Основная учебная литература

1. Философия медицины./ Под ред. Ю.Л. Шевченко. М., 2004. Гл. 8. С. 172-182.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1999. Гл.XX. С. 446-463.

3. Философия./ Под ред. В.П.Кохановского. Ростов-на-Дону. 2004. Гл.IV. С. 130-149; 172-189.

 

Дополнительная литература

1. Франчук В.М. Универсальные механизмы эволюции// Вопросы философии. 2005. № 4.

2. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 20-22.; 516-520.

3. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке.// Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.19. С. 202-207.

4. Введение в философию./Под ред. Фролова И.Т. – М., 1989. Гл.VII. С. 171-184.

 

 

Литература к рефератам

К 1 реферату:

1. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 1999. Гл. 13.3. С. 380-390.

2. Концепции современого естествознания. М. 1999. Раздел V. С. 356-393.

3. Хрусталёв Ю.М. Философия. М., 2004. Ч.II. Гл. 1. С.253-258. Ч. III. Гл.1. С.507-525.

 

Ко 2 реферату:

1. Философия./ Под ред. В.П.Кохановского.- Ростов-на-Дону, 2004. Гл.IV. С. 133-150.

2. Поппер К.Р. Что такое диалектика?// Вопросы философии. 1995. № 1.

3. Ойзерман Т.И. Опыт критического осмысления диалектического материализма // Вопросы философии. 2000. № 1.

 

К 3 реферату:

1. Асмус В.Ф. История античной философии. Гл. IV. С.153-164.

2. Философская энциклопедия. М. 1967. Т. 4. Ст. «Платон». С. 265-266.

 

К 4 реферату:

         Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973. Гл.V. С. 255-275.

 

К 5 реферату:

1. Философия./ Под ред. В.П.Кохановского..- Ростов-на-Дону, 2004. Гл. IV. С.180-189.

2. Филососфская энциклопедия. М., 1964. Т. 3. Ст. «Метафизика». С. 402-408.

 

 

К 6 реферату:

1. Князева Е.П., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировоззрение// Вопросы философии.-1992. № 12.

2. Штанберг М.И. Синергетика и биология// Вопросы философии 1999. №2.

3. Пытков В.П. Определение синергетики// Вопросы философии. 2001. № 4.

4. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса// Хрестоматия по философии/ сост.: П.В. Алексеев, А.В. Панин. М., 1998. С.492-503.

5. Пригожин И. Философия нестабильности// Вопросы философии. 1991. № 6.

 

Занятие

1. Закон единства и борьбы противоположностей (закон диалектической противоположности).

2. Закон перехода количественных изменений в качественные.

3. Закон отрицания отрицания (закон диалектического синтеза).

 

1 вопрос. Метафизическая и диалектическая точки зрения на источник развития. Развитие как саморазвитие. Противоречие как источник развития. Понятие противоположностей, их единства и борьбы. Все ли противоположности, находящиеся в единстве, составляют диалектическое противоречие? Например, являются ли противоречием верх и низ стола, левая и правая сторона улицы, день и ночь, сложение и вычитание, наследственность и изменчивость, среда и организм? Действует ли закон диалектической противоположности в простом механическом движении?

    Этапы становления (тождество, различие, противоположность, противоречие) и развития (гармония, дисгармония, конфликт) противоречий. Приведите примеры. Чем определяется функционирование и направление развития системы? Всегда ли противоречие ведёт к переходу системы в новое качественное состояние?

    Формы разрешения противоречий. Приведите примеры перехода противоположностей друг в друга, победы одной из противоположностей, гибели обеих противоположностей, примирения противоположностей на более высоком уровне. Существуют ли противоречия окончательно не разрешаемые в рамках данной системы?

    Можно ли согласиться с позицией известного критика диалектики Гегеля К. Поппера о том, что Гегель считал противоречия не только допустимыми и неизбежными, но в высшей степени желательными. «Это-та гегелевская доктрина, которая может разрушить всякий рациональный спор и всякий прогресс. Ведь если противоречия неизбежны и желательны, то мы не нуждаемся в устранении их, и, таким образом, всякий прогресс должен придти к своему концу…Причина признания Гегелем противоречий заключается в том, что он стремился остановить рациональный спор, а вместе с ним научный и интеллектуальный прогресс Делая аргументации и критику невозможной, он ставил свою философию в такое положение, в котором она могла самоутверждаться как непроницаемый догматизм, не воспринимающий никакой критики» (Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. II. С.50).

    Основания классификации противоречий, их типы и виды. Общедиалектические (сущностные и феноменологические, внешние и внутренние, необходимые и случайные, действительные и возможные и т.п. виды) и специфически-диалектические (по формам движения материи, по структурным уровням её организации, в области познания) противоречия. Приведите примеры подобных противоречий, особенно в области биологической формы движения материи и медицины. Методологическое значение закона диалектической противоречивости для медицинской науки и практики.

 

2 вопрос. Сущность закона перехода количественных изменений в качественные как закона раскрывающего механизм возникновения новых качеств. Рациональный смысл выражения «переход количества в качество». Категории «количество», «качество», «свойство». Прокомментируйте слова Гегеля: «Нечто есть то, что оно есть, только благодаря своему качеству, между тем как, напротив, вещь, хотя она также существует лишь постольку, поскольку она обладает свойствами, всё же не связана неразрывно с тем или другим определённым свойством и, следовательно, может также и потерять его, не перестав из-за этого быть тем, что она есть» (Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.1. М., 1974. С. 290).

    Какому уровню познания объекта соответствуют следующие определения качества: 1)качество-это система важнейших, необходимых свойств предмета; 2) качество- это целостность, тождественная внутренней определенности объекта; 3) качество-это внешняя и внутренняя определённость, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, что они есть?

    Какие характеристики количества раскрываются в следующих определениях: 1) количество-это совокупность изменений в материальной системе, которые не тождественны изменению её сущности; 2) количество есть степень развития данного качества. Неразрывная связь количества и качества. Количественные характеристики человеческого организма.

    Раскройте смысл утверждения Гегеля, что качество «есть вообще тождественная с бытием, непосредственная определённость в отличие от рассматриваемого после него количества, которое, правда, также есть определённость бытия, но уже не непосредственно тождественная с последним, а безразличная к бытию, внешняя ему определённость. Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя своё качество, оно перестаёт быть тем, что оно есть» (Гегель. Энциклопедия наук. Т.1. М., 1974. С. 228).

    Характеристика количественных изменений, способных привести к изменению качества системы. Относительность количественных и качественных характеристик в зависимости от точки отсчёта. Приведите примеры.

    Категория «мера». Каким термином обозначается проявление «меры» в медицине? Приведите примеры, подтверждающие высказывание известного средневекового врача Парацельса: «Всё есть яд и всё есть лекарство, тем или другим делает лишь доза». К соблюдению какого закона диалектики в поведении призывает древнеиндийский афоризм: «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневным. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обличают, слепая вера делает смешным, неведение ведёт к пороку»?

    Понятие скачка. Узловая линия мер. Роль синергетики в понимании скачка. Основная классификация скачков: по формам движения материи, по времени их протекания (скачки-взрывы, постепенные скачки), по количеству систем или подсистем, включаемых в скачок (одинарные и комплексные), по роли в развитии (прогрессивные, регрессивные и одноуровневые скачки) и т.п. Чем определяется характер скачка? Развитие как единство непрерывности и прерывности.

    Методологическое значение закона перехода количественных изменений в качественные для медицины.

    Особенности проявления закона перехода количественных изменений в качественные по сравнению с проявлением закона диалектической противоречивости.

3 вопрос. Сущность закона диалектического синтеза как закона прогрессивного развития материальных систем. Отрицание как всеобщий момент развития. Метафизическое понимание отрицания. Нигилизм. Формы его проявления.

    Какому известному литературному герою принадлежат следующие мысли и какая философия в них отражена: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта…Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает…Это никуда не годится…Пора бросить эту ерунду». «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание, - мы отрицаем всё…сперва нужно разрушить, место расчистить, а строить – это уже не наше дело». «Рафаэль гроша медного не стоит».

    Можно ли согласиться с Лениным, который считал необходимым «самым решительным образом» отвергнуть «как теоретически неверные и практически вредные, всякие попытки выдумывать свою особую культуру». Нам нужна «не выдумка новой пролеткультуры, а развитие лучших образцов, традиций, результатов существующей культуры». (Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.41.С.337; 462)? Против какого мировозрения выступает Ленин?

    Прокомментируйте слова Хайдеггера: «Нигилизм по своей сущности скорее является основным движением в истории Запада. Это движение обнаруживает такую глубину, что его развёртывание может иметь следствием только мировую катастрофу. Нигилизм есть всемирно-историческое движение Земли, втянутых в сферу влияния современности…Сущность нигилизма - это сама метафизика». Приведите примеры современного проявления нигилизма.

    Диалектическое отрицание. Отрицание – снятие и отрицание – синтез. Всегда ли действие данного закона ограничивается двумя последовательными отрицаниями. Почему действие закона отрицания отрицания на заключительной стадии приводит к новому более качественному состоянию системы, которое воспроизводит на более высоком уровне характерные черты исходной ступени развития? Преемственность развития. Спиралевидная форма развития. Диалектический синтез и принципы синергетики. Приведите примеры действия закона отрицания отрицания. Всегда ли в случае прогрессивного развития системы действует данный закон? Обнаруживает ли он себя всегда в последовательных двух и более отрицаниях?

    Действует ли закон диалектического отрицания при следующих изменениях: вода – лёд - вода, день – вечер – ночь – утро – день, неорганическая природа – живая природа – общество; рождение – жизнь – смерть, зерно – росток – зерно, знание – незнание – знание, здоровье – болезнь – здоровье, формально – абстрактный диагноз заболевания – патогенетический диагноз – конкретное лечение болезни?

    Особенности действия закона отрицания отрицания по сравнению с двумя другими законами диалектики. Единая основа всех трёх законов диалектики.

    Методологическое значение закона отрицания отрицания для медицинской науки и практики.

 

Темы рефератов

 

1. Понятие закона в философии и медицине.

2. Особенности проявления закона единства и борьбы противоположностей в медицине.

3. Особенности проявления закона перехода количественных изменений в качественные в медицине.

4. Особенности проявления закона отрицания отрицания в медицине.

5. Всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность явлений в медицине.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: