Методы экологического воспитания дошкольников

Методическая разработка

Основу воспитания ценностного отношения ребенка к окружающему миру природы составляет его устойчивая потребность в общении и взаимодействии с природным окружением. Реализовать данную задачу возможно через использование всего спектра методов и форм работы с детьми по их экологическому образованию

 Методы обучения - это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование представлений, умений и навыков и воспитание отношения к окружающему миру.

В экологическом образовании дошкольников широко используется классификация методов обучения  это словесные, наглядные и практические.

Наглядные методы - позволяют сформировать у детей яркие, конкретные представления о природе, они с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Одним из ведущих наглядных методов, используемых в работе с детьми дошкольного возраста, является наблюдение.

 Наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в которой участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание

Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач:

· Формирует у детей знания о природе.

· Учит наблюдать.

· Развивает наблюдательность.

· Воспитывает эстетические чувства.

В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения.

Распознающее наблюдение. Его основой является поиск ответов на вопросы: кто это? что это? Каковы его свойства и признаки. Оно используется для ознакомления с новым предметом, явлением.

Приведу пример наблюдения из программы Светланы Ник. Николаевой «Кто живёт в аквариуме?»

- длительное наблюдение - это наблюдение за изменением и развитием объектов, предметов и явлений природы, длящееся от нескольких дней до нескольких недель, дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Пример  длительного наблюдения - наблюдение за ростом лука в банке с водой.

Воссоздающее наблюдение - его цель - воссоздание по части, детали целостного образа предмета или явления природы

восстановить картину целого (по следам на снегу определить кто прошёл или проехал, по цвету ягод - спелые они или нет). Этот вид наблюдения предполагает наличие у детей некоторых знаний, умений анализировать явления, сопоставлять отдельные данные, делать несложные умозаключения.

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, принято выделять наблюдения индивидуальные, групповые и фронтальные

Это зависит от содержания наблюдения и тех задач, которые ставит перед собой воспитатель. Но во всех случаях необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе.

   В целях закрепления представлений о мире природы, полученных детьми в ходе наблюдений, целесообразно использовать различные способы фиксации наблюдаемого: календари природы и погоды, дневники наблюдений за ростом и развитием растений, дневники наблюдений за птицами, гербарии, детские рисунки и т. д.

Фиксация даст детям возможность неоднократно обращаться к полученному опыту, поможет поддержать их интерес и позволит подкрепить те чувства и эмоции, которые ребенок испытал и пережил в процессе организуемых наблюдений за миром природы.

 Наряду с использованием наблюдений в практике работы дошкольных образовательных учреждений широко используется наглядный иллюстративный материал.

Наглядный иллюстративный материал помогает закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений. С его помощью можно формировать у детей представления об объектах, предметах, явлениях природы, которые в данный момент (или в данной местности) наблюдать невозможно.

Можно выделить следующие виды наглядно-иллюстративного материала:

картины природоведческого содержания. Наиболее часто в практике работы дошкольных образовательных учреждений используются следующие серии картин о природе:

«Домашние животные» (С. А. Веретенникова),

«Дикие животные с детенышами» (С.А.Веретенникова),

«Времена года» (С.Н.Соловьева),

«Картины о сельской местности»

 (С.Н.Соловьева) и некоторые другие;

картинки, иллюстрации, фотографии;

гербарии, коллекции;

 кинофильмы, диафильмы, диапозитивы.

Следующий наглядный метод - демонстрация моделей. Модели - это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки и структуру.

Существуют различные виды моделей.

а) Предметные. К ним относятся различные предметы и конструкции (аквариум (модель водоёма), заводные игрушки (позволяют сформировать у детей представление о внешнем виде и движении), игрушки-аналоги).

б) Предметно-схематические - в них существенные связи, признаки и отношения представлены в виде предметов-макетов

в) Графические - условно передают признаки, связи отношения природных явлений (календари природы, экологическая пирамида

На практике необходимо сочетать различные наглядные методы экологического воспитания.

Словесные методы в системе экологической работы с детьми также имеют большое значение. Словесное сопровождение делает понятным, ясным, доступным тот материал, который дети постигают в процессе непосредственного общения, взаимодействия с миром природы.

Среди словесных методов в первую очередь необходимо отметить беседу с детьми. Беседа может быть использована педагогом с разными дидактическими целями:

для создания интереса к предстоящей деятельности в природе; для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.

Исходя из дидактических целей и задач, выделяют три вида беседы природоведческого содержания:

1. Установочная беседа. Она помогает воспитателю привлечь внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, помогает детям вспомнить ту информацию о мире природы, которой они уже владеют, чтобы установить связь между имеющимся опытом и новыми знаниями;

2. Эвристическая беседа. Она направлена на установление причин различных явлений природы. Достигается это с помощью рассуждений детей, разрешения ими целой системы познавательных заданий (ребусы, кроссворды, загадки, речевые логические задачи и т.д.). Основу такой беседы составляют знания, которые уже имеются у детей, достаточно прочно ими усвоены;

3. Итоговая беседа. Она используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе. Такая беседа требует тщательной подготовки воспитателя, большой предварительной работы по накоплению конкретных представлений о мире природы у детей. Большое значение в ходе проведения итоговой беседы имеет демонстрационный материал (иллюстрации, фотографии, гербарии и т.д.).

Беседа предполагает диалог. Поэтому воспитателю очень важно продумать и спланировать систему вопросов для детей. Вопросы должны опираться на уже имеющиеся у детей знания. Кроме того, вопросы должны быть разной степени трудности.

 Кроме беседы, в целях первичного ознакомления детей с объектами, предме­тами и явлениями природы используется рассказ воспитателя. Основная цель рассказа — создать у детей точное, конкретное представление о том или ином объекте, предмете природы.

Рассказ должен привлекать внимание детей, воздействовать на эмоции и чувства детей. Необходимо дополнять рассказ познавательными заданиями различного характера. В целях сосредоточения внимания детей на содержании рассказа целесообразно использовать наглядный материал (картинки, иллюстрации). Речь воспитателя в процессе рассказа должна быть понятной детям. Рассказы о природе можно использовать, начиная с младшей группы.

Следующий словесный метод - чтение художественных произведений. В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринимать невозможно. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.

Основоположниками советской детской природоведческой книги являются В.В. Бианки, М.М. Пришвин, Паустовский, Сладков. Павлова ввела новый жанр - экологические сказки, которые в увлекательной форме знакомят с существами, населяющими планету Земля, учит понимать их потребности, отношения, раскрывает тайны сложных явлений и чудесных превращений в природе. Дальнейшее развитие экологическая сказка получила у Шорыгиной и Рыжовой.

 Практические методы.

Одним их практических методов экологического воспитания является игра.

Играя, дети познают природное окружение, их знания об объектах, предметах, явлениях природы заметно расширяются и конкретизируются.

Игровая деятельность оказывает также влияние на развитие у детей гуманных чувств по отношению к природе и познавательного к ней отношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: