Айвазовский знаменитейший маринист вырвался из светской петербургской круговерти и возвратился сюда в город своего детства. Здесь и песок и камни помогают работать. Ни с чем не сравнимое наслаждение творчества! Давно позади разочарование столичной публики узнавшей что мастер которым восхищается вся Европа в самом расцвете сил и славы бросил столицу и уехал «на край света». Откуда им знать что для него жить значит работать. Да и побольше хотелось сделать для Феодосии.
Один лишь положительный момент в утомительной славе достаток. На свои средства Иван Константинович выстроил несколько зданий благоустроил родную Феодосию обзавёлся домом-мастерской она же картинная галерея. Помог постройке порта и вот этой железной дороги идущей вдоль набережной. Это он настоял чтобы рядом с морем вырос низенький уютный вокзал чтобы море широко до самого горизонта заливало окна поезда с левой стороны обещая прохладу и удовольствие приехавшему северянину. Чтобы в двух шагах от вагонного окна с правой стороны проплывали заросли южной зелени крыши огнедышащих закусочных уходили назад невысокие южные домики. Чтобы можно было немедленно выскочить из тамбура подбежать к морю и окунуться в зеленоватую морскую волну насладиться её прохладным шелестом. А затем броситься на гальку и со счастливым блаженным вздохом втянуть в лёгкие весь благословенный южный воздух пропитанный запахами кофе жареного мяса рыбы моря н нагретого камня.
|
|
Вариант 4
Охарактеризуйте полисемию и моносемию как свойства слова, приведите примеры.
Выполните тестовые задания
Акцентологические нормы
1. Найти слова, в которых ударным является первый слог:
а) вальдшнеп;
б) колледж;
в) бармен;
г) партер.
2. Найти слова, в которых ударение падает на последний слог:
а) квартал;
б) эксперт;
в) благовест;
г) щавель.
Орфоэпические нормы
3. Найти слова, в которых сочетание ЧТ произносится как ШТ:
а) чтобы;
б) ничто;
в) прочту;
г) ГЛАВПОЧТАМТ.
4. Найти слова, произношение которых указано правильно:
а) инцидент;
б) конфорт;
в) конфорка;
г) тубаретка.
Лексические нормы
5. Найти синонимы:
а) бурлить;
б) бушевать;
в) кипеть;
г) дымиться.
6. Найти словосочетания, в которых нарушены правила лексической сочетаемости:
а) приложить силы;
б) заслужил известность;
в) оплата гонорара;
г) уделять заботу.
Грамматические нормы
7. Найти имена прилагательные, формы степеней сравнения которых образованы правильно:
а) более прогрессивный;
б) наиболее прогрессивный;
в) самый наикратчайший;
г) красившее.
8. Найти сочетания, которые не соответствуют литературной норме:
|
|
а) согласно соглашению;
б) согласно договоренности;
в) согласно легенды;
г) согласно мнения.
Орфографические нормы
9. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.
Д…(с/сс)идент, д…ф…рамб, д…ф…цитный, ид…альный, ид…ология, им…тировать, импр…(с/сс)арио, т…(р,рр)…тория, эксп…р…мент, (н…)разу
(н…)был в опере, (н…) раз любовался проспектом, он (не)создан для этого,
(не)написанная книга, образова(н,нн)ость, реставрацио(н,нн)ый, серебря(н,нн)ый, нарушить (по)причине большой скорости, крепко(на)крепко, (с)прав…, изредк…, и…черна, пр…зывный, ключ…м, туш…нка.
Пунктуационные нормы
Спишите, расставляя знаки препинания.
В развилинах ветвей в дуплах и на пнях в тропических лесах на бескрайних просторах травянистых саванн и в засушливых пустынях на голых неприступных скалах и у самого берега моря произрастает великое множество кактусов. Сравнивая их даже не верится что все они принадлежат к одному и тому же биологическому семейству.
Название «кактус» происходит от греческого слова которым в древней Элладе называли какие-то колючие растения. Карл Линней впервые употребил его для обозначения группы ранее неизвестных растений завезённых в Европу из Америки.
Среди пяти тысяч видов кактусов, известных в настоящее время ботаникам встречаются стройные могучие великаны более чем на двадцать метров взметнувшие многогранные колонны своих стволов едва заметные шарики с длинными острыми колючками круглые лепёшки вырастающие друг из друга в разных направлениях длинные ветвистые лианы похожие на спутанные космы седых волос и ребристые шары достигающие более метра в диаметре. Различны форма стеблей строение и окраска цветков кактусов. Но все они способны запасать влагу в тканях своих листьев веток, колючек.
Вариант 5
Охарактеризуйте синонимию как языковое средство, укажите типы синонимов, приведите примеры.
Выполните тестовые задания
Акцентологические нормы
1. Отметить слова, в которых ударение поставлено правильно:
а) ходатАйствовать;
б) занЯли;
в) осУжденный;
г) принялсЯ.
2. Отметить слова, в которых ударение поставлено неправильно:
а) назвалА;
б) созданЫ;
в) откупОрить;
г) оговОренный.
Орфоэпические нормы
3. Найти слова, в которых перед Е произносится твердый согласный:
а) демарш;
б) пюре;
в) кофе;
г) темп.
4. Найти слова, в которых сочетание ЧН произносится как ШН:
а) конечно;
б) девичник;
в) гречневый;
г) коричневый.
Лексические нормы
5. Найти архаизмы:
а) сей;
б) десница;
в) опричник;
г) тать.
6. Найти паронимы:
а) заходить (в магазин) – заходить (взад и вперед);
б) вражеский – вражий;
в) сердечный – жестокий;
г) романтический – романтичный.
Грамматические нормы
7. Установить соответствия между именами существительными и их родом.
а) салями -
б) иваси -
в) санки -
г) мозоль -
1) мужской;
2) средний;
3) женский.
8. Найти имена существительные, формы которых образованы правильно:
а) помидоров – родительный падеж, множественное число;
б) (песни) Шарля Азнавура – мужской род, родительный падеж;
в) полотенцев – родительный падеж, множественное число;
г) крема – именительный падеж, множественное число.
Орфографические нормы
9. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.
Аб…р…виатура, бе(з/с)пр…кословный, д…(ф/фф)…ренцировать, ин…ц…атива, к…мп…новка, м(е/э)рия, пр…валировать, р…ж…(с,сс)ер, ф…ст…валь, н…(в)чем (н…)виноват, (н…)(за)чем страдать, (не)унывающая
натура, они были (не)замечены, гости(н,нн)ица, лебеди(н,нн)ый, кова(н,нн)ый мастером меч, ждать (в)течени… суток, (без)зазрения совести, затемн…, (по)тихоньку, пр…пятствие, ш…винист, чащ…ба.
|
|
Пунктуационные нормы