Практическое задание №1. «Прогнозирование спроса на перевозки грузов по временным рядам динамики»

  Для получения прогнозного значения объемов спроса на перевозку груза необходимо провести анализ динамического ряда. Маркетинговой службой СФТО был проведен анализ временного ряда объема перевозок этого груза, в результате которого установлено, что значимой компонентой данного ряда является тренд. Анализ факторов и условий, оказывающих влияние на объемы перевозок, показал, что в будущем периоде они будут изменяться незначительно. Данные результаты позволяют утверждать, что прогноз объемов спроса на перевозки, основанный на анализе тренда, будет качественным. Доходная ставка на перевозку 1 тонны груза, себестоимость перевозки 1 тонны груза приведены в табл. 4.

Рассчитать уравнение тренда на основе исходных данных по объемам перевозок груза по варианту (табл. 1., 2). С использованием полученного уравнения составить прогноз объема спроса перевозку груза на конкретный год. Изобразить результаты расчетов графически.

Таблица 1

Объем перевозок груза по договорам через ТЦФТО за последние 10 лет, млн. т.

год

вариант

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 4150 4490 5120 5450 3150 4200 5600 5200 3500 4300
2 4020 5120 5050 5340 3430 4350 5340 5090 3670 4180
3 4310 5087 4830 5220 3790 4420 5280 5120 3610 4080
4 4390 5321 4710 5380 4030 4400 5030 4990 3720 3890
5 4510 5496 4790 5260 4160 4530 4780 4710 3830 3620
6 4460 5760 4720 5110 4220 4670 4890 4600 3910 3450
7 4680 5620 4680 5090 4500 4830 4760 4670 3870 3310
8 4730 5870 4610 4960 4780 4790 4610 4560 4000 3080
9 4810 5430 4550 4820 5010 4880 4450 4500 4090 2890
10 4790 5760 4460 4800 5170 5010 4400 4310 4120 2600
год прогноза 11 12 13 14 11 10 9 8 7 9

 

Продолжение таблицы 1

Объем перевозок груза по договорам через ТЦФТО за последние 10 лет, тыс. т.

год

вариант

11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1 3550 4490 5120 5450 3450 4200 5600 5100 3500 4500
2 3950 5120 5050 5340 3430 4350 5340 5090 3570 4380
3 4310 5587 4830 5220 3690 4420 5580 5220 3610 4080
4 4390 5221 4610 5580 4030 4400 5030 4990 3720 3890
5 4510 5496 4790 5260 4160 4530 4760 4810 3830 3920
6 4260 5660 4720 5110 4320 4570 4890 4600 4010 3450
7 4680 5620 4680 5090 4500 4830 4760 4670 3870 3310
8 4730 5870 4600 4860 4780 4890 4510 4560 4000 3080
9 4910 5430 4550 4820 4910 5080 4450 4400 4090 2990
10 4790 5860 4260 4800 5170 5010 4400 4310 4190 2600
год прогноза 10 8 11 12 9 10 11 8 12 7

 

Таблица 2.

Коэффициенты корректировки базовых значений объемов перевозки

 

1-я цифра варианта

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Коэфф. корректировки 0,9 1,1 1,25 0,95 0,8 1,3 1,05 0,6 1,15 1,01

 

Таблица 3.

Доходная ставка и расходная ставка на перевозку 1 тонны груза

 

 

1-я цифра варианта

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Доходная ставка на 1 тонну груза, коп./10ткм 360 459 253 157 40 263 754 359 445 550
Себестоимость железнодорожной перевозки, коп/10ткм 312 416 214 118 13 220 716 215 211 500

 

Вариант состоит из двух цифр:

1-цифра варианта – коэффициент корректировки базового значения объема перевозки груза по каждому году наблюдений (табл. 2);

2-я цифра варианта – базовые значения объема перевозки груза (табл. 1).

Например, если прогнозируемый год - 8, то это означает, что из таблицы с исходными данными выбираются объемы перевозок по варианту с 1 по 7 год включительно. Далее выполняется расчет по выше приведенной методике и формулам.

 

Для расчета параметров зависимости используется вспомогательная таблица 1. 1


 

Таблица 1.1

Определение параметров зависимости b0 и b1

t y t2 t*y
       
       
       
∑t ∑y ∑t2 ∑ty

 

Методические указания по выполнению задания№1   «Прогнозирование спроса на перевозки грузов по временным рядам динамики»

 

Прогнозирование – это предсказание будущего развития внутренней и внешней среды предприятия на относительно длительный период, основанное на научных методах и интуиции специалистов. Одним из методов прогнозирования является экстраполяция (перенесение в будущее тенденций, которые сформировались в прошлом), опирающаяся на анализ динамического ряда изучаемого показателя.

Динамический ряд (или временной ряд) ̶ ряд значений некоторого показателя, взятых по состоянию на определенные моменты или периоды времени. Временные ряды отражают динамику социально-экономических явлений. Если уровни временного ряда формируются под влиянием факторов и условий, которые будут незначительно изменяться в будущем, то временной ряд можно использовать для прогнозирования.

Действие факторов, влияющих на величины уровней временного ряда, носит различный временной характер. Влияние одних факторов проявляется постепенно в течение продолжительных промежутков времени, влияние других – периодически, с разной длиной периода. Некоторые факторы проявляют себя случайно и нерегулярно. В этой связи каждый уровень временного ряда можно рассматривать как результат наложения компонент, имеющих разный временной характер действия. К таким компонентам относят: тренд, циклическую компоненту, сезонную компоненту, нерегулярную компоненту.

Под трендом понимается долгосрочная составляющая, характеризующая общую тенденцию изменения временного ряда в течение длительного периода времени.

Под тенденцией понимается возрастание или убывание уровней временного ряда.

Факторами, порождающими тренд, могут быть изменения состава населения, инфляция, технологические изменения, рост производства, рост цен и т.д.

При анализе тренда независимой переменной является время, а зависимой – уровень временного ряда:

, где

 t – время,

- оценка уровня временного ряда.

Если тренд является линейным, то для вычисления параметров уравнения  применяется метод наименьших квадратов:    

 

 

где ;

;

T – общее число наблюдений во временном ряду (длина временного ряда);

- наблюденное значение временного ряда за период t.

После определения параметров уравнения можно приступать к прогнозированию с использованием следующей формулы:

где Т – последний год в ряду наблюдений;

k – количество лет вперед, на которые необходимо получить прогноз. 

 

   Для расчета параметров зависимости используется вспомогательная таблица 1. 1

Таблица 1.1

Определение параметров зависимости b0 и b1

t y t2 t*y
       
       
       
∑t ∑y ∑t2 ∑ty

 

После заполнения таблицы, рассчитываются параметры  и подставляются в уравнение тренда.

Подставляя в формулу для определения прогнозного значения переменную t = 1, 2, … Т определяют значения объемов спроса по модели и сравнивают их с фактическими данными.

Данные прогнозных и фактических значений объемов спроса по каждому гожу наносят на график. При правильно выполненных расчетах прямая линия по прогнозным значениям должна вписываться в пространство нанесенных фактических значений объема спроса.


 




Литература

1. Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в ред. 2015 г.

2. Приказ Министерства транспорта РФ от 27 июля 2015 г. N 228 "Об утверждении Правил приема перевозчиком заявок грузоотправителей на перевозку грузов железнодорожным транспортом".

3. Приказ Министерства путей сообщения РФ от 16.06.2003 №20 "Об утверждении Правил составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом".

4. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 22 октября 2007 г. N 150 (зарегистрирован Минюстом России 11 декабря 2007 г., регистрационный N 10674). "Об утверждении Правил перевозок грузов в поездах, сформированных из локомотивов и вагонов, принадлежащих на праве собственности или ином праве грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим и физическим лицам, не являющимся перевозчиками на железнодорожном транспорте".

5.  Приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 29 марта 1999 г. N 10Ц (зарегистрирован Минюстом России 14 сентября 1999 г., регистрационный N 1898) "Об утверждении Правил перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте".

6. Приказ Минтранса России от 06.09.2010 N 192 (ред. от 20.12.2013) "Об утверждении Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки, на перевозку грузов".

7. Экономика железнодорожного транспорта: учебник/ Н.П. Терешина, В.Г. Галабурда, В.А. Токарев и др.; под ред. Н.П. Терешиной, Б.М. Лапидуса. ̶ М.: ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2011.

8.   Транспортный маркетинг: учебник/ В.Г. Галабурда, Г.В. Бубнова, Е.А. Иванова и др.; под ред. В.Г. Галабурды. ̶ М.: ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2011.

9. Кожевникова А.Н. Коммерческая деятельность на железнодорожном транспорте. Часть 1. Рынок транспортных услуг: Учебное пособие – М.: МГУПС (МИИТ), 2015.

10. Кожевникова А.Н. Коммерческая деятельность на железнодорожном транспорте. Часть 2. Нормативно-правовая база осуществления коммерческой деятельности на железнодорожном транспорте: Учебное пособие. – М.: МГУПС (МИИТ), 2015.

11. Кожевникова А.Н. Коммерческая деятельность на железнодорожном транспорте. Часть 4. Система фирменного транспортного обслуживания: Учебное пособие. – М.: МГУПС (МИИТ), 2015.

12. Кожевникова А.Н., Крупнова Е.С. Коммерческая деятельность на железнодорожном транспорте. Часть 6. Система фирменного транспортного обслуживания: Учебное пособие. – М.: МГУПС (МИИТ), 2015.

 

 

Учебно-методическое издание

 

Кожевникова Алла Николаевна

 

 

КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

 

ЧАСТЬ II

 

Планирование и прогнозирование перевозок грузов

 

Учебно-методическое пособие

 

 

для выполнения практических заданий и

 

по дисциплине

 

«Организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам деятельности»

 

направления 38.03.06 «Торговое дело»

 

Подписано в печать                  Формат                         Тираж 100  экз.

Усл.- печ. л.                                Заказ                             Изд. № 300-16

150048, Ярославль, Московский пр., д. 151.

Типография Ярославского ж.д. техникума – филиала МГУПС (МИИТ)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: