Спишите, расставляя знаки препинания

 Айвазовский знаменитейший маринист вырвался из светской  петербургской круговерти и возвратился сюда  в город своего детства. Здесь и песок и камни помогают работать. Ни с чем не сравнимое наслаждение творчества! Давно позади разочарование столичной публики узнавшей что мастер которым восхищается вся Европа в самом расцвете сил и славы бросил столицу и уехал «на край света». Откуда им знать что для него жить значит работать. Да и побольше хотелось сделать для Феодосии.

Один лишь положительный момент в утомительной славе  достаток. На свои средства Иван Константинович выстроил несколько зданий благоустроил родную Феодосию обзавёлся домом-мастерской она же картинная галерея. Помог постройке порта и вот этой железной дороги идущей вдоль набережной. Это он настоял  чтобы рядом с морем вырос низенький уютный вокзал чтобы море широко до самого горизонта заливало окна поезда с левой стороны  обещая прохладу и удовольствие приехавшему северянину. Чтобы в двух шагах от вагонного  окна с правой стороны проплывали заросли южной зелени крыши огнедышащих закусочных уходили назад невысокие южные домики. Чтобы можно было немедленно выскочить из тамбура  подбежать к морю и окунуться в зеленоватую морскую волну  насладиться её прохладным шелестом. А затем броситься на гальку и со счастливым  блаженным вздохом втянуть в лёгкие весь благословенный южный воздух пропитанный запахами кофе жареного мяса рыбы моря н нагретого камня.

Вариант 4

 

Охарактеризуйте полисемию и моносемию как свойства слова, приведите примеры.

Выполните тестовые задания

Акцентологические нормы

1. Найти слова, в которых ударным является первый слог:

а) вальдшнеп;

б) колледж;

в) бармен;

г) партер.

 

2. Найти слова, в которых ударение падает на последний слог:

а) квартал;

б) эксперт;

в) благовест;

г) щавель.

Орфоэпические нормы

3. Найти слова, в которых сочетание ЧТ произносится как ШТ:

а) чтобы;

б) ничто;

в) прочту;

г) ГЛАВПОЧТАМТ.

 

4. Найти слова, произношение которых указано правильно:

а) инцидент;

б) конфорт;

в) конфорка;

г) тубаретка.

Лексические нормы

5. Найти синонимы:

а) бурлить;

б) бушевать;

в) кипеть;

г) дымиться.

 

6. Найти словосочетания, в которых нарушены правила лексической сочетаемости:

а) приложить силы;

б) заслужил известность;

в) оплата гонорара;

г) уделять заботу.

Грамматические нормы

7. Найти имена прилагательные, формы степеней сравнения которых образованы правильно:

а) более прогрессивный;

б) наиболее прогрессивный;

в) самый наикратчайший;

г) красившее.

 

8. Найти сочетания, которые не соответствуют литературной норме:

а) согласно соглашению;

б) согласно договоренности;

в) согласно легенды;

г) согласно мнения.

Орфографические нормы

9. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.

Д…(с/сс)идент, д…ф…рамб, д…ф…цитный, ид…альный, ид…ология, им…тировать, импр…(с/сс)арио, т…(р,рр)…тория, эксп…р…мент, (н…)разу

(н…)был в опере, (н…) раз любовался проспектом, он (не)создан для этого,

(не)написанная книга, образова(н,нн)ость, реставрацио(н,нн)ый, серебря(н,нн)ый, нарушить (по)причине большой скорости, крепко(на)крепко, (с)прав…, изредк…, и…черна, пр…зывный, ключ…м, туш…нка.

Пунктуационные нормы

Спишите, расставляя знаки препинания.

В развилинах ветвей  в дуплах и на пнях в тропических лесах на бескрайних просторах травянистых саванн и в засушливых пустынях на голых неприступных скалах и у самого берега моря произрастает великое множество кактусов. Сравнивая их даже не верится  что все они принадлежат к одному и тому же биологическому семейству.

Название «кактус» происходит от греческого слова которым в древней Элладе называли какие-то колючие растения. Карл Линней впервые употребил его для обозначения группы ранее неизвестных растений завезённых в Европу из Америки.

Среди пяти тысяч видов кактусов, известных в настоящее время ботаникам встречаются стройные могучие великаны более чем на двадцать метров взметнувшие многогранные колонны своих стволов  едва заметные шарики с длинными острыми колючками круглые лепёшки  вырастающие друг из друга в разных направлениях длинные ветвистые лианы похожие на спутанные космы седых волос и ребристые шары  достигающие более метра в диаметре. Различны форма стеблей  строение и окраска цветков кактусов. Но все они способны запасать влагу в тканях своих листьев веток, колючек.

                                            

Вариант 5

Охарактеризуйте синонимию как языковое средство, укажите типы синонимов, приведите примеры.

Выполните тестовые задания

Акцентологические нормы

1. Отметить слова, в которых ударение поставлено правильно:

а) ходатАйствовать;

б) занЯли;

в) осУжденный;

г) принялсЯ.

 

2. Отметить слова, в которых ударение поставлено неправильно:

а) назвалА;

б) созданЫ;

в) откупОрить;

г) оговОренный.

Орфоэпические нормы

3. Найти слова, в которых перед Е произносится твердый согласный:

а) демарш;

б) пюре;

в) кофе;

г) темп.

 

4. Найти слова, в которых сочетание ЧН произносится как ШН:

а) конечно;

б) девичник;

в) гречневый;

г) коричневый.

Лексические нормы

5. Найти архаизмы:

а) сей;

б) десница;

в) опричник;

г) тать.

 

6. Найти паронимы:

а) заходить (в магазин) – заходить (взад и вперед);

б) вражеский – вражий;

в) сердечный – жестокий;

г) романтический – романтичный.

Грамматические нормы

7. Установить соответствия между именами существительными и их родом.

а) салями -

б) иваси -

в) санки -

г) мозоль -

1) мужской;

2) средний;

3) женский.

 

8. Найти имена существительные, формы которых образованы правильно:

а) помидоров – родительный падеж, множественное число;

б) (песни) Шарля Азнавура – мужской род, родительный падеж;

в) полотенцев – родительный падеж, множественное число;

г) крема – именительный падеж, множественное число.

 

Орфографические нормы

9. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.

Аб…р…виатура, бе(з/с)пр…кословный, д…(ф/фф)…ренцировать, ин…ц…атива, к…мп…новка, м(е/э)рия, пр…валировать, р…ж…(с,сс)ер, ф…ст…валь, н…(в)чем (н…)виноват, (н…)(за)чем страдать, (не)унывающая

натура, они были (не)замечены, гости(н,нн)ица, лебеди(н,нн)ый, кова(н,нн)ый  мастером  меч, ждать (в)течени… суток, (без)зазрения совести, затемн…, (по)тихоньку, пр…пятствие, ш…винист, чащ…ба.

Пунктуационные нормы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: