Требования к методической разработке
рекомендации для преподавателей
г. Череповец
2018
Шестакова Н.Н. Рекомендации для преподавателей по подготовке методической разработки [Текст]: рекомендации для преподавателей / сост. методист Н.Н. Шестакова,– Череповец: БПОУ ВО «Череповецкое областное училище искусств и художественных ремесел им. В.В. Верещагина», 2018. – 10 с. |
В рекомендациях дано определение, что такое методическая разработка, требования к подготовке и оформлению её. Основные принципы подготовки методической разработки в образовательной организации.
Рекомендации адресованы педагогическим работникам профессиональных образовательных организаций и учреждений дополнительного образования детей.
Знакомясь с материалами брошюры, преподаватель узнает, что
такое методическая разработка, ее виды и научится правильно
распределять материал, правильно и грамотно оформлять
материалы из своего опыта.
Методическая разработка
|
|
Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия, сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.
Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.
Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.
Методическая разработка может представлять собой:
· разработка конкретного занятия;
· разработка серии занятий;
· разработка темы программы;
· разработка частной (авторской) методики преподавания дисциплины;
· разработка общей методики преподавания дисциплин;
· разработка новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
· методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания дисциплины;
· методические разработки, связанные с новыми учебными специальностями, интегрированными специальностями;
Схема методической разработки может включать:
· название разработки;
|
|
· сведения об авторе;
· цель;
· перечень используемого оборудования и материалов;
· описание хода проведения мероприятия;
· методические советы по его организации и подведению итогов;
· список использованной литературы;
· приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки)
Требования, предъявляемые к методической разработке:
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:
· тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт; определить цель методической разработки;
· внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный педагогический опыт по выбранной теме;
· составить план и определить структуру методической разработки; определить направления предстоящей работы.
Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель.
Например, цель может быть следующей:
· определение форм и методов изучения содержания темы;
· раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы;
· описание видов деятельности педагога и учащихся;
· описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на занятиях;
· использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.
· Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
· Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
· Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
· Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
· Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным.
· Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
· Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
· Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.
· Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить?».
· Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы занятий, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки-схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).
Структура методической разработки
Общая структура:
· Титульный лист
· Аннотация
· Содержание (оглавление)
· Введение (пояснительная записка)
· Основная часть
· Список использованной литературы.
· Приложения (дополнительный материал).
Общие требования к оформлению методической разработки
На титульном листе вверху по центру пишется название организации, от имени которой выпускается издание, с названием вышестоящей организации. Ниже прописывается заглавие, над заглавием И.О.Ф. автора (Вам следует помнить, что сначала пишутся инициалы, а затем фамилия). Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится (приложение 1).
|
|
Рисунки и фотографии на обложке должны соответствовать содержанию разработки.
Оборот титульного листа содержит фамилию, имя, отчество автора, должность, место работы, квалификационную категорию или ученую степень, а также аннотацию к работе. Аннотация (1 страница) содержит следующие лаконичные сведения:
- указывается, чему посвящено данное пособие;
- предназначение данного методического пособия, т.е. какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа;
- возможные сферы приложения предлагаемого вида методической продукции (где может быть использовано настоящее пособие) (приложение 2).
Содержание или оглавление. Оглавление пишется только тогда, когда в работе есть главы. В остальных случаях пишется содержание. В нем не используются номера и слова типа «стр.» или «с.» В методической разработке объемом менее 10 страниц печатного текста рубрика «Содержание» необязательна. Расположение рубрики «Содержание» в начале разработки (в сравнении с расположением в конце разработки) более удобно читателю как для знакомства с работой, так и для пользования.
Во введении (пояснительной записке) до 15% текста, раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и какое место она занимает в содержании образования (1-2 страницы).
В основной части, до 75% текста, раскрывается замысел. В основной части пособия в зависимости от назначения и целей могут быть различные разделы (главы). Их название, количество, последовательность определяется и логически выстраивается в зависимости от замысла автора.
В заключении (1-2 страницы), до 10% текста, подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.
Литература – список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.
Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данного методического пособия, но не вошедших в основной текст. В числе приложений могут быть различные необходимые нормативные документы, в том числе образовательного учреждения, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.
|
|