Для получения прогнозного значения объемов спроса на перевозку груза необходимо провести анализ динамического ряда. Маркетинговой службой СФТО был проведен анализ временного ряда объема перевозок этого груза, в результате которого установлено, что значимой компонентой данного ряда является тренд. Анализ факторов и условий, оказывающих влияние на объемы перевозок, показал, что в будущем периоде они будут изменяться незначительно. Данные результаты позволяют утверждать, что прогноз объемов спроса на перевозки, основанный на анализе тренда, будет качественным. Доходная ставка на перевозку 1 тонны груза, себестоимость перевозки 1 тонны груза приведены в табл. 4.
Рассчитать уравнение тренда на основе исходных данных по объемам перевозок груза по варианту (табл. 1., 2). С использованием полученного уравнения составить прогноз объема спроса перевозку груза на конкретный год. Изобразить результаты расчетов графически.
Таблица 1
Объем перевозок груза по договорам через ТЦФТО за последние 10 лет, млн. т.
год | вариант | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | 4150 | 4490 | 5120 | 5450 | 3150 | 4200 | 5600 | 5200 | 3500 | 4300 |
2 | 4020 | 5120 | 5050 | 5340 | 3430 | 4350 | 5340 | 5090 | 3670 | 4180 |
3 | 4310 | 5087 | 4830 | 5220 | 3790 | 4420 | 5280 | 5120 | 3610 | 4080 |
4 | 4390 | 5321 | 4710 | 5380 | 4030 | 4400 | 5030 | 4990 | 3720 | 3890 |
5 | 4510 | 5496 | 4790 | 5260 | 4160 | 4530 | 4780 | 4710 | 3830 | 3620 |
6 | 4460 | 5760 | 4720 | 5110 | 4220 | 4670 | 4890 | 4600 | 3910 | 3450 |
7 | 4680 | 5620 | 4680 | 5090 | 4500 | 4830 | 4760 | 4670 | 3870 | 3310 |
8 | 4730 | 5870 | 4610 | 4960 | 4780 | 4790 | 4610 | 4560 | 4000 | 3080 |
9 | 4810 | 5430 | 4550 | 4820 | 5010 | 4880 | 4450 | 4500 | 4090 | 2890 |
10 | 4790 | 5760 | 4460 | 4800 | 5170 | 5010 | 4400 | 4310 | 4120 | 2600 |
год прогноза | 11 | 12 | 13 | 14 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 9 |
Продолжение таблицы 1
Объем перевозок груза по договорам через ТЦФТО за последние 10 лет, тыс. т.
год | вариант | |||||||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
1 | 3550 | 4490 | 5120 | 5450 | 3450 | 4200 | 5600 | 5100 | 3500 | 4500 |
2 | 3950 | 5120 | 5050 | 5340 | 3430 | 4350 | 5340 | 5090 | 3570 | 4380 |
3 | 4310 | 5587 | 4830 | 5220 | 3690 | 4420 | 5580 | 5220 | 3610 | 4080 |
4 | 4390 | 5221 | 4610 | 5580 | 4030 | 4400 | 5030 | 4990 | 3720 | 3890 |
5 | 4510 | 5496 | 4790 | 5260 | 4160 | 4530 | 4760 | 4810 | 3830 | 3920 |
6 | 4260 | 5660 | 4720 | 5110 | 4320 | 4570 | 4890 | 4600 | 4010 | 3450 |
7 | 4680 | 5620 | 4680 | 5090 | 4500 | 4830 | 4760 | 4670 | 3870 | 3310 |
8 | 4730 | 5870 | 4600 | 4860 | 4780 | 4890 | 4510 | 4560 | 4000 | 3080 |
9 | 4910 | 5430 | 4550 | 4820 | 4910 | 5080 | 4450 | 4400 | 4090 | 2990 |
10 | 4790 | 5860 | 4260 | 4800 | 5170 | 5010 | 4400 | 4310 | 4190 | 2600 |
год прогноза | 10 | 8 | 11 | 12 | 9 | 10 | 11 | 8 | 12 | 7 |
Таблица 2.
Коэффициенты корректировки базовых значений объемов перевозки
1-я цифра варианта | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Коэфф. корректировки | 0,9 | 1,1 | 1,25 | 0,95 | 0,8 | 1,3 | 1,05 | 0,6 | 1,15 | 1,01 |
Таблица 3.
Доходная ставка и расходная ставка на перевозку 1 тонны груза
| 1-я цифра варианта | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Доходная ставка на 1 тонну груза, коп./10ткм | 360 | 459 | 253 | 157 | 40 | 263 | 754 | 359 | 445 | 550 |
Себестоимость железнодорожной перевозки, коп/10ткм | 312 | 416 | 214 | 118 | 13 | 220 | 716 | 215 | 211 | 500 |
Вариант состоит из двух цифр:
1-цифра варианта – коэффициент корректировки базового значения объема перевозки груза по каждому году наблюдений (табл. 2);
2-я цифра варианта – базовые значения объема перевозки груза (табл. 1).
Например, если прогнозируемый год - 8, то это означает, что из таблицы с исходными данными выбираются объемы перевозок по варианту с 1 по 7 год включительно. Далее выполняется расчет по выше приведенной методике и формулам.
Для расчета параметров зависимости используется вспомогательная таблица 1. 1
Таблица 1.1
Определение параметров зависимости b0 и b1
t | y | t2 | t*y |
∑t | ∑y | ∑t2 | ∑ty |
Методические указания по выполнению задания№1 «Прогнозирование спроса на перевозки грузов по временным рядам динамики»
Прогнозирование – это предсказание будущего развития внутренней и внешней среды предприятия на относительно длительный период, основанное на научных методах и интуиции специалистов. Одним из методов прогнозирования является экстраполяция (перенесение в будущее тенденций, которые сформировались в прошлом), опирающаяся на анализ динамического ряда изучаемого показателя.
Динамический ряд (или временной ряд) ̶ ряд значений некоторого показателя, взятых по состоянию на определенные моменты или периоды времени. Временные ряды отражают динамику социально-экономических явлений. Если уровни временного ряда формируются под влиянием факторов и условий, которые будут незначительно изменяться в будущем, то временной ряд можно использовать для прогнозирования.
Действие факторов, влияющих на величины уровней временного ряда, носит различный временной характер. Влияние одних факторов проявляется постепенно в течение продолжительных промежутков времени, влияние других – периодически, с разной длиной периода. Некоторые факторы проявляют себя случайно и нерегулярно. В этой связи каждый уровень временного ряда можно рассматривать как результат наложения компонент, имеющих разный временной характер действия. К таким компонентам относят: тренд, циклическую компоненту, сезонную компоненту, нерегулярную компоненту.
Под трендом понимается долгосрочная составляющая, характеризующая общую тенденцию изменения временного ряда в течение длительного периода времени.
Под тенденцией понимается возрастание или убывание уровней временного ряда.
Факторами, порождающими тренд, могут быть изменения состава населения, инфляция, технологические изменения, рост производства, рост цен и т.д.
При анализе тренда независимой переменной является время, а зависимой – уровень временного ряда:
, где
t – время,
- оценка уровня временного ряда.
Если тренд является линейным, то для вычисления параметров уравнения применяется метод наименьших квадратов:
где ;
;
T – общее число наблюдений во временном ряду (длина временного ряда);
- наблюденное значение временного ряда за период t.
После определения параметров уравнения можно приступать к прогнозированию с использованием следующей формулы:
где Т – последний год в ряду наблюдений;
k – количество лет вперед, на которые необходимо получить прогноз.
Для расчета параметров зависимости используется вспомогательная таблица 1. 1
Таблица 1.1
Определение параметров зависимости b0 и b1
t | y | t2 | t*y |
∑t | ∑y | ∑t2 | ∑ty |
После заполнения таблицы, рассчитываются параметры и подставляются в уравнение тренда.
Подставляя в формулу для определения прогнозного значения переменную t = 1, 2, … Т определяют значения объемов спроса по модели и сравнивают их с фактическими данными.
Данные прогнозных и фактических значений объемов спроса по каждому гожу наносят на график. При правильно выполненных расчетах прямая линия по прогнозным значениям должна вписываться в пространство нанесенных фактических значений объема спроса.
Литература
1. Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в ред. 2015 г.
2. Приказ Министерства транспорта РФ от 27 июля 2015 г. N 228 "Об утверждении Правил приема перевозчиком заявок грузоотправителей на перевозку грузов железнодорожным транспортом".
3. Приказ Министерства путей сообщения РФ от 16.06.2003 №20 "Об утверждении Правил составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом".
4. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 22 октября 2007 г. N 150 (зарегистрирован Минюстом России 11 декабря 2007 г., регистрационный N 10674). "Об утверждении Правил перевозок грузов в поездах, сформированных из локомотивов и вагонов, принадлежащих на праве собственности или ином праве грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим и физическим лицам, не являющимся перевозчиками на железнодорожном транспорте".
5. Приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 29 марта 1999 г. N 10Ц (зарегистрирован Минюстом России 14 сентября 1999 г., регистрационный N 1898) "Об утверждении Правил перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте".
6. Приказ Минтранса России от 06.09.2010 N 192 (ред. от 20.12.2013) "Об утверждении Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки, на перевозку грузов".
7. Экономика железнодорожного транспорта: учебник/ Н.П. Терешина, В.Г. Галабурда, В.А. Токарев и др.; под ред. Н.П. Терешиной, Б.М. Лапидуса. ̶ М.: ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2011.
8. Транспортный маркетинг: учебник/ В.Г. Галабурда, Г.В. Бубнова, Е.А. Иванова и др.; под ред. В.Г. Галабурды. ̶ М.: ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2011.
9. Кожевникова А.Н. Коммерческая деятельность на железнодорожном транспорте. Часть 1. Рынок транспортных услуг: Учебное пособие – М.: МГУПС (МИИТ), 2015.
10. Кожевникова А.Н. Коммерческая деятельность на железнодорожном транспорте. Часть 2. Нормативно-правовая база осуществления коммерческой деятельности на железнодорожном транспорте: Учебное пособие. – М.: МГУПС (МИИТ), 2015.
11. Кожевникова А.Н. Коммерческая деятельность на железнодорожном транспорте. Часть 4. Система фирменного транспортного обслуживания: Учебное пособие. – М.: МГУПС (МИИТ), 2015.
12. Кожевникова А.Н., Крупнова Е.С. Коммерческая деятельность на железнодорожном транспорте. Часть 6. Система фирменного транспортного обслуживания: Учебное пособие. – М.: МГУПС (МИИТ), 2015.
Учебно-методическое издание
Кожевникова Алла Николаевна
КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
ЧАСТЬ II
Планирование и прогнозирование перевозок грузов
Учебно-методическое пособие
для выполнения практических заданий и
по дисциплине
«Организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам деятельности»
направления 38.03.06 «Торговое дело»
Подписано в печать Формат Тираж 100 экз.
Усл.- печ. л. Заказ Изд. № 300-16
150048, Ярославль, Московский пр., д. 151.
Типография Ярославского ж.д. техникума – филиала МГУПС (МИИТ)