Основными требованиями, которым должны удовлетворять посадки циркуляционно нагруженного кольца, является:
- отсутствие проворачивания и обкатывания колец;
- недопустимость образования зазоров на посадочных поверхностях и минимальный натяг в сопряжении незначительно изменяющий зазоры между кольцами и телами качения.
А. Пальмгреном была предложена формула для определения минимального натяга между валом и вращающимся внутренним кольцом посадочных поверхностей под действием радиальной нагрузки и уменьшения натяга вследствие разности температур окружающей среды подшипника.
, (мкм)
где Fr – радиальная нагрузка на подшипник (Н)
B´=B – 2r.
Исходные данные, например: подобрать посадку радиального шарикоподшипника № 6-405. Нагружение внутреннего кольца – циркуляционное. Радиальная нагрузка – Fr = 1400Н. Разность температур подшипника и окружающего воздуха –
мм; мм; мм; мм.
По формуле находим минимальный натяг;
мкм.
Для гарантии отсутствия проворота кольца при длительной работе увеличим найденное значение на 10%:
|
|
мкм.
При вероятностном расчете определяем среднее значение и рассеивание зазора или натяга.
Отклонение отверстия внутреннего кольца | Поле допуска вала |
мкм |
мкм | Вероятное | ||||
Зазор, мкм | Натяг, мкм | |||||||
min | max | min | max | |||||
мкм
мкм
| I | +6,5 | -6,5 | 1,53 | 13,73 | |||
II | +15 | +2 | 6,97 | 22,23 | ||||
III | +21 | +8 | 12,97 | 28,23 | ||||
IV | +28 | +15 | 19,97 | 35,23 |
Рассмотрим рекомендуемые посадки () из таблицы.
Находим: мкм; мкм;
6,5мкм; 6,5мкм.
Определяем среднее отклонение размеров отверстия и вала:
мкм;
мкм.
Допуск отверстия:
мкм.
Допуск вала
мкм.
Определяем среднее значение зазора (натяга) по формуле:
мкм.
Вероятностное рассеивание:
мкм.
Наибольший и наименьший вероятностные зазоры и натяги в переходных посадках:
мкм;
мкм.
Аналогично решаем для: посадки .
Определяем среднее отклонение размеров отверстия и вала:
мкм;
мкм.
Допуск отверстия:
мкм.
Допуск вала
мкм.
Определяем среднее значение зазора(натяга) по формуле:
мкм.
Вероятностное рассеивание:
мкм.
Наибольший и наименьший вероятностные зазоры (натяги) в переходных посадках:
мкм;
мкм.
Для посадки .
Определяем среднее отклонение размеров отверстия и вала:
мкм;
мкм.
Допуск отверстия:
мкм.
Допуск вала
мкм.
Определяем среднее значение зазора(натяга) по формуле:
мкм.
Вероятностное рассеивание:
мкм.
Наибольший и наименьший вероятностные зазоры, и натяги в переходных посадках:
мкм;
мкм.
Для посадки .
Определяем среднее отклонение размеров отверстия и вала:
мкм;
|
|
мкм.
Допуск отверстия:
мкм.
Допуск вала
мкм.
Определяем среднее значение зазора(натяга) по формуле:
мкм.
Вероятностное рассеивание:
мкм.
Наибольший и наименьший вероятностные зазоры, и натяги в переходных посадках:
мкм;
мкм.
Отрицательные значения относятся к посадкам с натягом. Положительные значения к посадкам с зазором.
Из таблицы видно, что ближайшим полем допуска вала, обеспечивающим в сопряжении с внутренним кольцом подшипника требуемый натяг, является .
Построим схему полей допусков для подшипника качения (рис.4.1).
Рис.4.1 Схема полей допусков. |