагога, выполнять действие по инструкции, соблюдая требования и придерживаться образца.

Возраст: 5-7 лет.

Материалы методики: листы в клетку, карандаш, образец.

Процедура обследования:

· Первый этап заключается в том, что дети должны запомнить правила, по которым выполняется задание. Затем рассмотреть образец, выбрать место на бумаге, где будет выполняться задание.

· На втором этапе дети выполняют рисунок.

· Третий этап предусматривает проверку, правильно ли выполнено задание, сравнивание с образцом и исправление ошибок, если имеются.

 

В данной методике дети должны проводить линии по клеткам. Если педагог говорит направо, то линию нужно рисовать в этом направлении, если налево или направо, то тоже соблюдать направление линии. Линия должна продолжаться на такое количество клеточек, сколько укажет педагог. Начинать линию нужно от той точки, которую укажет взрослый.

Критериями являются произвольная регуляция и самостоятельность. Произвольная регуляция подразумевается под действием вслед за вербальной инструкцией взрослого. Самостоятельность выявляется по выполнению, следуя наглядному образцу.

 

 

 

Оценка результатов:

После выполнения рисунков работы детей проверяются, и им начисляются баллы.

4 балла - если ребенок смог точно выполнить задание, рисунок воспроизведен по образцу.

3 балла - если в задании была допущена одна ошибка.

2 балла - за несколько ошибок.

1 балл - рисунки, совершенно не похожие на образец.

 

Выводы об уровне произвольности:

4 балла – высокий.

3 балла – хороший.

2 балла – средний.

1 балл –низкий.

 

Методика «Кактус»

М.А. Панфилова

(личностные характеристики)

 

Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Возраст: с 4-х лет.

Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!

Процедура обследования: Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Кактус домашний или дикий?

2. Его можно потрогать? Он сильно колется?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: