Структура методической разработки

Требования к методической разработке

 

рекомендации для преподавателей

 

 

г. Череповец 

2018


    Шестакова Н.Н. Рекомендации для преподавателей по подготовке методической разработки  [Текст]: рекомендации для преподавателей / сост. методист Н.Н. Шестакова,– Череповец: БПОУ ВО «Череповецкое областное училище искусств и художественных ремесел им. В.В. Верещагина», 2018. – 10 с.

 

 

В рекомендациях  дано определение, что такое методическая разработка, требования к подготовке и оформлению её. Основные принципы подготовки методической разработки в образовательной организации.

 

Рекомендации адресованы педагогическим работникам профессиональных образовательных организаций и учреждений дополнительного образования детей.

Знакомясь с материалами брошюры, преподаватель узнает, что
такое методическая разработка, ее виды и научится правильно
распределять материал, правильно и грамотно оформлять
материалы из своего опыта.





Методическая разработка

Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия, сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.

Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.

Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

Методическая разработка может представлять собой:

· разработка конкретного занятия;

· разработка серии занятий;

· разработка темы программы;

· разработка частной (авторской) методики преподавания дисциплины;

· разработка общей методики преподавания дисциплин;

· разработка новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

· методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания дисциплины;

· методические разработки, связанные с новыми учебными специальностями, интегрированными специальностями;

Схема методической разработки может включать:

· название разработки;

· сведения об авторе;

· цель;

· перечень используемого оборудования и материалов;

· описание хода проведения мероприятия;

· методические советы по его организации и подведению итогов;

· список использованной литературы;

· приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки)

Требования, предъявляемые к методической разработке:

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

· тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт; определить цель методической разработки;

· внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный педагогический опыт по выбранной теме;

· составить план и определить структуру методической разработки; определить направления предстоящей работы.

 

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель.

Например, цель может быть следующей:

· определение форм и методов изучения содержания темы;

· раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы;

· описание видов деятельности педагога и учащихся;

· описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на занятиях;

· использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.

· Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

· Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

· Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

· Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

· Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным.

· Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

· Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

· Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.

· Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить?».

· Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы занятий, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки-схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Структура методической разработки

Общая структура:

· Титульный лист

· Аннотация

· Содержание (оглавление)

· Введение (пояснительная записка)

· Основная часть

· Список использованной литературы.

· Приложения (дополнительный материал).

Общие требования к оформлению методической разработки

На титульном листе вверху по центру пишется название организации, от имени которой выпускается издание, с названием вышестоящей организации. Ниже прописывается заглавие, над  заглавием  И.О.Ф. автора (Вам следует помнить, что сначала пишутся инициалы, а затем фамилия). Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится  (приложение 1).

Рисунки и фотографии на обложке должны соответствовать содержанию разработки.

Оборот титульного листа содержит фамилию, имя, отчество автора, должность, место работы, квалификационную категорию или ученую степень, а также аннотацию к работе. Аннотация (1 страница) содержит следующие лаконичные сведения:

- указывается, чему посвящено данное пособие;

- предназначение данного методического пособия, т.е. какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа;

- возможные сферы приложения предлагаемого вида методической продукции (где может быть использовано настоящее пособие) (приложение 2).

Содержание или оглавление. Оглавление пишется только тогда, когда в работе есть главы. В остальных случаях пишется содержание. В нем не используются номера и слова типа «стр.» или «с.» В методической разработке объемом менее 10 страниц печатного текста рубрика «Содержание» необязательна. Расположение рубрики «Содержание» в начале разработки (в сравнении с расположением в конце разработки) более удобно читателю как для знакомства с работой, так и для пользования.

Во введении (пояснительной записке) до 15% текста, раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и какое место она занимает в содержании образования (1-2 страницы).

В основной части, до 75% текста, раскрывается замысел. В основной части пособия в зависимости от назначения и целей могут быть различные разделы (главы). Их название, количество, последовательность определяется и логически выстраивается в зависимости от замысла автора.

В заключении (1-2 страницы), до 10% текста, подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

Литература – список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.

Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данного методического пособия, но не вошедших в основной текст. В числе приложений могут быть различные необходимые нормативные документы, в том числе образовательного учреждения, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: