Спишите, расставляя знаки препинания

 Айвазовский знаменитейший маринист вырвался из светской  петербургской круговерти и возвратился сюда  в город своего детства. Здесь и песок и камни помогают работать. Ни с чем не сравнимое наслаждение творчества! Давно позади разочарование столичной публики узнавшей что мастер которым восхищается вся Европа в самом расцвете сил и славы бросил столицу и уехал «на край света». Откуда им знать что для него жить значит работать. Да и побольше хотелось сделать для Феодосии.

Один лишь положительный момент в утомительной славе  достаток. На свои средства Иван Константинович выстроил несколько зданий благоустроил родную Феодосию обзавёлся домом-мастерской она же картинная галерея. Помог постройке порта и вот этой железной дороги идущей вдоль набережной. Это он настоял  чтобы рядом с морем вырос низенький уютный вокзал чтобы море широко до самого горизонта заливало окна поезда с левой стороны  обещая прохладу и удовольствие приехавшему северянину. Чтобы в двух шагах от вагонного  окна с правой стороны проплывали заросли южной зелени крыши огнедышащих закусочных уходили назад невысокие южные домики. Чтобы можно было немедленно выскочить из тамбура  подбежать к морю и окунуться в зеленоватую морскую волну  насладиться её прохладным шелестом. А затем броситься на гальку и со счастливым  блаженным вздохом втянуть в лёгкие весь благословенный южный воздух пропитанный запахами кофе жареного мяса рыбы моря н нагретого камня.

Вариант 4

 

Охарактеризуйте полисемию и моносемию как свойства слова, приведите примеры.

Выполните тестовые задания

Акцентологические нормы

1. Найти слова, в которых ударным является первый слог:

а) вальдшнеп;

б) колледж;

в) бармен;

г) партер.

 

2. Найти слова, в которых ударение падает на последний слог:

а) квартал;

б) эксперт;

в) благовест;

г) щавель.

Орфоэпические нормы

3. Найти слова, в которых сочетание ЧТ произносится как ШТ:

а) чтобы;

б) ничто;

в) прочту;

г) ГЛАВПОЧТАМТ.

 

4. Найти слова, произношение которых указано правильно:

а) инцидент;

б) конфорт;

в) конфорка;

г) тубаретка.

Лексические нормы

5. Найти синонимы:

а) бурлить;

б) бушевать;

в) кипеть;

г) дымиться.

 

6. Найти словосочетания, в которых нарушены правила лексической сочетаемости:

а) приложить силы;

б) заслужил известность;

в) оплата гонорара;

г) уделять заботу.

Грамматические нормы

7. Найти имена прилагательные, формы степеней сравнения которых образованы правильно:

а) более прогрессивный;

б) наиболее прогрессивный;

в) самый наикратчайший;

г) красившее.

 

8. Найти сочетания, которые не соответствуют литературной норме:

а) согласно соглашению;

б) согласно договоренности;

в) согласно легенды;

г) согласно мнения.

Орфографические нормы

9. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.

Д…(с/сс)идент, д…ф…рамб, д…ф…цитный, ид…альный, ид…ология, им…тировать, импр…(с/сс)арио, т…(р,рр)…тория, эксп…р…мент, (н…)разу

(н…)был в опере, (н…) раз любовался проспектом, он (не)создан для этого,

(не)написанная книга, образова(н,нн)ость, реставрацио(н,нн)ый, серебря(н,нн)ый, нарушить (по)причине большой скорости, крепко(на)крепко, (с)прав…, изредк…, и…черна, пр…зывный, ключ…м, туш…нка.

Пунктуационные нормы

Спишите, расставляя знаки препинания.

В развилинах ветвей  в дуплах и на пнях в тропических лесах на бескрайних просторах травянистых саванн и в засушливых пустынях на голых неприступных скалах и у самого берега моря произрастает великое множество кактусов. Сравнивая их даже не верится  что все они принадлежат к одному и тому же биологическому семейству.

Название «кактус» происходит от греческого слова которым в древней Элладе называли какие-то колючие растения. Карл Линней впервые употребил его для обозначения группы ранее неизвестных растений завезённых в Европу из Америки.

Среди пяти тысяч видов кактусов, известных в настоящее время ботаникам встречаются стройные могучие великаны более чем на двадцать метров взметнувшие многогранные колонны своих стволов  едва заметные шарики с длинными острыми колючками круглые лепёшки  вырастающие друг из друга в разных направлениях длинные ветвистые лианы похожие на спутанные космы седых волос и ребристые шары  достигающие более метра в диаметре. Различны форма стеблей  строение и окраска цветков кактусов. Но все они способны запасать влагу в тканях своих листьев веток, колючек.

                                            

Вариант 5

Охарактеризуйте синонимию как языковое средство, укажите типы синонимов, приведите примеры.

Выполните тестовые задания

Акцентологические нормы

1. Отметить слова, в которых ударение поставлено правильно:

а) ходатАйствовать;

б) занЯли;

в) осУжденный;

г) принялсЯ.

 

2. Отметить слова, в которых ударение поставлено неправильно:

а) назвалА;

б) созданЫ;

в) откупОрить;

г) оговОренный.

Орфоэпические нормы

3. Найти слова, в которых перед Е произносится твердый согласный:

а) демарш;

б) пюре;

в) кофе;

г) темп.

 

4. Найти слова, в которых сочетание ЧН произносится как ШН:

а) конечно;

б) девичник;

в) гречневый;

г) коричневый.

Лексические нормы

5. Найти архаизмы:

а) сей;

б) десница;

в) опричник;

г) тать.

 

6. Найти паронимы:

а) заходить (в магазин) – заходить (взад и вперед);

б) вражеский – вражий;

в) сердечный – жестокий;

г) романтический – романтичный.

Грамматические нормы

7. Установить соответствия между именами существительными и их родом.

а) салями -

б) иваси -

в) санки -

г) мозоль -

1) мужской;

2) средний;

3) женский.

 

8. Найти имена существительные, формы которых образованы правильно:

а) помидоров – родительный падеж, множественное число;

б) (песни) Шарля Азнавура – мужской род, родительный падеж;

в) полотенцев – родительный падеж, множественное число;

г) крема – именительный падеж, множественное число.

 

Орфографические нормы

9. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.

Аб…р…виатура, бе(з/с)пр…кословный, д…(ф/фф)…ренцировать, ин…ц…атива, к…мп…новка, м(е/э)рия, пр…валировать, р…ж…(с,сс)ер, ф…ст…валь, н…(в)чем (н…)виноват, (н…)(за)чем страдать, (не)унывающая

натура, они были (не)замечены, гости(н,нн)ица, лебеди(н,нн)ый, кова(н,нн)ый  мастером  меч, ждать (в)течени… суток, (без)зазрения совести, затемн…, (по)тихоньку, пр…пятствие, ш…винист, чащ…ба.

Пунктуационные нормы




double arrow
Сейчас читают про: